Мыслящая материя как последний субъект
С развитием чёткого осознания себя и происходящего вокруг человек всё более и более «переселяется» из живой материи в мыслящую. То есть, с развитием мыслительной деятельности, центр идентификации человека всё более смещается от жизнедеятельности (тела с его целями и потребностями) в сторону мысли (внутреннего самоосознания — мыслящей материи с её целями и потребностями).
Смещение центра идентификации происходит благодаря тому, что, структурируя себя как целостный мир, человек относится к определённым частям своего тела, а затем и каким‑то проявлениям психики как элементам внешнего мира, теряя гармонию с телом и замыкаясь в своей мыслительной деятельности. Так человек второго тысячелетия говорит врачу «у меня шалит желудок, дайте мне лекарство которое его усмиряет», тогда как человек древнего мира говорил просто «мне плохо, я не могу есть». В данном случае желудок перестаёт быть нашей частью, как только мы называем и изучаем как отдельный орган. Современный человек уже не ассоциирует себя ни со своими «нервами», ни с комплексами, ни с эмоциями, ни с либидо и другими несознательными психическими процессами. Единственным пространством, о котором человек всё ещё говорит «это я», является процесс его мыслительной деятельности, его самоосознание, его внутренний (вербальный и образный) диалог с самим собой. Таким образом, структурируя окружающий мир и самого человека, мыслящая материя превращается в центр идентификации человека.
Это происходит, прежде всего, потому, что все остальные части человека являются объектами познания (сущностями, которые познаются), и только сам процесс познания (процесс мышления) является познающей сущностью, то есть субъектом.
Вполне естественно, что при неглубоком познании самого себя, человек отождествляет с субъектом познания себя всего. В процессе дальнейшего глубокого самопознания человек относит всё больше и больше своих частей к объектам, а не к субъекту познания. Сначала объектами становятся части тела, потом, с развитием психологии, становится понятно, что многие процессы центральной нервной системы могут быть изучены «извне» как объекты, а не как субъекты познания. Предел этого «вычитания», неделимый субъект, у которого уже не будет «непознающихся» частей, и есть та сущность, которую называют «душа», «внутреннее Я», и так далее. Можно утверждать, что эта сущность является не философской абстракцией, а реальным видом материи (имеющим свои законы развития), который может быть изучен научным путём и который может быть перенесён с одних носителей на другие, а так же создан искусственно.
Тело и душа: возвращение к гармонии или разрыв навсегда?
Возможно ли возвращение первобытной гармонии — триединства тело‑душа‑мир — или мыслящая материя будет всё более и более отгораживаться как от живой материи человека, так и от окружающего мира? Ответ на этот вопрос определяет два пути дальнейшего развития человечества — путь создания "совершенной жизни" (гармонии и счастья отдельного человека и "золотого века" для человечества) и путь создания и развития "мыслящей материи" (окончательное расхождение мысли и жизни — сначала их целей, потом их носителей).
Поскольку эволюция идёт не путём "сжигания мостов", а путём дивергенции, сосуществования жизнеспособных форм, эти две возможности будут реализовываться параллельно, по крайней мере, до этапа, когда менее динамично развивающаяся жизнь будет вытеснена стремительно прогрессирующей мыслью.
Освобождение сознания от тела и отрыв мысли от жизни
О смерти и счастье
Как упоминалось, за несколько последних тысячелетий произошло кардинальное изменение смысла существования человека. Если для живой материи смыслом существования было поддержание жизнедеятельности (обмена веществ, как в рамках одного организма, так и из поколения в поколение), то для человека, вступившего за это время на путь превращения в мыслящую материю, смыслом существования стало поддерживание мыслительной деятельности. Именно с продолжением своего сознания, а не с продолжением тела человек связывает своё бессмертие: при альтернативе продолжения существования сознания со смертью тела или существование тела со смертью сознания каждый, несомненно, выберет первый вариант. На вариант «тело без мысли» любой из нас возразит «это буду уже не я».
Заметим: в современном мире мысль является центром идентификации не только отдельного человека, но и народов, более озабоченных сохранением своей культуры, чем сохранением чистоты своего генотипа. Это фактически означает смену как индивидуального, так и популяционного отбора генов отбором мыслей.
Двусторонность осознания современным человеком самого себя уже повлияла на его восприятие не только своей смерти, но и своего счастья. Так, с одной стороны, человечество стремится к покою и удовольствиям (что диктует человеку его телесная составляющая), с другой стороны, оно стремится к развитию и прогрессу, причём любой ценой, часто в ущерб или с риском для жизни (что диктует человеку зарождающаяся в нём мыслящая материя). Стремления мысли в человеке всё активнее противоречат стремлениям жизни, что и ведёт к неустойчивости психики — как для индивидуума, так и для всего человечества в целом.