Мотивационная концепция личности А.Маслоу

В центре концепции Маслоу – самоактуализирующаяся личность (это не обычный человек, которому что-то добавили, а обычный человек, у которого ничего не отняли).

Признаки самоактуализирующейся личности: 1) более эффективное восприятие реальности и более комфортабельное отношение к ней; 2) принятие себя, других, природу как они есть; 3) спонтанность, простота, естественность; 4) центрированность на задаче, а не на себе; 5) некоторая автономность, потребность в уединении; 6) личная автономия, относительная независимость от культуры, среды; 7) чувство нового, постоянная свежесть оценок; 8) мистичность и опыт высших состояний; 9) чувство сопричастности, эмпатии, единения с другими; 1О) более глубокие межличностные отношения; 11) демократическая структура характера; 12) различение средств и цели, добра и зла; 13) философское, неврожденное чувство юмора; 14) самоактуализирующееся творчество; 15) сопротивление раскультурыванию.

В концепции личности Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. У человека существуют потребности, которые он стремиться удовлетворить. Поведением человека движимо именно потребностями. Они мотивируют человека совершать те или иные действия, и деятельность вообще. Любое действие подразумевает наличие под собой мотива, т. е. причины, почему, то или иное действие совершается.

Маслоу рассматривает природу человека и человеческого поведения с точки зрения удовлетворения различных потребностей. Мотив любого действия (поведения) - это удовлетворение той или иной потребности.

Иерархия потребностей: 1) физиологические; 2) безопасность и защита; 3) принадлежность и любовь; 4) самоуважение; 5) самоактуализация.

№34 Личность в гуманистическом подходе Э. Фромма

Гуманистический подход к пониманию личности проявляется в том, что человек рассматривается как изначально хороший, которому потенциально присущи положительные духовные качества и высшие духовные потребности (самосовершенствование, стремление понять себя, смысл жизни, свое назначение в мире, потребности в красоте, гармонии, истине и т. п.). Но они выступают как потенции, которые могут реализоваться в реальной жизни человека, а могут и не реализоваться при неблагоприятных социальных условиях. Фромм считал, что социальное окружение является не просто условием, но важнейшим фактором развития личности.

По Фромму, движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма, — это потребность в укоренении и потребность в индивидуализии. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими членами этого общества, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни.

Личность — результат динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Под влиянием последних человек делает не то, что хочет или что ему нужно. У него возникают псевдочувства (например, он злится не потому, что злится, а потому, что в данной ситуации так положено), он не может быть самим собой и в то же время боится оказаться аутсайдером в обществе.Чтобы преодолеть это чувство, люди готовы отказаться от свободы, подавить свою индивидуальность.

«Бегство от свободы»проявляется как авторитаризм (при мазохистской его форме человек излишне зависим в отношениях с окружающими, подчинен и беспомощен, а при садистской форме возникает стремление доминировать над другими, эксплуатировать, контролировать и унижать их). Второй механизм «бегства от свободы» — деструктивность (человек преодолевает чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других). Третий механизм — абсолютное подчинение социальным нормам, превращение в такой тип личности, какого требует модель культуры, каким его хотят видеть, — конформность автомата.

Фромм считал, что люди могут быть самостоятельными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, «позитивной свободой».

Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

1. Потребность в установлении связей.

2. Потребность в преодолении.

3. Потребность в корнях

4. Потребность в самотождественности

5. Потребность в системе взглядов и преданности.

Выражение и способы удовлетворения этих потребностей зависят от условий общества, в котором живет человек. Структуры социума формируют также типы и структуру личности — «социальные типы характера»:

1. Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих.

2. Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью.

3. Накапливающие типы пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви

4. Рыночный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять

5. Продуктивный характер - независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки

По существу, продуктивная ориентация в гуманистической теории Фромма – это идеальное состояние человека. Вряд ли кто-нибудь достигал всех характеристик продуктивной личности. В то же время Фромм был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

№35 Экзистенциальный подход к пониманию личности В. Франкла

«Логотерапия»

В логотерапии основной мотивационной силой человека считается стремление к смыслу. Согласно антропологии Виктора Франкла, человек в любом состоянии и любой ситуации стремится к смыслу, обоснованности своего существования в соотнесённости с другими людьми и миром. Виктор Франкл представил трёхмерную модель личности, содержащую в горизонтальной плоскости два измерения – физическое и психическое, а в вертикальной плоскости – духовное, в которой все три измерения образуют нераздельное целое.

Согласно Виктору Франклу, человек – существо свободное, ответственное и духовное. К сфере духовного можно отнести стремление к смыслу, свободу выбора, интенциональность, креативность, способность любить, интуицию и вдохновение, идеи и идеалы, ответственность, совесть, юмор.

Подход Франкла основывается на трёх философско-психологических концептах, а именно:

1. Свобода воли

Согласно логотерапии, люди обусловлены не полностью, у них сохраняется базовая свобода для принятия решений и способность занять позицию по отношению к внутренним (психологическим) и внешним (биологическим и социальным) условиям. Свобода определяется здесь как пространство для формирования своей жизни в рамках заданных возможностей. Свобода проистекает из духовной сферы человека, понимаемой как человеческая составляющая, лежащая превыше телесного и психического. Как духовные существа люди не просто реагируют на стимулы, но обладают определённой независимостью и способны проактивно формировать свою собственную жизнь.

2. Воля к смыслу

Люди не просто свободны, они свободны для чего-то – а именно, чтобы достичь определённых целей. Стремление к смыслу рассматривается как первичная мотивационная сила в человеке. Не имея возможности реализовать в жизни свою «волю к смыслу», человек переживает глубочайшее чувство бессмысленности и пустоты.

3. Смысл жизни

Логотерапия основана на идее о том, что смысл является объективной реальностью. Согласно логотерапии, человек призван, реализуя свои свободу и ответственность, сделать лучшее возможное из самого себя и окружающего мира посредством распознавания и реализации смысла каждой конкретной ситуации. В данном контексте абсолютно необходимо подчеркнуть, что возможности смысла, объективные по природе, связаны с конкретными ситуациями и людьми и потому находятся в постоянном изменении.

Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

№36 Личность в Психосинтезе Р. Ассаджиоли

Концепция психосинтеза разработана итальянским психиатром Р. Ассаджиоли и является прикладной, не претендуя на собственную методологию, опирающейся на методологию других школ (глубинная, гуманистическая и трансперсональная психология). Психосинтез опирается на психоанализ Фрейда. Сам Ассаджиоли считал, что где классический психоанализ заканчивается (найдя причину невроза), психосинтез только начинается, помогая сложить разложенные части личности в более совершенную комбинацию.

Эта система основана на предположении, что человек пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал. Структура личности, по Ассаджиоли, сложна и складывается из семи динамических составляющих.

1. Низшее бессознательное — подавленные желания, комплексы, инстинкты, давно забытые воспоминания.

2. Среднее бессознательное — это область, где пребывают все наши психологические навыки и состояния, которые могут быть произвольно перенесены в поле сознания.

3. Высшее бессознательное, или сверхсознание, — эволюционное будущее человека, все то, чего он может достичь в процессе развития; высшие парапсихологические способности, интуиция, творческое вдохновение, экстаз, духовность, влечения к любви, справедливости, красоте, состраданию, гармонии.

4. Поле сознания — непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных сознательному анализу.

5. Сознательное Я — это центр нашего сознания, но это не есть осознаваемая нами часть личности (поле сознания). Ассаджиоли так подчеркивает эту разницу: «Существующее между ними различие в каком-то смысле напоминает различие между освещенной зоной экрана и проецируемыми на ней изображениями». Именно этот элемент личности Ассаджиоли называет Эго.

6. Высшее Я — наша истинная сущность. Сознательное Я изменяется или исчезает при нарушении сознания (кома, обморок, наркоз, состояние гипноза и т. д.). Высшее Я не изменяется и не исчезает. Поэтому Ассаджиоли называет его истинным Я и считает, что именно из него после глубокого сна, обморока или наркоза Я снова возвращается в «поле сознания», т. е. снова начинает осознаваться нами.

7. Субличности (психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве личности). Каждая субличность ведет собственный стиль жизни, имеет собственные движущие желания, мотивы, мысли, чувства, поступки, модель мира.

Сам Ассаджиоли пишет: «В действительности нет двух Я, двух независимых и обособленных существ. Есть только Я, которое проявляется на разных уровнях сознательности и самопостижения».

Осознание персонального Я — условие психического здоровья, реализация трансперсонального Я — признак духовного совершенства.

№37 Теория черт Дж. Кеттела

Р.Кэттелл (американский психолог), профессор Иллинойского университета – автор опросника 16 РF. Кэттелл исходил из представления о многофакторной структуре личности и отмечал необходимость исследования всех свойств личности, которые обуславливают поведение.

Черты личности представляют собой гипотетические психологические конструкты. Они обнаруживаются в поведении и обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и различное время. Т.о. черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики.

Классификации черт по Кеттелу:

1) Исходные - это основополагающие черты личности. Они образуют те блоки, из которых встраивается структура личности. Исходные делятся на:

a. Конституциональные - развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума.

b. Черты, сформированные средой - обусловлены влиянием социального и физического окружения.

c. Способность, темперамент и динамические черты.

2) Поверхностные - совокупность поведенческих характеристик, которые проявляются как черта, в том случае, когда они неразрывно связаны. Т.е. такая черта как невротизм подтверждается набором взаимосвязанных элементов, а не одним из элементов.

Самым важным вкладом Кетелла в теорию личности является его систематическое описание личности. Он считал, что для того чтобы составить представление о личности человека нужно получить систематическое описание его личностных черт.

Для этой цели Кеттэл разработал личностный опросник шестнадцати личностных факторов (опросник «Шестнадцать личностных факторов») и в качестве основного метода исследования личности использовал факторный анализ.

Каждый фактор обозначен буквой, указывающей порядок, в котором он проявился в ходе факторного анализа.

Фактор А - отзывчивость-отчужденность.
Фактор В – интеллект
С - эмоциональная устойчивость-неустойчивость
Е - доминантность-подчиненность
F - рассудительность беспечность
G - сознательность-безответственность
H - смелость-робость
I - жесткость-мягкость
L - доверчивость подозрительность
M - мечтательность практичность
N - дипломатичность-прямолинейность
О - склонность к опасениям-спокойствие
Q1 - радикализм-консерватизм
Q2 - самодостаточность-комформизм
Q3 - недисциплинируемость- контролируемость
Q4 - расслабленность-напряженоость

По Кеттелу, черты личности образуют реальное единство, понимаемое нами как личность.

№38 Личность в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского

Суть культурно-исторической концепции: поведение современного культурного человека является не только результатом развития с детства, но и продуктом исторического развития. В процессе исторического развития изменялись и развивались не только внешние отношения людей, отношения между человеком и природой, изменялся и развивался сам человек, менялась его собственная природа. При этом фундаментальной, генетически исходной основой изменения и развития человека явилась его трудовая деятельность, осуществляемая с помощью орудий.

Согласно Л. С. Выготскому, человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения. Только в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а сами природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения. Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал он, в известном смысле уже продукт исторического развития человечества. Превращение природного материала в историческую форму есть всегда процесс сложного изменения самого типа развития, а отнюдь не простого органического созревания .

Основные законы психического развития, сформулированные Л. С. Выготским:
• Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадаете ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве).
• Закон метаморфозы в детском развитии (ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественно отличной психикой).
• Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.
• Закон развития высших психических функций «извне внутрь». Отличительные качества высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества.

Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как “фактора”, а как “источника” развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления.

По Выготскому, основным источником развития психики является среда, в которой психика формируется. Л. С. Выготский сумел перейти от чисто описательного изучения явлений к раскрытию их сущности, и в этом состоит его заслуга перед наукой.

№39 Концепция личности С.Л. Рубинштейна

Первое на что специально обращает внимание С.Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т.е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.

Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни.

В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием.

Любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее.

Так, для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения:

1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;

2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов: чего хочет личность (нравственные установки, потребности), что может личность (одарённость, способности) и что есть личность (характер)

Также тесно связаны между собой способности и характер. Наличие способностей порождает у человека уверенность в себе, твердость и решительность или, напротив, самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются посредством их реализации, а это в свою очередь зависит от свойств характера – целеустремленности, настойчивости и т. п. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.

№40 Личность в теории деятельности А.Н. Леонтьева

По мнению Леонтьева, личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности.

Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку «именно деятельности субъекта являются исходной единицей психологического анализа личности.

Каковы же следствия этого принципиального положения?

Во-первых, А. Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивида и личность. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей.

Другой столь же важный постулат – это положение о внешнем, действующем через внутренние условия. А. Н. Леонтьев полагает: если субъект жизни обладает активностью, то тогда справедливо: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».

Развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения.

Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них.

По сути потребность замешается мотивом, так как «до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета» ... и потому он «должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность, т.е. становится мотивом»

Таким образом, иерархия деятельностей на наших глазах превращается в иерархию мотивов. Но мотивы, как известно, бывают разные. Какие мотивы имеет в виду А. Н. Леонтьев?

Для выяснения этого он обращается к анализу категории эмоций. В рамках деятельностного подхода эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и «механизмом» ее движения.

Существуют мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы.

По мнению Леонтьева, «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий ... образуют как бы общий «психологический» профиль личности».

№41 Концепция личности в теории отношений В.Н. Мясищева

Именно отношение, по мысли В.Н. Мясищева, является интегратором этих свойств, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности.

Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. По мысли В.Н. Мясищева, отношение – это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. При этом важным моментом является представление о личности как о системе отношений, структурированной по степени обобщенности – от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом в частности.

Действительно, с момента рождения человек вынужден вступать именно в общественные отношения (сначала с матерью – непосредственно-эмоциональные отношения, затем с окружающими его близкими, сверстниками, воспитателями, педагогами, коллегами и т. д. в виде игровой, учебной, общественной и трудовой деятельности), которые, преломляясь через «внутренние условия», способствуют формированию, развитию и закреплению личностных, субъективных отношений человека. Эти отношения выражают личность в целом и составляют внутренний потенциал человека. Именно они проявляют, т. е. обнаруживают для самого человека, скрытые, невидимые его возможности и способствуют появлению новых. Автор особо подчеркивает регулятивную роль отношения в поведении человека.

Таким образом, отношения и установки – это отличные друг от друга психические образования. Поскольку понятие отношения не сводимо к другим психологическим категориям (установке, потребностям, мотивам, интересам и т. д.) и не разложимо на другие, оно представляет самостоятельный класс психологических понятий.

№42 Формирование личности по Л.И. Божович

Есть основание считать, что формирование личности не может характеризоваться независимым развитием какой-либо одной ее стороны – рациональной, волевой или эмоциональной. Личность – это действительно высшая интегративная система, некоторая нерасторжимая целостность. И можно считать, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии ее онтогенетического развития.

Содержание психической жизни детей первого года жизни характеризуются сначала аффективно окрашенными ощущениями, а затем глобально аффективно переживаемыми впечатлениями. Иначе говоря, в сознании младенца в первую очередь представлены эмоциональные компоненты, связанные с непосредственно воспринимаемыми им воздействиями

Однако на протяжении года сознание младенца развивается: в нем выделяются отдельные психические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов. В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться («кристаллизироваться») в предметах окружающей действительности. В результате этого сами предметы приобретают побудительную силу. Поэтому, попадая в поле восприятия ребенка, они актуализируют его потребности, находившиеся до этого в потенциальном состоянии, и тем самым побуждают активность ребенка в направлении, соответствующем данной ситуации.

Таким образом, и это надо особенно подчеркнуть, у детей первого года жизни нет равнодушного отношения к окружающим предметам. Они воспринимают лишь те, которые имеют для них смысл, отвечают их потребностям.

Беспомощность младенца и отсутствие у него внеситуативных (внутренних, но не органических) побуждений определяют и поведение взрослых по отношению к детям этого возраста. Они навязывают им свою волю, выполняя положенный режим сна, питания, прогулок. У годовалых детей, как правило, не спрашивают, хотят ли они гулять, спать, есть.

Но в начале второго года жизни наступает момент; когда ребенок перестает покорно подчиняться взрослому, а взрослый уже не может управлять его поведением при помощи организации внешних воздействий. Наблюдения обнаруживают, что одновременно с этим дети становятся способными действовать не только под влиянием непосредственно воспринимаемых впечатлений, но и под влиянием всплывающих в их памяти образов и представлений.

По-видимому, это закономерно, так как в этот период память начинает играть в психическом развитии ребенка все большую роль, занимает доминирующее положение и тем самым перестраивает структуру детского сознания и его поведение.

Это уже не беспомощные, не безответные существа, они сами продвигаются в пространстве, могут сами действовать, удовлетворять многие свои потребности, становятся способными к первичным формам речевого общения, иначе говоря, могут уже осуществлять деятельность, не опосредствованную взрослыми людьми.

В этот период познавательная деятельность ребенка обращается уже не только на внешний мир, но и на самого себя.

Однако самопознание на втором и даже на третьем году жизни продолжает оставаться для самого ребенка (субъективно) познанием как бы внешнего ему самому «предмета». Уже на этом этапе развития противоречие между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает противоположные эмоциональные переживания, создает амбивалентное отношение к взрослым и определяет противоречивость его поведения.

У детей 6-7 летнего возраста появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для них самих, но и для окружающих людей деятельность. У ребенка появляется осознание своего социального Я.

В дальнейшем, при переходе от одного возрастного этапа к другому, психологическое содержание указанного новообразования будет различным, так как иными являются те внутренние психические процессы, на основе которых возникает переживание ребенком своего объективного положения. Но во всех случаях оно будет отражать степень удовлетворенности ребенка занимаемым им положением, наличие или отсутствие у него переживания эмоционального благополучия, а также порождать у него соответствующие потребности и стремления.

В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется некоторое обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца не осознаваемо самим ребенком и непосредственно спаяно с его положительными или отрицательными эмоциональными переживаниями.

Наши рекомендации