Научные методы и направления в современном литературном процессе (2 ч)

План занятия

1. Современны научные исследования и литературный процесс

2. Современная психология и отражение ее достижений в художественных произведениях писателей 21 в.

3. Проблема использования синтетических методик и методологии в современной литературе

Литература

  1. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook027/01/part-004.htm
  2. http://www.testsoch.net
  3. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02
4. Тернова Т.А. Современный литературный процесс. Учебное пособие для вузов. – Воронеж, 2007// http://window.edu.ru/library/pdf2txt/562/59562/29630/page1

Задания для самостоятельной работы

1. Составить проект анализа художественного произведения в рамках темы занятия

Заочная форма обучения

Курс

План и содержание лекционных занятий

ЛЕКЦИЯ № 1-2 (4 ч.)

НОВЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Общее представление об МЛП. Отечественные и зарубежные исследования в области МЛП. Концептуальные идеи глобализации и их влияние на МЛП

Литература

1. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: учебное пособие. – М. : Флинта: Наука, 1999. – 608с.

2. Степанян К. Кризис слова на пороге свободы. // Знамя, 1999. - №8. – С. 204-214.

3. Федотов Г. Статьи о культуре. // Вопросы литературы, 1990. – Февраль. – С. 189-238.

4. Философский словарь под ред. И. Т. Фролова. – М. : Изд-во политической литературы, 1991. – 560с.

5. Хализев В. Е. Теория литературы. Учеб. – М. : Высшая школа, 1999. – 398с.

6. Эпштейн М. Концепты… Метаболы…: О новых течениях в поэзии. // Октябрь, 1988. – С. 194-203.

7. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе. // Знамя, 1991. – №1. – С. 217-231.

8. Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма. // Звезда, 1996. - №8. – С. 166-188

9. Поиск новых путей: из опыта работы. / сост. С. Н. Громцева. – М. : Просвещение, 1990. – 191с

Тематика практических занятий

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ №№ 1

АНТИЧНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И НАПРАВЛЕНИЯ(2 ч).

План занятия.

1. Формирование древнегреческого литературоведения

1.1.«Поэтика» Аристотеля и ее основные концептуальные идеи.

1.2.Вклад греческих философов (Аристотель, Платон, Сократ и др.) в развитие литературы.

2. Новые концептуальные идеи развития литературы у римских писателей и поэтов.

2.1.Гораций и его вклад в развитие теории литературы.

2.2.Римская философия и литература.

3. Эллинистическая литература и философия о литературном процессе.

4. Античная литература и МЛП

Литература.

1. Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература: Учебное пособие. – Л. – 1989.

2. Культурология: Учебное пособие/ Составитель и отв. Редактор А.А. Радугин. – М. – 2007.

3. Любимов Л. Искусство древнего мира. – М. – 2001.

4. Мирецкая Н.В. Прочтем, подумаем, поспорим… Беседы и размышления об искусстве и культуре античности: Книга для учителя. – М. – 2006.

5. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист.-филос. Очерки и портреты. – М. – 1991.

6. Словарь античности. Перевод с немецкого. – М. – 1989.

7. Трухина Н.Н. История Древней Греции: Экспер. Учебник для VI класса средних учебных заведений. – М. – 2006.

8. Трухина Н.Н. История Древнего Рима: Эксперем. Учебник для VI класса средних учебных заведений. – М. – 2007.

9. Фролов Э.Ю. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. – Л. – 1991.

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовить презентации
  1. Подготовить доклады по вопросам (на занятии используется метод Сократа)

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 2

ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, ЕЕ ИДЕИ И НАПРАВЛЕНИЯ (2 ч.)

План занятия

(занятие с элементами диспута)

1. Особенности литературного процесса Средневековой Европы.

1.1.Христианская концепция развития литературы: первые труды христианских ученых о духовности и нравственности

1.2.Труды средневековых философов Западной Европы и развитие литературы.

2. Средневековые писатели и поэты о развитии литературы.

a. Героический эпос Средневековья и его духовно-нравственный мир («Беовульф», «Сказание о Кухулине», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Сиде»).

b. Духовный мир городского фольклора и народной литературы (баллады о Робин Гуде, народные книги о докторе Фаустусе и др.)

3. Нравственная концепция рыцарской литературы (рыцарский роман и рыцарская поэзия).

4. Нравственная концепция городской литературы

Литература.

1. Гершензон М. «Робин Гуд». Л., 1966г.

2. Маркова А.Н. Культурология: История мировой культуры. М.: ЮНИТИ, 2000г. – 600с.

3. Пуришев Б.И. Зарубежная литература средних веков. М.: 1974г.– 460с.

4. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. – 2-е изд., 2001г. – 560с.

5. Средневековой роман и повесть: Тристан и Изольда – М., 1974г.

Задания для самостоятельной работы

1. Презентации и микрофильмы

2. Доклады и рефераты

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 3

НОВЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (2 ч)

План занятия

(практическое занятие с элементами дискуссии)

  1. Особенности гуманистического мышления эпохи Возрождения

1.1.Концепция гуманистического мировоззрения и ее идеологи

1.2.Особенности антропоцентризма в зарубежной литературе Возрождения.

  1. Философия эпохи Возрождения и идеи гуманизма.
  2. Новые концептуальные идеи живописи эпохи Возрождения и их отражение в литературе

Литература.

1. Мировая культура: Возрождение. Эпоха Великих географических открытий. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. (Мировая культура).

2. Зарубежная Литература. Эпоха Возрождения” Шайтанов И. О. Изд. “Просвещение” . – М., 2003

3. Философия” Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. – М.: Юристъ, 2004

4. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М.: Высшая школа", 1987.

5. Краткий словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л.И.Тимофеев, С.В. Тураев, М.,1978.

6. Л.М.Брагина. Итальянский гуманизм.- М., 1977.

7. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения (хрестоматия), составитель Б.И. Пуришев, М.,1976

Задания для самостоятельной работы

1. Презентации

2. Подготовить доклады и рефераты по темам занятия

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 4

Наши рекомендации