Объект и предмет исследования.

Объект исследования –та область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций.

Предмет исследования – это сторона или аспект объекта, который непосредственно вычленяется сквозь призму проблемы.

Единицы анализа психики

— структурные или функциональные образования, выступающие в качестве минимальных, далее не разложимых частей целостной психики и сохраняющие основные свойства этого целого. Понятие существует в трех взаимосвязанных смыслах.

· Во-первых, как универсальная составляющая

различных психических процессов.

· Во-вторых, генетический (онтогенетический

источник психических процессов (см. онтогенез).

· В-третьих, как универсальное понятие при

описании психических процессов.

Анализ, основанный на выделении единиц, традиционно противопоставляется расчленению целого на элементы, которые не обладают основными свойствами целого и, напротив, проявляют свойства, которые в исходном целом не могут быть обнаружены (Л. С. Выготский). Они должны иметь внутренне связанную структуру, в которой представлены свойства целого, способность к развитию и саморазвитию, к образованию открытого таксономического ряда и др. (В. П. Зинченко). На разных этапах развития психологической науки в функции Е. а. п. выступали:

· ощущение, представление и идея;

· рефлекс;

· структурное соотношение фигура — фон; поведенческий акт или навык;

· проба и проверка;

· схема;

· действие;

· операция (обратимое действие);

· эмоционально-подобное ощущение;

· функциональный блок;

· установка,

· образ,

· мотив,

· значение,

· отношение,

· диалог и т. д.

27. ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ — совокупность форм и методов постановки и употребления проблем в мышлении. Проблема определяется как «знание о незнании», как форма знания, содержанием которой является осознанный вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно. Любое научное исследование начинается с выдвижения проблемы, что свидетельствует о возникновении трудности в развитии науки, когда вновь обнаруженные факты не удается объяснить существующими знаниями.

Есть предположение, требующее подтверждения при помощи теоретических знаний и на практике. Называется такое знание гипотезой, то есть оно еще не доказано, его еще предстоит доказать.

28. Гипотеза– этопредположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство.

Верификация– это получение опытных данных в пользу предполагаемой гипотезы.

Фальсифицируемость – наличие принципиальной возможности для любой гипотезы, претендующей на статус научной, быть отвергнутой в ходе эмпирической проверки.

Фальсификация– это получение опытных данных в пользу опровержения предполагаемой гипотезы.

29.

1) эмпирический базис – совокупность теорий, которые содержат основные факты и данные, а также результаты их первичной логико-математической обработки;

2) теоретический базис - это основа психологии, включающая основные допущения, аксиомы, постулаты, фундаментальные законы и принципы.

Принципы психологии.

1. Научный —это конкретизация мировоззренческих

позиций, убеждений и общих принципов в процессе научного познания.

2.Антропный – вселенная допускает наше присутствие в

качестве наблюдателей.

3. Детерминация– то есть обусловленность предметов и

явлений.

4. Обратная связь – следствие может тоже

воздействовать на причину.

5.Статистический – возможность получать разные

следствия при одной и той же причине.

6.Инвариантность – то есть наличие константных

характеристик.

7.Объективность, то есть существует независимая от нашего восприятия реальность.

8.Самоорганизация – то есть возникновение новых структур в сложных динамических системах.

9.Системность – то есть любой фрагмент реальности - это система.

10.Соотношение неопределенностей - уровень неопределенности одного параметра предопределяет значение неопределенности другого параметра.

Специфические принципы.

· Принцип детерминизма- первичность физиологии по

отношению к психике.

· Единство сознания и деятельности.

· Принцип личностного подхода – это человек со

стороны психической организации и воздействия на него окружающего мира.

· Принцип развития – необратимое изменение от простого к сложному.

· Принцип системного подхода – изучение предмета в комплексе.

31.Метод – это путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний.

Организационные методы.

· Сравнительный метод

· Лонгитюдный метод - исследование одних и тех же людей в течение длительного времени

· Эмпирические(наблюдение, эксперимент, психодиагностика)

· Метод обработки данных – математическая обработка полученных результатов.

Количественные методы – это, например, наблюдение.

Качественные – беседа, интервью.

Смешанные – метод контент-анализа.

32. Научная парадигма – совокупность фундаментальных достижений в данной области науки, задающих общепризнанные образцы, примеры научного знания, проблем и методов их исследования и признающихся в течение определенного времени научным сообществом как основа его дальнейшей деятельности.

Этапы развития науки.

1.Предпарадигмальный этап - характеризуется противоборством научных школ.

2. Господство парадигмы - одна концепция возвышается над всеми остальными и видится исследователями как наиболее объясняющая мир.

3. Кризис – это сомнение в парадигме и расшатывание правил нормального исследования. Три варианта исхода кризиса: или наука разрешает проблему, породившую кризис, или еще решение откладывается на далекое будущее, или есть претендент на роль новой парадигмы, и тогда начинается борьба концепций.

4. Научная революция – это когда новая парадигма полностью или частично сменяет старую.

Психологические парадигмы.

Интроспективная –построена на методе интроспекции, (метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов).

Бихевиористская –понимает психику как средство приспособления человека к окружающему миру, то есть отражение окружающего мира и на этой основе формирование собственного поведения.

Когнитивная парадигма – это познание на основе мышления.

Коммуникативная парадигма - парадигма взаимообучения, которая реализуется, когда несколько осознающих свои потребности субъектов, обмениваются своими достижениями для оперативного распространения и применения полученных ими новых сведений и технологий.

Деятельностная парадигма -

35. Научно исследовательская программа – это единица научного знания; совокупность и последовательность теорий, связанных непрерывно развивающимся основанием, общностью основополагающих идей и принципов.

Понятие «парадигма» (признанная научным сообществом модель постановки и решения проблем) ввел Т. Кун. В рамках парадигмы формулируются общие базисные положения, используемые в теории, задаются идеалы научного объяснения и организации научного знания, его оценки.

Парадигма содержит особый способ организации знания, влияющий на выбор направления исследований и образцы решения конкретных проблем. Сама парадигма не выполняет непосредственно объяснительной функции и не является теорией, хотя и основана на определенной фундаментальной теории. Она выступает в роли предпосылки построения и обоснования различных теорий и определяет стиль научных исследований. Т. Кун причислял к парадигмам в истории науки аристотелевскую динамику, птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику и т.д.

Развитие научного знания внутри парадигмы получило название «нормальной науки». Смена парадигм является научной революцией. Например, смена классической ньютоновской физики релятивистской эйнштейновской.

Таким образом, согласно модели Куна, развитие науки представляет собой единство экстенсивного («нормальная наука») и интенсивного (научная революция) этапов. Утверждение новой парадигмы происходит в условиях огромного противодействия сторонников прежней. Поскольку новых подходов может быть несколько, то выбор принципов, составляющих будущую парадигму, происходит не рациональным способом, а скорее в результате иррационального акта веры в то, что мир устроен именно так.

^ Имре Лакатос (Лакатош) предложил методологию научно-исследовательских программ, которая в отличие от модели Т. Куна основана на выборе одной из конкурирующих программ путем применения четких, рациональных критериев. История развития науки – это конкуренция научно - исследовательских программ, имеющих следующую структуру:

- «жесткое ядро», заключающее в себе исходные положения, неопровержимые для сторонников программы.

- «защитный пояс» – включает гипотезы, изменения в нем не затрагивают «жесткого ядра».

- «негативная эвристика» – защита ядра программы с помощью вспомогательных гипотез и допущений, которые снимают противоречия с аномальными фактами.

- «позитивная эвристика» – предположения, направленные на то, чтобы изменять и развивать «опровержимые варианты» исследовательской программы, т.е. определять проблемы, выделять защитный пояс вспомогательных гипотез, предвидеть аномалии и т.п. Ученые, работающие в рамках какой-либо научно-исследовательской программы, могут долгое время игнорировать противоречивые факты и критику. Они считают, что решение конструктивных задач, которое определяется «позитивной эвристикой», приведет к объяснению непонятных фактов. Это дает устойчивость развитию науки. Однако позитивная эвристическая сила любой научно-исследовательской программы все же исчерпывает себя и на смену ей приходит другая. Такое вытеснение одной программы другой является научной революцией.

Наши рекомендации