ХРИСТИАНСТВО И РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 19 В.
План занятия
- Особенности развития западноевропейского христианства в 19 в. и литературный процесс
1.1 Особенности католицизма в творчестве писателей-католиков 19 – начала 20 в.в.
1.2 Протестантизм и зарубежная литература 19 – начал 20 в.в.
1.3 Зарубежные писатели и идеи пуританизма
- Особенности развития американской литературы 19 – начал 20 в.в. и идеи христианства.
- Проблема секуляризации зарубежной литературы конца 19 в. и идеи антропоцентризма
Литература
1. Античная литература: Учебник для филол. спец. Вузов/ А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А.А. Тахо-Годи/ Под ред А.А. Тахо-Годи. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1986.
2. Тройский И.М. История античной литературы. - М., 1987.
3. Н.А Чистякова, Н.В. Вулих. История античной литературы. - М.: Высшая школа, 1971
4. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение / М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов. - М.: Высшая школа, 1999.
5. История зарубежной литературы XVII века: Учебник для филол. спец. вузов / Н.А. Жирмунская, 3.И. Плавскин, М.В. Разумовская и др. / Под ред. И. Плавскина. - М.: Высш. шк., 1987.
6. История зарубежной литературы XVIII века: Учеб. для филол. спец. вузов/ Л.В. Сидорчешсо, Е.М. Апенко, А.В. Белобратов и др./ Под ред. Л.В. Сидорченко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк.; 2001.
7. История зарубежной литературы XIX века: Учеб. пособие / Под ред. Я.Н. Засурского, С.В. Тураева. - М.: Просвещение, 1982.
8. История зарубежной литературы XIX века: Учебник для вузов / Под ред. Соловьевой Н.А. - М.: «Высшая школа», 1999.
9. История зарубежной литературы XIX века: Учеб. для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Н.П. Михальской. - М.: Просвещение, 1991.
10. История зарубежной литературы XIX века: Учеб. для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. Н.П. Михальской. - М.: Просвещение, 1991.
11. История зарубежной литературы XIX века: Учеб. для вузов / А.С. Дмитриев, Н.А. Соловьева, Е.А. Петрова и др. /Под ред. Н.А. Соловьевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1999.
12. Ковалева Т.В. и др. История зарубежной литературы, второй половины XIX – начала XX веков: Учеб. пособие/ Т.В. Ковалева, Т.Д. Кириллова, Е.А. Леонова. - Минск, «Завигар». 1997.
13. История зарубежной литературы XX века, 1871-1917: Учеб. для студентов пед. ин-тов / В.Н. Богословский, З.Т. Гражданская, С.Д. Артамонов и др.; Под ред. В.Н. Богословского, З.Т. Гражданской. - М.: Просвещение, 1989.
14. История зарубежной литературы XX века (1917-1945 гг.) / Под ред. Богословского В.Н., Гражданской З.Т.). – М.: «Высшая школа» , 1987.
15. История зарубежной литературы XX века (1945-1980 гг.) / Под ред. Андреева Л.Г. - М.: «Высшая школа», 1989.
16. Зарубежная литература XX века: Хрестоматия / Сост. Н.П. Михальская, Г.Н. Храповицкая, В.А. Луков и др.; Под ред. Б. И. Пуришева, Н.П. Михальской. -М.: Просвещение, 1986.
17. Зарубежная литература XX века: учебник /Л.Г. Андреев, А.В. Карельский, Н.С. Павлова и др.; Под ред. Л.В. Андреева. - М.: Высш. шк., 1996.
18. Зарубежная литература XX века / Под ред. Андреева Л.Г. М.: «Высшая школа», 2004.
19. Хрестоматия по зарубежной литературе: эпоха Возрождения. - Т. 1, 2 / Составитель Б.И. Пуришев. - М.: Учпедгиз, 1962.
20. Западноевропейская литература XVII века: Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев; предисл. иподг. к печати В.А. Лукова. - 3-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2002.
21. Т.М. Кривина, Зарубежная литература 17-18 веков/ Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов. – Изд.2-е – доп. – Орёл: ОГУ, 2004. – 39 с.
22. Т.М. Кривина Литература Франции/ Методические рекомендации к самостоятельной работе. - Орёл: ОГУ, 2003. – 50 с.
23. Е.С. Панкова, Литература Германии/ Материалы к вузовскому изучению дисциплины. Орёл: ОГУ, 1998. – 108 с.
24. Е.С. Панкова Зарубежная литература 19 века/ Учебно-методическое пособие. - Орёл: ОГУ, 2006. - 250 с.
25. Е.С. Панкова. Мировая литература в школе/ Справочно-методическое пособие. – Орёл: ОГУ, 1997. -160 с.
26. Кривина Т.М. Зарубежная литература новейшего времени (1917 – 1945)/ Методические указания и система заданий к практическим занятиям. – Орёл, 1986.
Задания для самостоятельной работы
1. Работа со словарями (философия, религия)
2. Доклады по отдельным вопросам занятия
Темы и содержание самостоятельной работы по курсу
«НОВЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»
Очная форма обучения
Семестр
СРМ – 38 часов
Тема | Содержание заданий, выносимых на СРС | Количество часов, отводимых на выполнение заданий | Сроки проверки результатов СРС |
Новые концептуальные идеи и направления развития литературы | Повторение и углубление лекционного материала, работа с источниками по теме, работа с терминами, конспектирование. Подготовить доклады. | В ходе практических занятий | |
Античное литературоведение и его основные идеи направления | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. | В ходе практических занятий | |
Литература средневековой Европы, ее идеи и направления | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. | В ходе практических занятий | |
Новые концептуальные идеи литературного процесса эпохи Возрождения | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. | В ходе практических занятий | |
Концептуальные идеи развития зарубежной литературы 17 в. | Работа с источниками по теме. Разработать урок. Подготовить вопросы к практическому занятию. | В ходе практических занятий | |
Новые концептуальные идеи, разработанные зарубежной литературой 18 в. | Работа с источниками по теме. Подготовить рефераты. Подготовить вопросы к практическому занятию. | В ходе практических занятий |
Семестр
СРМ – 20 часов
Тема | Содержание заданий, выносимых на СРС | Количество часов, отводимых на выполнение заданий | Сроки проверки результатов СРС |
Новые концептуальные идеи и направления развития литературы 19 в. | Повторение и углубление лекционного материала, работа с источниками по теме, работа с терминами, конспектирование. Подготовить доклады. | В ходе практических занятий | |
Новые концептуальные идеи в развитии американской литературы | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. | В ходе практических занятий | |
Новые концептуальные идеи в развитии зарубежной литературы 19 – начала 20 в. | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. Презентации. Проект урока по одному из вопросов занятия | В ходе практических занятий | |
Идеи славянофилов и их влияние на русскую и зарубежную литературу | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. Презентации. Доклады | В ходе практических занятий | |
Новые школы и направления в литературоведении 19 в. | Работа с источниками по теме. Разработать урок. Подготовить вопросы к практическому занятию. Презентации. Доклады | В ходе практических занятий | |
Идеи фрейдизма, неофрейдизма и развитие литературы | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. Конспект занятия. Работа с философским словарем | В ходе практических занятий | |
Философия материализма и литература | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. Конспект занятия. Работа с философским словарем | В ходе практических занятий | |
Христианство и развитие литературы 19 – начала 20 в.в. | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. Конспект занятия. Работа с философским словарем | В ходе практических занятий |
Семестр
СРМ – 28 часов
Тема | Содержание заданий, выносимых на СРС | Количество часов, отводимых на выполнение заданий | Сроки проверки результатов СРС |
Новые концептуальные идеи и направления развития литературы 20-21 в.в. | Повторение и углубление лекционного материала, работа с источниками по теме, работа с терминами, конспектирование. Подготовить доклады. | В ходе практических занятий | |
Новые концептуальные идеи и направления развития литературы 20 в. | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. | В ходе практических занятий | |
Новые концептуальные идеи и направления развития литературы 21 в. (христианство и развитие литературы 20-21 в.в.) | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. Презентации. Проект урока по одному из вопросов занятия | В ходе практических занятий | |
Православное литературоведение, его идеи и представители | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. Презентации. Доклады | В ходе практических занятий | |
Новые философские направления и развитие современной литературы | Работа с источниками по теме. Разработать урок. Подготовить вопросы к практическому занятию. Презентации. Доклады | В ходе практических занятий | |
Новая критика о современном литературном процессе | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. Конспект занятия. Работа с философским словарем | В ходе практических занятий | |
Постмодернизм и современный литературный процесс | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. Конспект занятия. Работа с философским словарем | В ходе практических занятий | |
Интерактивные направления в современном литературном процессе | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. Конспект занятия. Работа с философским словарем | В ходе практических занятий | |
Научные методы и направления современный литературный процесс | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. Конспект занятия. Работа с философским словарем | В ходе практических занятий |
Заочная форма обучения
Курс
СРМ – 88 часов
Тема | Содержание заданий, выносимых на СРС | Количество часов, отводимых на выполнение заданий | Сроки проверки результатов СРС |
Новые концептуальные идеи и направления развития литературы | Повторение и углубление лекционного материала, работа с источниками по теме, работа с терминами, конспектирование. Подготовить доклады. | В ходе практических занятий | |
Античное литературоведение и его основные идеи направления | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. | В ходе практических занятий | |
Литература средневековой Европы, ее идеи и направления | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. | В ходе практических занятий | |
Новые концептуальные идеи литературного процесса эпохи Возрождения | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. | В ходе практических занятий | |
Концептуальные идеи развития зарубежной литературы 17 в. | Работа с источниками по теме. Разработать урок. Подготовить вопросы к практическому занятию. | В ходе практических занятий | |
Новые концептуальные идеи, разработанные зарубежной литературой 18 в. | Работа с источниками по теме. Подготовить рефераты. Подготовить вопросы к практическому занятию. | В ходе практических занятий | |
Философия 18 в. и литература | Работа с источниками по теме. Подготовить рефераты. Подготовить вопросы к практическому занятию. | В ходе практических занятий |
Курс
СРМ – 83 часа
Тема | Содержание заданий, выносимых на СРС | Количество часов, отводимых на выполнение заданий | Сроки проверки результатов СРС |
Новые концептуальные идеи и направления развития литературы 19 в. | Повторение и углубление лекционного материала, работа с источниками по теме, работа с терминами, конспектирование. Подготовить доклады. | В ходе практических занятий | |
Новые концептуальные идеи в развитии американской литературы | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. | В ходе практических занятий | |
Новые концептуальные идеи в развитии зарубежной литературы 19 – начала 20 в. | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. Презентации. Проект урока по одному из вопросов занятия | В ходе практических занятий | |
Идеи славянофилов и их влияние на русскую и зарубежную литературу | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. Презентации. Доклады | В ходе практических занятий | |
Новые школы и направления в литературоведении 19 в. | Работа с источниками по теме. Разработать урок. Подготовить вопросы к практическому занятию. Презентации. Доклады | В ходе практических занятий | |
Идеи фрейдизма, неофрейдизма и развитие литературы Философия материализма и литература | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. Конспект занятия. Работа с философским словарем | В ходе практических занятий | |
Христианство и развитие литературы 19 – начала 20 в.в. | Работа с источниками по теме. Подготовить вопросы к практическому занятию. Конспект занятия. Работа с философским словарем | В ходе практических занятий |
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ
Задания для самостоятельной работы магистрантов
Проверка подготовленности магистранта осуществляется во время проведения преподавателем практического занятия, а также в ходе проверки конспектов уроков, материалов к уроку графику работы преподавателя. Система оценивания результатов деятельности – балльная.
По материалам текущего контроля проводится промежуточная аттестация студента по дисциплине.
Очная форма обучения
2 семестр
Требования к освоению дисциплины
1. Новые концептуальные идеи развития литературы
2. Новые направления западноевропейской литературы XXI в.
3. Новые направления в русской литературе XXI в.
4. Новые направления в литературе США XXI в.
5. Влияние философских идей на развитие зарубежной литературы
6. Философия и русская литература
7. Идеи православного литературоведения
8. «Новая христианская критика» и ее представители
3 семестр
Требования к зачету
1. Эстетика американского романтизма и МЛП
2. Э. По и его вклад в теорию новеллистики и поэзии
3. Национальные идеи в американской литературе 19 в.
4. Взаимодействие западноевропейской и американской литератур
5. Философия и американская литература
6. Идеи трансцендентализма и их влияние на литературный процесс
7. Аболиционизм и пуританство в американской литературе
8. Американская эстетическая мысль и ее роль в современном литературном процессе
9. Новые концептуальные идеи развития литературы в произведениях романтизма
10. Английские романтики о путях развития литературы
11. Немецкий романтизм и его представители о литературе
12. Французские романтики о литературе
13. Эстетика американского романтизма и западноевропейская литература
14. Новые идеи развития литературы в произведениях и теоретических работах критических реалистов
15. Французские реалисты и их эстетические труды
16. Английские и американские реалисты 19 в. о развитии литературы
17. Немецкие писатели-реалисты и литературный процесс
18. Декадентские учения о литературе и творчестве
19. Натурализм и его вклад в эстетику художественного творчества
20. Истоки русского славянофильства. Представители
21. Новые концептуальные идеи славянофилов о развитии литературы
22. Славянофилы о духовности и нравственности, национальной идентификации
23. Славянофилы о православии
24. Влияние идей славянофилов на зарубежную литературу
25. Теоретические романтические школы и направления
26. Мифологическая школа и ее представители
27. Культурно-историческая школа и ее представители
28. Возникновение сравнительно-исторического литературоведения
29. Психологическая школа и ее особенности
30. Новые концептуальные идеи в литературе 19 в.
31. Психоанализ Фрейда и его влияние на зарубежную литературу
32. Особенности Фрейдизма, психоанализ
33. Вклад Юнга и др. в разработку психоанализа
34. Психоанализ и его отражение в художественной литературе
35. Неофрейдизм и его влияние на литературный процесс
36. Основные направления материалистической философии и литературный процесс 19 в.
37. Философии Гегеля и проблемы типизации
38. Фейербах и его вклад в эстетику реализма
39. Диалектический материализм и развитие литературы
40. Маркс и Энгельс о литературе
41. Ленин о литературе
42. Особенности развития западноевропейского христианства в 19 в. и литературный процесс
43. Особенности католицизма в творчестве писателей-католиков 19 – начала 20 в.в.
44. Протестантизм и зарубежная литература 19 – начал 20 в.в.
45. Зарубежные писатели и идеи пуританизма
46. Особенности развития американской литературы 19 – начал 20 в.в. и идеи христианства.
47. Проблема секуляризации зарубежной литературы конца 19 в. и идеи антропоцентризма
4 семестр
Требования к экзамену
- Статус современной филологии, ее объект, предмет, цели, задачи и методы. Магистральные направления филологических исследований, определившиеся в последние десятилетия 20 в.
- Частные вопросы, решаемые в рамках различных литературных направлений и школ. Проблемы гуманистического и христианского литературоведения.
- Диахронные и синхронные историко-литературные системы
- Характерные особенности диахронных систем
- Общая характеристика синхронных систем
- Проблема цивилизации историко-литературного процесса
- Определение понятия «цикл»
- Циклы в теоретико-исторических работах
- Канон и его характеристика
- Тенденция синтеза классических и модернистских систем в 20 – 21 в.в.
- Новые теории отечественной филологии в области литературоведческого анализа художественной литературы.
- Филологические парадигмы: историческая, психологическая, системно-структурная, социальная.
- Новые литературоведческие теории зарубежных филологов о развитии литературы как МЛП.
- Христианство и литература 20 – 21 в.в.
- Основные концептуальные идеи русских исследователей
- Основные концептуальные идеи зарубежных литературоведов
- Христианское литературоведение и современный литературный процесс
- Проблемы православного литературоведения в России
- Идеи христианской литературы на Западе
- Зарубежное христианское литературоведение
- Идеи М.М. Дунаева и его вклад в разработку концепции православного литературоведения
- Южно-русская школа о развитии современной литературы. Представители.
- Петрозаводская школа и ее вклад в христианское литературоведение. Труды И.А. Есаулова
- Философские системы 20 в. и их влияние на литературу. Представители.
- Философия экзистенциализма и ее роль в МЛП. Представители.
- Постмодернистские школы и их влияние на литературу
- Современное гуманистическое литературоведение. Направления. Школы
- Постмодернистская «левая критика» и ее роль в развитии литературы 20-21 в.в.
- Православная критика о развитии русской литературы: Павлов Ю.М., Татаринов А.В., Безруков А.А. и др.
- Влияние интерактивных технологий на развитие литературы
- Возникновение нового интерактивного художественного мышления
- Своеобразие интерактивного художественного мышления
- Интернет и литературный процесс
- Новые концептуальные идеи net-литературы
- Новые концептуальные направления net-литературы
- Проблемы взаимодействия классической и net-литературы
- Перспективы, прогнозы дальнейшего развития литературы
- Современны научные исследования и литературный процесс
- Современная психология и отражение ее достижений в художественных произведениях писателей 21 в.
- Проблема использования синтетических методик и методологии в современной литературе
- Этимология западноевропейского постмодернизма.
- Развитие постмодернизма в США.
- Литература постмодернизма в России.
- Эволюция постмодернизма в XXIв.
Заочная форма обучения
2 курс
Требования к зачету
1. Новые концептуальные идеи развития литературы
2. Новые направления западноевропейской литературы XXI в.
3. Новые направления в русской литературе XXI в.
4. Новые направления в литературе США XXI в.
5. Влияние философских идей на развитие зарубежной литературы
6. Философия и русская литература
7. Идеи православного литературоведения
8. «Новая христианская критика» и ее представители
3 курс
Требования к зачету
1. Эстетика американского романтизма и МЛП
2. Э. По и его вклад в теорию новеллистики и поэзии
3. Национальные идеи в американской литературе 19 в.
4. Взаимодействие западноевропейской и американской литератур
5. Философия и американская литература
6. Идеи трансцендентализма и их влияние на литературный процесс
7. Аболиционизм и пуританство в американской литературе
8. Американская эстетическая мысль и ее роль в современном литературном процессе
9. Новые концептуальные идеи развития литературы в произведениях романтизма
10. Английские романтики о путях развития литературы
11. Немецкий романтизм и его представители о литературе
12. Французские романтики о литературе
13. Эстетика американского романтизма и западноевропейская литература
14. Новые идеи развития литературы в произведениях и теоретических работах критических реалистов
15. Французские реалисты и их эстетические труды
16. Английские и американские реалисты 19 в. о развитии литературы
17. Немецкие писатели-реалисты и литературный процесс
18. Декадентские учения о литературе и творчестве
19. Натурализм и его вклад в эстетику художественного творчества
20. Истоки русского славянофильства. Представители
21. Новые концептуальные идеи славянофилов о развитии литературы
22. Славянофилы о духовности и нравственности, национальной идентификации
23. Славянофилы о православии
24. Влияние идей славянофилов на зарубежную литературу
25. Теоретические романтические школы и направления
26. Мифологическая школа и ее представители
27. Культурно-историческая школа и ее представители
28. Возникновение сравнительно-исторического литературоведения
29. Психологическая школа и ее особенности
30. Новые концептуальные идеи в литературе 19 в.
31. Психоанализ Фрейда и его влияние на зарубежную литературу
32. Особенности Фрейдизма, психоанализ
33. Вклад Юнга и др. в разработку психоанализа
34. Психоанализ и его отражение в художественной литературе
35. Неофрейдизм и его влияние на литературный процесс
36. Основные направления материалистической философии и литературный процесс 19 в.
37. Философии Гегеля и проблемы типизации
38. Фейербах и его вклад в эстетику реализма
39. Диалектический материализм и развитие литературы
40. Маркс и Энгельс о литературе
41. Ленин о литературе
42. Особенности развития западноевропейского христианства в 19 в. и литературный процесс
43. Особенности католицизма в творчестве писателей-католиков 19 – начала 20 в.в.
44. Протестантизм и зарубежная литература 19 – начал 20 в.в.
45. Зарубежные писатели и идеи пуританизма
46. Особенности развития американской литературы 19 – начал 20 в.в. и идеи христианства.
47. Проблема секуляризации зарубежной литературы конца 19 в. и идеи антропоцентризма
Задания для самостоятельной работы магистрантов представлены в планах практических занятий
Технологическая карта изучения дисциплины
Филологический факультет | |||
КАФЕДРА отечественной филологии и журналистики | |||
Технологическая карта дисциплины | |||
Направление | Педагогическое образование | ||
Программа | Актуальные проблемы русской литературы ХХ века | ||
Группа | |||
Дисциплина | Новые концептуальные идеи и направления развития литературы |
Коэффициент | Максимальная оценка | Число баллов за 1 мероприятие | Максимальное число баллов | Кол-во мероприятий | |
Текущий контроль (аудиторная работа) | |||||
3,5 | 3,5 | Посещение лекции, ведение конспекта | |||
0,3 | 1,5 | Активная работа на лекции | |||
0,6 | 0,6 | Посещение практического занятия, ведение конспекта | |||
0,146666667 | 0,733333333 | Ответ на практическом занятии | |||
Текущий контроль (внеаудиторная работа) | |||||
0,5 | 2,5 | Конспектирование научно-критического материала, выполнение творческих заданий | |||
0,3 | 1,5 | Выполнение основного домашнего задания, полученного на практическом занятии | |||
0,16 | 0,8 | Выполнение творческого инициативного проекта, участие в НИРС, подготовка презентации, реферата, доклада | |||
Рубежный контроль | |||||
4,0 | 20,0 | контрольная работа - 1; тестирование - 1 |