Тема 2.1. Становление и развитие классической философии (с Древности до Просвещения)
Особенности генезиса философии в странах Древнего Востока и Древней Греции. Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии. Космоцентрический тип философствования.
Веды как единство мифологических, религиозных, ритуальных, философских взглядов Древней Индии. Упанишады. Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Индии. Основные философские идеи веданты, буддизма.
Философские идеи в Древнем Китае. Особенности китайского мифологически-религиозного мировоззрения. Учение Лао-Цзы. Социально-философская и нравственно-правовая проблематика философии Древнего Китая; конфуцианство, легизм.
Характерные черты античной философии. Досократический период; проблема первоначала. Классический период греческой философии. Софисты. Сократ и его роль во взглядах на человека. Майевтика. Система объективного идеализма Платона. Платоновская доктрина человеческой души, познания, природы и космоса. Идеальное государство Платона. Философское учение Аристотеля; его логика, этика и учение об обществе. Сократические школы эпохи эллинизма: киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смысле жизни, неоплатонизм.
Своеобразие и особенности философской мысли Средневековья. Теоцентрический тип философствования, его культурно-исторические и социальные предпосылки.
Апологетика; Тертуллиан, Ориген. Патристика. Августин Блаженный и его учение о "двух градах". Христианская догматика и философская мысль. Принципы теоцентристской философии: креационизм, супранатурализм, сотериология, провиденциализм, эсхатология. Схоластический реализм и номинализм. Фома Аквинский о соединении веры и разума. Уильям Оккам и его принцип экономии мысли.
Предпосылки эпохи Возрождения в странах Западной Европы. Ренессансное мировосприятие; гуманизм. Основные идеи философии эпохи Возрождения: сдвиг в сторону антропоцентризма. Ренессансный человек – хозяин своей судьбы. Понимание человека как творческой личности. Эстетическое отношение к действительности. Расцвет искусства. Пантеизм как философское миропонимание. Николай Кузанский и его идея ученого незнания. Эразм Роттердамский. Развитие науки и ее влияние на философию. Леонардо да Винчи. Н.Коперник. Дж. Бруно. Г.Галилей. Роль философии эпохи Возрождения на последующее развитие европейской культуры.
Социально-культурное содержание эпохи Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
Ф. Бэкон и его учение о методе. Виды человеческих заблуждений (идолов) по Бэкону. Разработка индуктивной методологии науки. Представления Бэкона об идеальном обществе. Развитие механистического материализма в философии Т. Гоббса. Ограниченность свободы воли. Идея общественного договора. Ограниченность власти государства естественными законами. Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания. Сенсуалистическая трактовка опыта и "чистый разум". Философское обоснование либерализма. Договорная теория государства. Разделение властей. Гармония человека и общества.
Субъективный идеализм Дж. Беркли. Критика концепции первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства. Радикальный гносеологический скептицизм Д. Юма.
Рационализм Р. Декарта. Критика предрассудков, авторитетов и традиций. Непосредственная данность и преимущественная достоверность сознания. Проблема существования внешнего мира. Учение о врожденных идеях. Ясность и отчетливость как критерии истины; механистичность материального мира. Пантеизм Б. Спинозы; Бог – природа – субстанция. Атрибуты и модусы субстанции. Свобода как осознанная необходимость. Г.Ф. Лейбниц и его монадология. Основные характеристики монады; трактовка пространства и времени. Истины факта и метафизические истины.
Европейское просвещение. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования сознания. Гуманизм. Критика религиозного фанатизма. Нравственное облагораживание человечества. Ш. Монтескье о естественных и социальных законах, способах правления, разделении властей. Вольтер о свободе человека и равенстве перед законом. Ж.-Ж. Руссо о противоречиях и необратимости исторического процесса. Французский материализм XVIII в. Природа как причина самой себя; вечность и самодвижение материи. Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах.
Тема 2.2. От классики к постмодернизму (западная философия 19-20 веков)
Завершенность, диалектика, взаимосвязь философских систем представителей немецкой классической философии.
Критическая философия Канта. "Вещь в себе" и явление. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Идеи чистого разума. Этика Канта; категорический императив. Свобода и долг. Проблема Бога. Философия истории Канта.
Субъективно-идеалистическая философия И. Фихте. Принципы и система философии. Тождество субъекта и объекта. Основания "наукоучения" и диалектика Фихте.
Объективный идеализм Ф. Шеллинга. Трансцендентальная философия и натурфилософия. Шеллинг о диалектике природы.
Объективный диалектический идеализм Г. Гегеля. Система и метод. Гегель о тождестве мышления и бытия. Философия как логика. Категории и принципы диалектического мышления. Учение Гегеля об истине. Философия природы. Философия духа. Гражданское общество и государство. Философия права Гегеля.
Материализм Л. Фейербаха. Критика идеализма и агностицизма. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека. Антропологический принцип философии Фейербаха.
Многообразие западной философии XIX – XX вв.;рационализм и иррационализм – закономерный результат развития неклассической философии.
Рационализм: кантианство, гегельянство. Философия марксизма: материализм и диалектика, основной вопрос философии; проблемы теории познания, учение об истине. Основные положения марксистского понимания истории: общественное бытие и общественное сознание; роль способа материального производства в жизни общества; производительные силы и производственные отношения, классы и классовая борьба, общественно-экономические формации; общественный прогресс и его критерии.
Позитивизм в XIX веке. О. Конт: философия и наука, проблема предмета философии, классификация наук, три стадий развития человеческого духа; социология в системе наук. Эмпириокритицизм: гносеология Э. Маха – элементы опыта, экономия мышления, описательность; теория принципиальной координации Р. Авенариуса. Неопозитивизм: Марбургская школа, Баденская школа неокантианства. Аналитическая философия; Дж. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Р. Карнап. Постпозитивизм и философия науки; К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин, П. Фейерабенд о развитии научного знания.
Прагматизм: истина как целесообразность, практическая обоснованность в контексте американской духовной традиции: Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи. Структурализм К. Леви-Строса.
Иррационализм как попытка преодолеть противоречия классического рационализма. Волюнтаризм А. Шопенгауэра; мир как воля и как представление. Философия Ф.Ницше: критика коллективистской морали, нигилизм, воля к власти и идеал сверхчеловека. Интуитивизм А. Бергсона: жизнь как поток переживаний субъекта, жизненный порыв, интеллект и интуиция в творческой эволюции человека. Экзистенциальная философия: экзистенция, уникальность человеческого бытия, свобода и поиск смысла бытия; М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс. Герменевтика как феноменология человеческого бытия; проблемы понимания, объяснения, толкования в культуре ХХ в. М. Хайдеггер, Г. Гадамер. Западная религиозно-философская мысль XX в.: неотомизм, протестантская философия,
Фрейдизм как философское мировоззрение: психоанализ З.Фрейда, и философия неофрейдизма. Аналитическая психология К.Юнга и коллективное бессознательное. Архетип и символ. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.
Понятие постмодерна. Ж.Ф. Лиотар, Ж. Дерида, М. Фуко, Ж. Делез; философский плюрализм, стремление найти культурные основы современного общества.