Тема ХI. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ СУЩЕГО

Текст 1

Теоретический образ мира в его динамике философия характеризует посредством системы категорий движения, развития и покоя. Выражаемые данными категориями фундаментальные свойства реального мира подтверждаются множеством наблюдений в жизненном опыте людей.

Философской категорией д в и ж е н и я обозначается свойство изменчивости, которым обладает любое сущее. Движение есть всякое изменение вообще. «Движение – это вечное возникновение и уничтожение всего сущего в мире», отмечал Гераклит. «Мыслимое без движения не имеет существования», подчеркивал Аристотель. Формы изменчивости сущего многообразны.

Категорией р а з в и т и я обозначаются закономерно необратимые качественные изменения. Феномену развития может быть дано и другое определение (дефиниция). Развитие представляет собой особый тип процессуальности, характеризующейся а) качественными изменениями, б) направленностью, в) необратимостью.

С помощью категории п о к о я фиксируется относительная устойчивость всякого сущего. Как акцентируется онтологией, способ бытия сущего составляет таким образом единство движения, развития и покоя.

Наиболее систематизированным философским учением о развитии материального мира, всего универсума, об основополагающих законах развития сущего является диалектика. Осмысление открытых философией основополагающих законов развития сущего исключительно важно для познания мира и творческо-преобразующей деятельности в нем, для успешного решения актуальных вопросов науки и практики. Ведь, согласно диалектике, объективно закон (закономерность) есть существенная, устойчиво проявляющаяся связь в основаниях бытия той или инойсистемы.

Основополагающими законами ключевых аспектов процессуальности развития, являются:

1) единства и взаимодействия противоположностей, который позволяет исследовать источниковую базу (причинность и движущие силы) развития тех или иных явлений;

2) взаимоперехода количественных и качественных изменений, раскрывающий общепроцессуальный механизм развития;

3) отрицания отрицания, позволяющий определять направленность (тенденцию) и форму развития исследуемых явлений.

На представленной ниже схеме указаны актуальные аспекты, проблемные вопросы и соответствующие основополагающие законы, которыми определяется научное исследование процесса развития.

Тема ХI. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ СУЩЕГО - student2.ru а з

р в е

и и

т

Рис.1. Схема актуальных аспектов, проблем и основополагающих законов исследования процесса развития

Рассмотрим последовательно содержание основополагающих законов диалектики развития сущего.

Первый закон – закон единства и взаимодействия противоположностей, гласит:

Объективно источником развития любого явления выступают диалектические противоречия в его взаимодействиях с другими явлениями.

Как подчеркивал Гегель, «противоречия движут миром», «противоречия – корень всякого движения».

Ключевыми понятиями данного закона являются понятия единства, противоположности, противоречия.

Е д и н с т в о есть та или иная устойчивая взаимосвязь предметов либо их сторон, т.е. определенная система вещей в их взаимодействии.

П р о т и в о п о л о ж н о с т ь – это существенное предельное различие предметов либо их сторон, свойств.

П р о т и в о р е ч и е – это взаимоисключающее отношение между сторонами противоположности.

Любые системы характеризуются как сходными, так и различными элементами и, соответственно, свойствами. Зарождающиеся, вызревающие, обостряющиеся и разрешающиеся при этом диалектические противоречия существенно различающихся, становящимися противоположностями сторон системы, выступают объективно источником ее развития, т.е. обусловливают развитие исследуемой системы. Действие данного закона, как и других диалектических законов имеет всеобщий характер.

I. Контрольные вопросы

1. Какое свойство мира обозначается философской категорией движение?

2. Какие изменения действительности обозначаются категорией развитие?

3. В чем сущность развития? Каковы принципиальные характеристики данного процесса?

4. Какое свойство действительности выражает философская категория покоя?

5. Каков способ бытия сущего?

6. Что является предметом исследования диалектики?

7. Что представляет собой в объективном отношении закон (закономерность)?

8. Какой закон диалектики раскрывает источник развития?

9. Какой закон диалектики раскрывает механизм развития?

10. Какой закон диалектики раскрывает направленность и форму развития?

11. Назовите основные законы диалектики развития сущего.

12. Изложите содержание диалектического закона единства и взаимодействия противоположностей.

13. Укажите ключевые понятия закона единства и взаимодействия

противоположностей, раскройте их содержание.

Текст 2 (продолжение)

Второй закон – закон взаимного перехода количественных и качественных измененийимеет следующее философское содержание.

Общий механизм развития таков: количественные изменения, превышая меру существования вещей, вызывают качественные изменения протекающие скачкообразно. При этом новое качество оказывает существенное влияние на последующие количественные изменения.

Ключевые понятия, раскрывающие действие данного закона – качество, количество, мера, скачок.

К а ч е с т в о есть понятие о сущностной определенности вещей, проявляемых ими свойствах. «Все вещи есть определенные качества», – отмечал Гегель.

Понятие к о л и ч е с т в а характеризует масштабную определенность качества. По Аристотелю, «всякое количество есть множество и величина, если оно измеримо». С этим согласуется и пифагорейское суждение о том, что «вещи суть числа». Любая вещь обладает как качественной, так и количественной стороной, находящимися в неразрывном единстве. Лишь в необходимых познавательных целях абстрагируют и акцентируют данные объективные стороны вещей.

М е р а есть диапазон, границы существования вещей в данной количественно-качественной определенности, когда количественные изменения их свойств не влекут качественных изменений.

С к а ч о к – это объективный момент (период) и форма перехода-превращения одного качества в другое. Характеризуется также как период наиболее интенсивного развития.

На основании изложенных понятий и характеристик механизма развития и был сформирован второй философский, диалектический закон. Главное в понимании его сути то, что в рамках количественных изменений вещь развивает все заложенные в ней потенции и по исчерпании этих потенций необходимо переходит, трансформируется в новое качество.

Методологически важно учитывать также, что переход в новое качество (к примеру, экономики, знаний и т.д.) не может осуществиться, не будучи подготовлен процессом необходимых для этого количественных изменений (в элементах экономики, в содержании знаний и т.д.).

I.Контрольные вопросы

1. Изложите содержание диалектического закона взаимного перехода количественных и качественных изменений.

2. Какой аспект развития раскрывает диалектический закон взаимного перехода количественных и качественных изменений?

3. Укажите ключевые понятия, раскрывающие сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений.

4. Что характеризуется философской категорией качество?

5. Что характеризуется философской категорией количество?

6. Что характеризуется философским понятием мера существования вещей?

7. Что такое диалектический скачок?

Текст 3 (продолжение)

Третий закон – закон отрицания отрицания раскрывает следующие существенные зависимости в процессе развития.

Развитие идей путем диалектических отрицаний, которые обеспечивают устранение в нем старого и утверждение нового посредством удержания (сохранения) необходимого, значимого в содержании. Тем самым обусловливается тенденция поступательного, необратимого, спиралевидного развития с повторением отдельных черт старого на качественно новой основе.

Ключевые понятия данного закона – диалектическое отрицание, отрицание отрицания, старое, новое.

Д и а л е к т и ч е с к о е о т р и ц а н и е философски выражает объективную смену одних качественных форм сущего другими в процессе развития. Соответственно, данное понятие не тождественно по своему значению логическому отрицанию явлений.

Понятие о т р и ц а н и е о т р и ц а н и я выражает связь – единство в процессе развития: а) преодоления пройденного, или деструкции; б) сохраняемости, или преемственности; в) новаций как формирования, созидания качественного нового.

Данное диалектическое звено является ключевым для анализа тенденции, формы и результата развития.

С т а р о е – понятие об отживающем в содержании развивающихся явлений, препятствующее дальнейшему развитию сущего.

Н о в о е – понятие о формирующемся явлении (элементах явления), определяющее дальнейшее развитие либо способствующее ему.

В фундаментальной своей сути данный диалектический закон, таким образом, отражает следующее в процессуальности объективной действительности.

Как цепь отрицаний глобальное движение заключает в себе тенденцию (и принцип) непрерывного уничтожения сущего. Как цепь отрицания отрицания оно, напротив, заключает в себе тенденцию (и принцип) столь же непрерывного сохранения сущего. Борьба этих двух противоположностных тенденций в бытии мира имеет в итоге то, что материя и не уничтожается, и не сохраняется, но развивается. Оставаясь вечно себе тождественной, она постоянно обновляется, меняя свои формы. Это словно сказочная птица Феникс, которая сжигает себя в старости (в этом своем отрицании), чтобы возродиться молодой заново: символ вечного возрождения.

I.Контрольные вопросы

1. Изложите содержание диалектического закона отрицания отрицания.

2. Какой аспект развития раскрывает диалектический закон отрицания отрицания?

3. Укажите ключевые понятия диалектического закона отрицания отрицания.

4. Что такое диалектическое отрицание?

5. Что выражает философское понятие отрицание отрицания?

6. Что в содержании развития характеризуется философским понятием старое?

7. Что в содержании развития характеризуется философским понятием новое?

Наши рекомендации