Структурно-функциональный подход т. парсонса.
Толкотт.Парсонс (1902-1979;США, Колорадо) выдвинул и обосновал свою парадигму системного структурно-функционального анализа, суть которой, в том, что, во-первых, исследователю важно различать структурные и функциональные категории. Во-вторых, любой структурно-иерархический уровень общества (любая организация, в том числе) может быть детально исследован с позиций функциональных требований. Структурные категории, по его мнению, дают возможность понять общество в его статическом, равновесном состоянии, вторые - рассматривают общество с точки зрения динамики, изменения. В качестве основных структурных категорий (т.е. тех феноменов, которые лежат в основе взаимосвязей социальных систем, которые обусловливают характер взаимосвязей ее элементов) Парсонс выделил: 1) систему ценностей; 2) институционализированные нормы поведения; 3) социальные общности; 4) роли, понимаемые как нормативно регулируемые комплексы поведения каждого из участников системы.
Т. Парсонс выделил также 4 уровня структурной иерархии общества: 1) пеpвичный, или "технический", уровень, где отношения строятся по типу "лицом к лицу"; 2) "менеджериальный" уровень, где отношения строятся по типу организованной группы; 3) "институциональный" уровень, где субъектами отношений выступают уже не индивидуумы, а организации; 4) "социетальный" уровень, интегрирующий общество в виде определенной национальной и политической общности. Для более детального анализа каждого из выделенных уровней применяются категории, выражающие функциональные требования системы в целом или ее элементов. Парсонс выделяет 4 таких функции: 1) самосохранения (точнее, сохранения форм и pегулиpование скpытых напряжений, конфликтов в системе); 2) адаптации; 3) интеграции; 4) достижения целей. Этот инвариантный набор функциональных проблем - одна из главных составляющих концепции Т. Парсонса. Реализация этих функций обеспечивается специализированными подсистемами. Например, внутри системы «страна», рассматриваемой только как социальная система («страна» - природно-социально-культурно-политическая система):
- функцию целедостижения выполняет политическая подсистема;
-функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема;
-функцию интеграции - правовые институты, нравственные нормы и принципы, национальные традиции и обычаи;
-функцию воспроизводства структуры, самосохранения и разрешения конфликтов - система верований, мораль и органы социализации (включая семью и институты воспитания и образования: дошкольные и школьные воспитательно-образовательные организации; вузы - образовательно-воспитательные учреждения, армия и т.п.).
Сущность любого структурно-функционального анализа (по Парсонсу) есть совокупность приемов системного исследования любого структурно-иерархического уровня общества(межличностная система из двух человек; системы «группа», «организация»; «государство», «страна» и т.д.)с позиций его четырех основных функций (адаптации, целедостижения, интеграции, воспроизводства структуры и снятия напряжений), обеспечивающих равновесное (устойчивое) состояние анализируемой системы. Организующим центром любой социальной системы у Парсонса является согласие в ценностях и значениях, придаваемое тем или иным явлениям в рамках данной культурной системы(важнейшие из них: в моральной сфере - согласие членов организации, или членов общества, если речь идет о нем, по поводу того, что является честным и справедливым во взаимоотношениях членов организации или граждан страны между собой, во взаимоотношениях между начальниками и подчиненными в организации, в политической сфере – согласие членов общества со справедливостью и честностью принимаемых законов, взаимоотношений между органами власти и гражданами).
Подчеркнем: Т. Парсонс исходил из того, что все функции подчинены главным образом поддержанию состояния равновесия системы, сохранению ее гомеостазиса. Главным механизмом, обеспечивающим нормальное функционирование системы, полагал Т. Паpсонс, является процесс социализации индивидов, в ходе которого усваиваются существующие в обществе нормы и ценности, а различные формы девиантного (отклоняющегося) поведения регулируются при помощи социального контроля.