Учение Г. В.Ф. Гегеля об «абсолютном духе»

Георг Вильгельм Фридрих Гегель – представитель немецкой классической философии. Философская система Гегеля масштабна и всеохватывающа, она состоит из трех частей и претендует на объяснение всех явлений бытия. Философию Гегеля характеризуют объективный и абсолютный идеализм, панлогизм, системность, научность, историзм, диалектичность, теологический характер. Поясните, что означают эти термины.

Обратите внимание на философский метод Гегеля – диалектику. Охарактеризуйте его. Рассмотрите законы диалектического развития.

Философская система Гегеля состоит из трех частей: логика, или учение об абсолютной идее, философия природы, или учение об идее в своем инобытии, и философия духа, которая распадается на учения о субъективном духе (делится на антропологию, феноменологию и психологию), объективном духе (выражающем себя в праве, морали и нравственности) и абсолютном духе, который воплощает себя в искусстве, религии и философии.

Обратите внимание на философию природу Гегеля, которая включает в себя механику, физику, органическую физику, то есть биологию. На каких принципах основываются представления философа о природе? Как вы думаете, почему эта часть системы мыслителя наименее востребована сегодня? В чем ограниченность взгляда Гегеля на мир живой природы?

Абсолютная идея – идеальное первоначало - раскрывает себя в историческом процессе и наиболее полно выражается себя в абсолютном духе - значит постичь идею, лежащую в основе мира, можно через искусство, религию и философию.

Искусство оперирует чувственными образами и воплощает себя в произведениях искусства, поэтому с одной стороны искусство располагается в сфере чистого абсолютного духа, но при этом имеет выражение в природном бытии. Источником развития искусства состоит между внешней формой (чувственными образами) и внутренним содержанием (идеей); в своем историческом развитии оно прошло три стадии: символическое, классическое и романтическое. Как характеризует Гегель каждый их этапов развития искусства? Какое искусство считает более совершенным?

Религия и философия являются более высокими способами постижения Абсолюта, поскольку они не связаны с чувственными формами. По мнению Гегеля, религия и философия имеют одно и то же содержание, но формы их различны: религия постигает истины в виде представлений, философия - в форме понятий. Религия представляет собой диалектику Божественного и человеческого и развивается от естественной религии, объектом поклонения которой является природа и характеризующейся многобожием, к монотеизму. Высшей формой развития религии для Гегеля является христианство, поскольку именно в христианстве человеческое наиболее интегрировано в Божественное.

Философия, согласно Гегелю, является наиболее совершенной формой постижения истины и Абсолютного бытия. Философия развивается от одной философской системе к другой, мыслители все более приближаются к абсолютному знанию. По мнению Гегеля, его философская система венчает историю философии, тем самым, по его мнению, она является наиболее полным и адекватным выражением истины.

Философия Гегеля действительно стала завершением классической философии. Всеохватность гегелевской системы исключала ее возможность реформирования, поэтому постклассическая философия развивалась как ее ниспровержение: с одной стороны, ее критиковали за идеализм, умозрительность и оторванность от фактов, с другой - за оптимизм, веру в разумность мироздания, за идею прогресса.

Для более глубокого освоения всеохватывающей системы Гегеля рекомендуется написание реферата.

Примерные вопросы по теме:

1. Краткий обзор философской системы Г. В.Ф. Гегеля.

2. Диалектический метод Г. В.Ф. Гегеля. Три закона диалектики.

3. Философия природы Г. В.Ф. Гегеля. Философ о живой природе.

4. Учение об «абсолютном духе». Символическое, классическое и романтическое искусство.

5. Религия и философия как наиболее совершенные формы постижения Абсолютного.

6. Система Г. В.Ф. Гегеля как завершение классической философии и ее критика в современной западной философии.

Литература

1. 1 (075)

Г 788

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 164-167

2. 1(091)(075)

И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 459-474

3. Гулыга А.В. Гегель. М.: Молодая гвардия, 2008. – 288 с.

4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000 — 2001.

Космизм Н.Ф. Федорова

Космизм – «специфическое мировосприятие… заключающееся в осознании органического единства всего со всем, и целесообразная общественно-политическая деятельность, осуществляемая в общепланетарных масштабах или же выходящая за ограниченные земные рамки в мировое пространство»[2]. Это направление представлено рядом мыслителей: Н. Федоровым, В. Вернадским, К. Циолковским, А. Чижевским. Что объединяет всех этих мыслителей? Как космисты представляют себе мир, природу, космос, и какова роль человека в развитии мироздания?

Философия Николая Федоровича Федорова представляет собой религиозный вариант космизма. Его философия направлена на решение вопроса о жизни и смерти, на искоренения зла и смерти из бытия. Как это возможно, с точки зрения философа? Каковы роли религии и разума в философии «общего дела»?

Религия для Федорова – это, прежде всего, культ предков (и в этом есть некоторый языческий оттенок религиозности Федорова), это соединение дела по воскрешению отцов и научного знания.

По мнению Федорова, научное знание должно быть направлено не на развитие индустрии, не на удовлетворение потребностей человека, а на «регуляцию природы», то есть на управление стихийными силами природы: метеорологическими, климатическими и иными процессами. Хаотическая природа должна стать разумной и управляемой - то есть она должна стать космосом.

Федоров считает, что эротическая любовь должна быть упразднена, рождение должно быть заменено воскрешением. Главное, чем должен руководствоваться человек в своих действиях, – это долг перед отцами.

С точки зрения Федорова, для города характерен культ женщины и полового инстинкта, поэтому городская культура – это культура морального разложения. Город – это небратство, разобщенность людей. Сельские жители живут у праха отцов, село представляет собой родственную общину, где все ответственны за всех.

Как считает Федоров, утверждение «Жить не для себя, ни для других, а со всеми и для всех» является главным принципом его философии; это высказывание является выражением самой души русского народа. Космизм Федорова неразрывно связан с православием, поскольку именно в православии главным праздником является Пасха - праздник воскресения (в отличие от католической традиции, где главным праздником считается Рождество).

Таким образом, Федоров ищет радикального преображения действительности, при котором зло и смерть будут искоренены. Для его мировоззрения характерны консерватизм, патриархальность, патриотизм, утопизм, вера в человеческий разум. Раскройте эти понятия.

Федоров стоит у истоков космизма (К. Циолковский и др.) и русского религиозно-философского ренессанса (Вл. Соловьев, А. Белый, Вяч. Иванов и др.). Концепция Федорова может быть по-новому осмыслена в свете современного экологического мышления и биоэтических принципов.

Отразите Ваше понимание космизма Федорова в реферате.

Примерные вопросы по теме:

1. Русский космизм: общие черты и основные представители.

2. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова: вопрос о жизни и смерти; роль науки и религии.

3. Н.Ф. Федоров о рождении и воскрешении и о долге перед отцами.

4. Город и сельская жизнь в философии Н.Ф. Федорова.

5. Основные черты мировоззрения Н.Ф. Федорова.

6. Последователи философии Н.Ф. Федорова. Влияние Н.Ф. Федорова на естествоиспытателей России.

7. Космизм в свете современного экологического мышления и биоэтических представлений.

Литература

1. Федоров Н.Ф. Супраморализм, или всеобщий синтез (т.е. всеобщее объединение) // Федоров Н.Ф. Философия общего дела. В 2 т. Т.1. М.: АСТ, 2003. - 699 с. - С. 456-535

2. 1(075)
И 907

История русской философии / Ред. Маслин М.А. - М.: Республика, 2001. - 638 с. – С. 378-384

3. 1Ф
З-567

Зеньковский В.В. В 2-х т. Т.2. М.: АСТ, 1999; Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 539 с.- С. 147-165

4. 1 (075)

Г 788

Грачев М.В. Философия. Пособие для подготовки к экзамену. М., 2011.- 363с.- С. 197-200

5. 1(091)(075)
И 907

История философии / Ред. В.В. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с.- С. 763

6. 1(075)
Ф561

Философия / Ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 685 с.- С. 214-215

7. Гиренок Ф.И. Пато-логия русского ума (картография дословности). М.: Аграф, 1998. – 416с. -С. 154-171

8. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

Наши рекомендации