Глава 3 о том, что точная истина непостижима
Из самоочевидной несоизмеримости бесконечного и конечного совершенноясно также, что там, где мы имеем дело с превышаемым и превышающим, нельзяприйти к простому максимуму: превышаемое и превышающее конечны, а такоймаксимум необходимо бесконечен. Тем самым для любой данной вещи, кроме этогомаксимума просто, явно мыслима и большая. Поскольку в равенстве мы тожевидим ступени -- среди подобных вещей одна больше равна другой, чем третьей,смотря по сходству и различию рода, вида, места, влияния и времени, -- то,конечно, нельзя найти ни нескольких, ни даже двух вещей, так подобных иравных друг другу, чтобы они не могли бесконечно становиться еще болееподобными. Соответственно мера и измеренное при любом их равенстве тожевсегда останутся разными. Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может поэтому вточности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше и меньше, оназаключается в чем-то неделимом и, кроме как самой же истиной, ничем вточности измерена быть не может, как круг, бытие которого состоит в чем-тонеделимом, не может быть измерен не-кругом. Не являясь истиной, наш разумтоже никогда не постигает истину так точно, чтобы уже не мог постигать еевсе точнее без конца, и относится к истине, как многоугольник к кругу:будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов имеет, но дажепри умножении своих углов до бесконечности он никогда не станет равен кругу,если не разрешится в тождество с ним. Итак, об истине мы явно знаем только, что в точности, как есть, онанеуловима: наш разум относится к истине, как возможность -- к абсолютнойнеобходимости, не могущей быть ни больше, ни меньше, чем она есть. Недаромсуть вещей, истина сущего, непостижима в своей чистоте, и, хоть философы ееразыскивают, никто не нашел ее как она есть. И чем глубже будет нашаученость в этом незнании, тем ближе мы приступим к истине. АБСОЛЮТНЫЙ МАКСИМУМ, СОВПАДАЯ С МИНИМУМОМ, ПОНИМАЕТСЯ НЕПОСТИЖИМО Поскольку максимум просто, больше которого абсолютно ничего не можетбыть, как бесконечная истина превышает всякую способность нашего понимания,мы постигаем его только через его непостижимость. Не принадлежа по природе квещам, допускающим превышение и превышаемое, он выше всего, что мы способнысебе представить: все воспринимаемые чувством, рассудком или разумом вещитак отличаются от него и друг от друга, что между ними никогда нет точногоравенства, и тем самым максимальное равенство, ни для чего не иное и ни отчего не отличное, превосходит всякое понимание. Абсолютный максимум пребывает в полной актуальности, будучи всем, чемон может быть, и по той же причине, по какой он не может быть больше, он неможет быть и меньше: ведь он есть все то, что может существовать. Но то,меньше чего не может быть ничего, есть минимум. Значит, раз максимум таков,как сказано, он очевидным образом совпадает с минимумом. Все это для тебя прояснится, если представишь максимум и минимум вколичественном определении. Максимальное количество максимально велико,минимальное количество максимально мало; освободи теперь максимум и минимумот количества, вынеся мысленно за скобки "велико" и "мало", и ясно увидишьсовпадение максимума и минимума: максимум превосходит все и минимум тожепревосходит все; абсолютное количество не более максимально, чем минимально,потому что максимум его есть через совпадение вместе и минимум. Противоположности, притом в разной мере, свойственны только вещам,допускающим превышающее и превышаемое; абсолютному максимуму они никак неприсущи, он выше всякого противоположения. И поскольку абсолютный максимуместь абсолютная актуальность всего могущего быть, причем настолько безвсякого противоположения, что совпадает с минимумом, то он одинаково выше ивсякого утверждения и всякого отрицания. Все, что мы о нем думаем, он небольше есть, чем не есть, и все, что мы о нем не думаем, он не больше неесть, чем есть: он есть так же это вот, как и все, и он так же все, как иничто; и он больше всего есть именно эта вот вещь так, что вместе и меньшевсего она. Поистине, одно и то же сказать: "Бог, то есть сама абсолютнаямаксимальность, есть свет" и "Бог есть так же максимальный свет, какминимальный свет". Ведь не будь абсолютная максимальность бесконечной, небудь она всеобщим пределом, ничем в мире не определяемым, она не была бы иактуальностью всего возможного, как мы по Божьей милости объясним ниже. Но это превосходит всякое наше понимание, неспособное на путях рассудкасочетать противоположности в их источнике; ведь мы движемся в свете того,что открывает нам природа, а любое природное знание далеко отпадает отбесконечной силы и связывать воедино бесконечно отстоящие друг от другапротивоположности неспособно. Только непостижимо поднявшись над всякойдискурсией рассудка, мы видим, что абсолютный максимум есть бесконечность,которой ничто не противостоит и с которой совпадает минимум. Максимум и минимум берутся в этой книжке как трансцендентные пределы сабсолютной значимостью: возвышаясь над всем определившимся в количествообъема или силы, они заключают в своей абсолютной простоте все.
МАКСИМУМ ЕСТЬ ЕДИНОЕ Из сказанного очевиднейше явствует, что абсолютный максимум, понимаемыйчерез непостижимость, именуется тоже через неименуемость, как мы яснеепокажем ниже. Чего не может быть ни больше, ни меньше, того нельзяименовать, потому что имена приписываются движением рассудка только вещам, втом или ином соотношении допускающим превышаемое и превышающее. Раз все существует наилучшим образом, каким может существовать, то безчисла множественность сущего существовать не может: с изъятием числапрекратятся различенность, порядок, пропорция, гармония, да и самамножественность вещей. Если это число будет бесконечным, все перечисленноетоже прекратится, потому что с актуальной максимальностью числа совпадетминимум: бесконечное число и минимальное число сводятся к одному. Хоть причисловом восхождении мы и приходим актуально к максимуму из-за конечности[конкретного] числа, однако к такому максимуму, больше которого ничего неможет быть, прийти нельзя, ведь это будет уже бесконечное число; числовоевосхождение поэтому актуально конечно, и любое число в нем несет возможностьдругого. И хотя при нисхождении число ведет себя так же, то есть для любогоактуально данного малого числа посредством вычитания всегда можно актуальнополучить меньшее, как при восхождении благодаря прибавлению -- большее,здесь опять то же самое: иначе среди вещей не оказалось бы ни различия, нипорядка, ни множественности, а в числах не оказалось бы ни превышаемого, нипревышающего, да вообще не было бы числа. Поэтому мы обязательно приходим вчисле к минимуму, меньше которого не может быть, а такова единица. Посколькуменьше единицы ничего не может быть, она и будет минимумом просто, который,согласно только что сказанному, совпадает с максимумом. Такая единица нечисло -- ведь число, допуская превышающее [и превышаемое], никак не можетбыть ни минимумом просто, ни максимумом просто, -- а начало всякого числа,поскольку она минимум, и конец всякого числа, поскольку максимум. Этаабсолютная единица, которой ничто не противоположно, и есть абсолютнаямаксимальность, бог благословенный. Его единство (unitas), будучимаксимальным, неразмно-жимо, поскольку оно уже есть все то, что может быть,и тем самым невозможно, чтобы оно стало числом. Посмотри: число привело нас к пониманию того, что неименуемому богувсего больше подходит абсолютное единство; бог един в том смысле, что онактуально есть все потенциально могущее быть, почему его единство недопускает "больше" и "меньше" и не может размножиться. Божество естьбесконечное единство. Поэтому сказавший: "Слушай, Израиль! Богтвой единесть" и "Един ваш учитель и Отец на небесах" -- не мог сказать большейистины; говорить, что богов много, -- значит, утверждать величайшую ложь онесуществовании и Бога, и вообще чего бы то ни было в мире, как будетпоказано дальше. Ведь как число рассудочная сущность, изготовленная нашейспособностью сравнительного различения, обязательно предполагает в качествесвоего первоначала единицу, без которой число невозможно, так же точномножества вещей, происходящие от бесконечного единства, обязательнопредполагают его в качестве необходимого начала своего существования. И всамом деле, как бы они существовали без бытия? А что абсолютное единствоесть бытие, увидим ниже.
ГЛАВА 4
ГЛАВА 5
МАКСИМУМ ЕСТЬ ЕДИНОЕ Из сказанного очевиднейше явствует, что абсолютный максимум, понимаемыйчерез непостижимость, именуется тоже через неименуемость, как мы яснеепокажем ниже. Чего не может быть ни больше, ни меньше, того нельзяименовать, потому что имена приписываются движением рассудка только вещам, втом или ином соотношении допускающим превышаемое и превышающее. Раз все существует наилучшим образом, каким может существовать, то безчисла множественность сущего существовать не может: с изъятием числапрекратятся различенность, порядок, пропорция, гармония, да и самамножественность вещей. Если это число будет бесконечным, все перечисленноетоже прекратится, потому что с актуальной максимальностью числа совпадетминимум: бесконечное число и минимальное число сводятся к одному. Хоть причисловом восхождении мы и приходим актуально к максимуму из-за конечности[конкретного] числа, однако к такому максимуму, больше которого ничего неможет быть, прийти нельзя, ведь это будет уже бесконечное число; числовоевосхождение поэтому актуально конечно, и любое число в нем несет возможностьдругого. И хотя при нисхождении число ведет себя так же, то есть для любогоактуально данного малого числа посредством вычитания всегда можно актуальнополучить меньшее, как при восхождении благодаря прибавлению -- большее,здесь опять то же самое: иначе среди вещей не оказалось бы ни различия, нипорядка, ни множественности, а в числах не оказалось бы ни превышаемого, нипревышающего, да вообще не было бы числа. Поэтому мы обязательно приходим вчисле к минимуму, меньше которого не может быть, а такова единица. Посколькуменьше единицы ничего не может быть, она и будет минимумом просто, который,согласно только что сказанному, совпадает с максимумом. Такая единица нечисло -- ведь число, допуская превышающее [и превышаемое], никак не можетбыть ни минимумом просто, ни максимумом просто, -- а начало всякого числа,поскольку она минимум, и конец всякого числа, поскольку максимум. Этаабсолютная единица, которой ничто не противоположно, и есть абсолютнаямаксимальность, бог благословенный. Его единство (unitas), будучимаксимальным, неразмно-жимо, поскольку оно уже есть все то, что может быть,и тем самым невозможно, чтобы оно стало числом. Посмотри: число привело нас к пониманию того, что неименуемому богувсего больше подходит абсолютное единство; бог един в том смысле, что онактуально есть все потенциально могущее быть, почему его единство недопускает "больше" и "меньше" и не может размножиться. Божество естьбесконечное единство. Поэтому сказавший: "Слушай, Израиль! Богтвой единесть" и "Един ваш учитель и Отец на небесах" -- не мог сказать большейистины; говорить, что богов много, -- значит, утверждать величайшую ложь онесуществовании и Бога, и вообще чего бы то ни было в мире, как будетпоказано дальше. Ведь как число рассудочная сущность, изготовленная нашейспособностью сравнительного различения, обязательно предполагает в качествесвоего первоначала единицу, без которой число невозможно, так же точномножества вещей, происходящие от бесконечного единства, обязательнопредполагают его в качестве необходимого начала своего существования. И всамом деле, как бы они существовали без бытия? А что абсолютное единствоесть бытие, увидим ниже.