О трех частях человека-- о духе, душе и плоти

Об этом уже говорилось более чем достаточно, однако, для того чтобы тылучше это знал и понимал, мне хотелось бы кратко повторить тебе Оригеноворазделение человека. Ведь он, следуя Павлу, считает, что есть три части: духдуша и плоть, которые апостол объединял вместе, когда писалфессалоникий-цам; он говорил: "Чтобы ваше тело, и душа, и дух сохранились вцелости в день Господа нашего Иисуса Христа". Исайя же, оставив низшуючасть, упоминает о двух; он говорил: "Душа моя устремится к Тебе ночью, идух мой в груди моей пробудится для Тебя с утра". Также и Даниил; онговорил: "Дух и души их [праведных], хвалите Господа!" Из этих мест Оригенсправедливо вывел троякое разделение человека. Тело, или плоть, -- низшаячасть, на которой из-за первородного греха старикан-змей начертал законгреха; она призывает нас к постыдному и в качестве побежденных связывает сдьяволом. Затем дух, в котором выражается подобие наше божественной природе,на котором всеблагой Создатель по первообразу своему запечатлел перстом,т.е. Духом своим, вечный закон добродетели. Это скрепляет нас с Богом,делает единым с Ним. С другой стороны, третьей и средней между ними онсчитает душу, которая способна к чувствам и естественным порывам. Она,словно в каком-нибудь мятежном государстве, не может не примкнуть к одной издвух сторон; ее тянут и туда и сюда; она вольна склониться куда хочет. Еслиона, отказывалась от плоти, перейдет на сторону духа, то и сама станетдуховной, если же откинет сама себя к вожделениям плоти, то и сама выродитсяв тело. Ведь это то, что разумел Павел, когда писал коринфянам: "Или вы незнаете, что связывающийся с блудницей становится одним телом [с нею]? Ктосоединяется с Господом, есть один дух [с Ним]". Блудницей он называетненадежную часть человека. Это и есть та соблазнительная, обольстительнаяженщина, о которой ты читаешь во второй главе Притчей: "Дабы спасти тебя отжены другого, от чужой, которая умягчает свои речи, оставляет водителяюности своей, и забыла заветы Бога своего. Ибо дом ее ведет к смерти и стезиее -- в ад. Все, кто входят к ней, не возвращаются и не овладевают путямижизни". И в главе шестой: "Дабы остеречь тебя от злой женщины и от льстивогоязыка чужой. Да не пожелает сердце твое красоты ее, да не поймают тебямановения ее. Ибо цена блудницы едва ли такая, как у одной ковриги, аженщина похищает драгоценную душу". Когда он упоминает о блуднице, сердце,душе, разве он не называет поименно три части человека? И снова в главедевятой: "Женщина глупая, шумливая, полная соблазнов и вовсе ничего незнающая. Сидит на стуле в дверях дома своего на высоком месте города, чтобызазывать проходящих по дороге и чужеземцев на их пути. Кто молод? Заверни комне! И неразумному она сказала: "Краденые воды слаще, и утаенный хлебвкуснее". И он не знает, что там чудовища и что в глубинах ада ее гости".Ведь кто сочетается с ней, пойдет в ад. А кто уйдет от нее, спасется. Яспрашивают тебя, какими красками можно было отчетливее обрисовать иизобразить ядовитые соблазны плоти, побуждающей душу к постыдному,бесчестность, восстающую против духа, или несчастный конец победителя?Следовательно, дух делает нас богами, плоть -- скотиной. Душа определяетлюдей вообще; дух -- благочестивых; плоть -- нечестивых; душа -- ни тех нидругих. Дух стяжает небесное, плоть -- сладкое, душа -- необходимое. Духвозносит на небо, плоть опускает до ада, душе не приписывают ничего. Всеплотское -- постыдно, все духовное -- совершенно, все душевное -- среднее инеопределенное. Надо ли, чтобы я, как говорится, невеликий умелец, показал тебепальцем, в чем различие между этими частями? Давай попробую. Ты почитаешьродителей, любишь брата, любишь детей, очень ценишь друга. Не стольдобродетельно делать все это, сколь преступно не делать. Почему бы тебе,христианину, не делать того, что по наущению природы делают и язычники илидаже делает и скотина? Свойственное природе не вменяется в заслугу. Но тыпопал в такое место, где надо пренебречь почтением к отцу, преодолеть любовьк детям, отбросить расположение к другу или оскорбить Бога. Что ты делаешь?Душа стоит на распутье? Плоть побуждает к одному, а дух -- к другому. Духговорит: "Бог могущественнее, чем отец. Тому ты обязан только телом, а Этому-- всем". Плоть внушает: "Если ты ослушаешься, отец лишит тебя наследства,люди скажут, что ты бесчестный. Подумай о пользе, подумай о своей славе. Богтебя либо не видит, либо закрывает на тебя глаза, либо, конечно, Его легкоумилостивить". Душа уже недоумевает, уже колеблется. В какую сторону она нисклонится, она станет тем, к чему примкнет. Если она, пренебрегнув духом,послушает эту блудницу -- плоть, то она -- только тело. Если, отвергнувплоть, подымется к духу, она преобразится в дух. Привыкай к тому, чтобыискусно наподобие этого испытывать самого себя. Ибо велико заблуждение техлюдей, которые нередко видят совершенное благочестие в том, что присущеприроде. Некоторые страсти, по виду более достойные и как бы надевшие личинудобродетелей, обманывают неосторожных людей. Строгий судья неистовствует поотношению к преступнику и считает себя правым. Хочешь о нем поговорить? Еслион потворствует своим склонностям и служит своей врожденной жестокости безвсякой душевной печали, а возможно, и с некоторым удовольствием, нисколько,однако, не отклоняясь от обязанности судьи, но не для того, чтобы потом себенравиться, то он совершает нечто среднее. Если же он злоупотребляет закономлибо по личной ненависти, либо по сильному желанию, то дело это -- плотскоеи он совершает человекоубийство. Если душу его охватывает большая печаль,потому что он вынужден погубить того, кого предпочитает увидеть исправленными невредимым, и он предлагает заслуженное наказание с тем чувством, с какимотец приказывает сечь и бить дражайшего сына, -- то, что он делает, будеткак раз духовным. Большинство людей по природной склонности или по свойствамих разума из-за некоторых вещей радуются или отвращаются от них. Есть такие,которых нисколько не прельщают любовные наслаждения. Пусть они не считаютэто сразу своей добродетелью, потому что это -- равнодушие. Добродетель не втом, чтобы не иметь похоти, а в том, чтобы победить ее. Одного радует пост,радует -- присутствовать на богослужении, радует -- часто бывать в храме,радует -- проговорить как можно больше псалмов, но в духе. Обсуди то, что онделает, по этому правилу: если он думает о славе, о выгоде, то знает плоть,а не дух. Если он следует только своему характеру, делает что душе егоугодно, тогда у него есть не то, из-за чего он мог быть весьма доволен, агораздо более то, чего он должен бояться. Вот тебе опасность: ты молишься иосуждаешь того, кто не молится. Постишься и обвиняешь брата, который ест. Тысчитаешь себя лучше каждого, кто не делает того, что ты делаешь? Смотри, неотносится ли твой пост к плоти? Твой брат нуждается в твоей помощи, а ты темвременем бормочешь свои молитвы Богу, пренебрегая нуждой брата. Бог отклонитэти молитвы. Ибо как станет Бог слушать тебя молящегося, когда ты сам неслушаешь -- человек человека? Возьми другой пример: ты любишь жену толькопотому, что она твоя жена. Ты не свершаешь ничего великого. Ведь этообъединяет тебя и с язычниками. Да и любишь ты не из-за чего-нибудь, а из-засвоего собственного удовольствия. Твоя любовь тяготеет к плоти. Но если тыбольше всего любишь жену, потому что видишь в ней образ Христов, напримерблагочестие, скромность, умеренность, стыдливость, тогда ты любишь не толькоее саму по себе, но во Христе; более того, ты в ней любишь Христа; ты любишькак раз духовное. Об этом я хочу сказать много, но в своем месте.



Наши рекомендации