Философские аспекты зоотехнии: принципы этичного отношения к животным

Целью зоотехнии как науки о разведении, кормлении, содержании и правильном использовании сельскохозяйственных животных является получение от них возможно большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах труда и средств; животное рассматривается не цель, но как средство для получения пользы человека.

Таким образом, в практике зоотехнолога животное представляет собой объект потребления, то есть к животному не относятся как к субъекту, а значит, животное не становится участником этических отношений. Поясните эту мысль.

Этичное поведение личности предполагает заботу о другом лице, сопереживание и действия в интересах другого лица. Такого рода установка, предполагающая ответственность за другого, называется альтруистической, в противоположность эгоистической, когда на первое место выступают личные интересы, или даже эгоцентрической, когда личные интересы исключают возможность действовать в пользу кого-либо другого.

Этика отношения к окружающим зависит от способности человека использовать личный жизненный опыт и опыт человечества, способность анализировать действия и эмоции других людей, переносить себя мысленно на место другого. Высшим даром является способность переживать чувства другого – то есть сопереживать ему. Эта способность требует развития таких качеств личности, как милосердие, сострадание, доброта. По мере развития этой способности человек научился сопереживать не только другому человеку, но любым живым существам, которые могут испытывать боль и страдания, иными словами, восприятие мира у человека стало не только этичным, но и биоэтичным.

Основа этичного поведения людей имеет эмоциональную природу. Однако необходим также рациональный подход, который должен подкреплять эмоциональные порывы принципом справедливости, опирающимся на общепризнанные нравственные нормы. Так, справедливость является обязательным требованием к поступкам нравственного человека.

Среди известных деятелей движения в защиту прав животных одни (Т. Риган) основывали право животных на защиту от страданий на принципе справедливости; другие (П. Сингер) – стремились воздействовать на эмоции людей, изображая картины страданий животных.

Антропоценризм и биоцентризм – два типа мировоззренческой ориентации, противоположные друг другу в ряде аспектов. Антропоцентризм, в центре внимания которого находится человек и его потребности, признает, что только человек имеет ценность, и, следовательно, человек имеет нравственный долг только перед людьми. В настоящее время антропоцентризм начинает рассматриваться как негативная форма мировоззрения, поскольку представляет одну из разновидностей дискриминационных воззрений, не отвечающих требований истинной этики. В сущности, антропоцентризм, родственен эгоцентризму, а также расизму, национализму, поскольку считает правомерным удовлетворять только интересы человека и делать это за счет других биологических видов. Антропоцентризм ориентировал общество на максимальное потребление, поскольку данная мировоззренческая позиция рассматривает природную среду, животных как неисчерпаемый источник материальных благ. Развитие технологии, расхищение природных богатств, уничтожение животных и растительности - все это привело к истощению природных ресурсов и поставило человечество перед глобальным экологическим кризисом. Стало очевидно, что для человечества необходимы новые нравственные и мировоззренческие ориентиры, которые не предполагали бы противопоставления человека природе.

Наиболее значимым событием в области создания альтернативных этических теорий был выход книги А. Швейцера «Культура и этика» в 1924 г. В своей работе он разработал новую универсальную этику – «этику благоговения перед жизнью», основным положением которой стало требования нравственного отношения ко всему живому. Рассмотрите подробнее этику Швейцера.

Так возникла новая область знаний – биоэтика, которая основывалась на нравственном отношении ко всему живому. Успехи развития этической мысли в области взаимоотношений человека и других живых существ на земле позволили укрепиться новой мировоззренческой концепции – биоцентризму. Философской основой биоцентризма является стратегия ненасилия, принцип непричинения зла всему живому – ахимса (как это было названо в индийской философии). С точки зрения биоцентризма, человек имеет нравственный долг перед всеми живыми существами на земле, он призван оберегать все живое.

Можно утверждать, что биоцентризм является наиболее этичной философской концепцией, поскольку предполагает, что не один или несколько видов, а все живое имеет право на существование. Права живого должны быть закреплены в правовых документах. Биоцентрический подход к пониманию роли и места человека в природе поможет правильно решать вопросы экологического характера.

Что касается дискуссий о самостоятельной ценности животных в религии, то ряд религий признают перевоплощение (реинкарнацию), то есть переход души последовательно из одного существа в другое. В этих религиях вопрос о ценности человека как единственного существа, обладающей душой, отпадает. Положение о том, что животные не имеют души, содержащееся в догматах христианской религии, негативно сказывалось на статусе животных, на оценке их самостоятельной ценности. Современные теологи нашли основания для того, чтобы взглянуть в соответствии с богословскими учениями на ценность животных с другой точки зрения. Так, Э. Линзи, известный религиозный философ и богослов нашего времени, пишет: «Если все твари существуют для Бога, если Бог стоит за каждой из них, то как могут человеческие существа идти против Бога?». То есть, заключает Э. Линзи, если Бог стоит за ними, то мы не можем идти против них.

Антропоцентрический подход к оценке животного в течение многих веков заставлял человека воспринимать животное через призму полезности для людей. Указывалось, что животные ценны для нас тем, что скрашивают одиночество, помогают сохранить здоровье, благоприятно воздействуют на нервную систему, помогают воспитывать детей отзывчивыми, не говоря уже о том, что они являются продуктом питания или исходным материалом для одежды или биологической модели в экспериментах.

Универсальная этика А. Швейцера обосновывает самостоятельную ценность животного. По его мнению, любая жизнь самоценна в своей неповторимости, а это равняет все живые существа в их ценности, поэтому все живое заслуживает уважения и благоговения. По мнению А. Швейцера, долг человека перед животными заключается в поддержании жизни, ее сохранении. Появление законодательства по защите животных от жестокого обращения явилось свидетельством того, что общество осознало свою ответственность за жизнь животного, признало его способность страдать и сочло причинение им страданий безнравственным.

В России принят Федеральный закон о животном мире 22 марта 1995 г. Положительной стороной принятого документа является признание животного мира достоянием народов Российской Федерации, что позволяет определить политику охраны животных на государственном уровне. Целью данного документа является обеспечение рационального использования животных как природного ресурса. Этические проблемы взаимоотношений человека и животных в данном отношении не затрагиваются. Ознакомьтесь с текстом этого документа.

Человек как существо, обладающее разумом, ответственен за все, что происходит на планете. Страдание и гибель животных, прирученных человеком, гибель диких животных и разрушение природной среды – за все это человек несет моральную ответственность. Долг человека состоит не только в том, чтобы остановить уничтожение жизни на земле, но и компенсировать ущерб, нанесенный им всему живому планеты.

Ваше понимание данной проблематики отразите в реферате.

Примерные вопросы по теме:

1. Животное как субъект нравственных отношений.

2. Права животных: утилитаристский (Питер Сингер) и правовой (Том Реган) подходы.

3. Антропоцентризм и биоцентризм – два типа мировоззренческой ориентации.

4. Отношение к животным в религиях мира.

5. Универсальная этика Альберта Швейцера.

6. Законодательство о животном мире.

Литература

1. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. – 343 с.

2. Павлова Т. Н. Биоэтика в школе. - М., 2007. – 130 с.

3. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

[1] Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. С. 141

[2] История русской философии / Ред. М.А. Маслин - М.: Республика, 2001. - 638 с. – С. 378

[3] Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991. С. 181

[4] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 510

[5] Буданов В.Г. Синергетика: мировоззрение, методология, наука// Экономические стратегии. №5. 2010. С. 48

[6]Цит. по: Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. М., 2004. С. 549

Наши рекомендации