Развития современной общенаучной картины мир.

Современная стратегия теоретического естество-знания и естественнонаучного образования направлена на формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения. Новая парадигма меняет узкоспециальные цели на приобретение обобщенных знаний о глубинных сущностях окружающего мира, на развитие научных форм мышления.

В рамках философского знания функцию интегрально обобщённой формы выполняет система философских категорий и принципов, которые составляют ядро научной

картины мира. В научной картине мира различают частные и общая научные картины мира. Из них последняя обладает самым мощным методологическим потенциалом. Это обусловлено тем, что ее основу образуют наиболее общие философские категории и принципы.

Всеобщие принципы общей научной картины мира заимствованы также из философии диалектического материализма, где в качестве методологии выступают и материализм и диалектика. Такими принципами являются: принцип материального единства мира, принцип неисчерпаемости материи, принципы развития и взаимо-связи, которые отражают в самом общем виде сущность бытия. Таким образом, основой формирования и эволюции общей научной картины мира являются философские знания, обладающие наибольшим объемом и широтой, позволяя сформировать самые общие представления о мире.

Огромный мировоззренческий потенциал современной научной картины мира должен использоваться в качестве философско-методологической основы не только в сфере науки, но и в сфере образования. Это детерминировано, прежде всего ее универсальными методологическими функциями:

– способность быть связующим звеном между наукой, теорией, философией и культурой;

– обеспечение наглядности менее наглядным теоретическим конструктам;

– наличие эвристического потенциала, участие в выдвижении и элиминации гипотез;

– ориентация субъекта на способы решения научных проблем и выбора возможных средств;

– связь теоретического уровня с эмпирическим, содействие выработке экспериментальных схем и интерпретации полученных результатов;

– объединение научного сообщества, обеспечение единого пространства понимания изучаемых процессов;

– сопряжение онтологии и гносеологии (объективное знание и познавательный прием);

– способность выступать в качестве парадигмы, исследовательской программы, стиля научного мышления

Философское определение понятия «материя» строится на основе системы атрибутов (неотъемлемых, существенных свойствах объекта), раскрывающих ее сущность.

Такими атрибутами материи выступают, прежде всего движение, взаимодействие и отражение. По определению В. И. Ленина, мир есть движущаяся материя.

Второй важнейший атрибут материи – взаимодействие, которое является следствием и основным проявлением движения.

В любой целостной системе взаимодействие сопровождается взаимным отражением телами свойств друг друга, в результате чего они могут меняться.

Материя и ее атрибуты являются философскими абстракциями, формирующими совокупность наших представлений о реальном мире. Естествознание, не претендуя на изменение смысла понятия «материя», использует ряд категорий, позволяющих конкретизировать и обобщать все явления окружающей действительности на основании качественных и количественных характеристик. Такими категориями являются понятия энергии, информации и энтропии. Они имеют абстрактный смысл, то есть недоступны прямому наблюдению, их значения определяются расчетным путем с использованием результатов замера других наблюдаемых величин. Тем не менее в общем виде они выступают как мерные характеристики атрибутов материи, поэтому должны быть включены в атрибутивную модель понятия материи.

Раскрытие содержания понятий энергии, информации и энтропии, установление взаимосвязи между ними и другими философскими (естественнонаучными) понятиями имеет важное методологическое значение, так как позволяет глубже понять неотъемлемые свойства материи (движение, взаимодействие, отражение), а через них и материю в целом. Из всех мерных характеристик атрибутов материи в последние годы наиболее пристальное внимание уделяют информации, которую в современной философии и естествознании тесно увязывают с понятием «отражение». Понятие «информация» (от лат. Information – ознакомление, разъяснение) как мера организованности системы в противоположность понятию энтропии как меры неорганизованности получило фундаментальный статус в естествознании (кибернетике) относительно недавно Кибернетика выявляет зависимость между информацией и другими характеристиками систем. Ей удалось установить обратно пропорциональную зависимость между информацией и энтропией. С повышением энтропии уменьшается информация (поскольку все усредняется), и наоборот, понижение энтропии увеличивает информацию. Связь информации с энтропией свидетельствует о связи информации с энергией

Естественнонаучная атрибутивная модель понятия материи может быть построена лишь с учетом совокупности взглядов на конкретные формы (виды) проявления, а также формы существования (бытия) материального мира. Для целостности понимания сущности материи необходимо рассмотреть ее проявление на конкретных объектах (видах материи) реального мира.

До открытия элементарных частиц и их взаимодействий наука выделяла два вида материи: вещество и поле. Многообразие микромира предполагает его единство через взаимопревращаемость частиц и полей, которые лежат в самом фундаменте материи, и предопределяет ее бесконечное движение в пространстве и во времени. Как всеобщие формы существования материи, пространство и время должны быть включены в атрибутивную модель понятия «материя», а это, в свою очередь, требует рассмотрения их сущности хотя бы в кратком виде. Пространство как форма существования материи характеризует структурность и протяженность материальных систем. Время – форма последовательной смены явлений и состояний материи, оно характеризует длительность их бытия. Пространство и время имеют объективный характер, они неотделимы от материи, неразрывно связаны с ее движением и друг с другом, обладают количественной и качественной бесконечностью.

Даже краткий анализ содержания понятий «пространство» и «время» позволяет констатировать, что они играют исключительно важную методологическую роль в процессе познания объективной реальности как на эмпирическом уровне познания, так и на теоретическом. На эмпирическом уровне результатом наблюдений и экспериментов является фиксация пространственно-временных совпадений. Вместе с тем пространство и время служат важнейшими средствами конструирования теоретических моделей, интерпретирующих экспериментальные данные. В этой связи данные понятия, безусловно, должны быть включены в атрибутивную модель понятия «материя», которая призвана сыграть исключительно важную методологическую роль при изучении предметов есте-ственного цикла в целом и при формировании понятий «вещество» и «энергия» в частности.

Предложенную атрибутивную модель понятия «материя» можно рассматривать как средство реализации интегративных тенденций науки в сфере образования. Данная модель может определять стратегию изучения не только частных, но и интегративных курсов, положительно влиять на качество усвоения учащимися и студентами фундаментальных естественнонаучных понятий, законов, теорий и служить методологической основой построения и развития современной общенаучной (естественнонаучной) картины мира в целом.

Наши рекомендации