Понятие субстанции и субстрата. Материя как субстанция.
Функции философии.
Функции философии - наиболее важные направления подобной науки, которые позволяют применять ее для реализации различных целей и задач.
Мыслительно-теоретическая. Способствует развитию концептуального мышления и учит создавать различные теории. Подобные функции философии кратко и максимально понятно обобщают окружающий мир и создают системы знаний, которым он подчиняется. Позволяют создавать мыслительно-логические схемы.
Аксиологическая. Оценивает явления и объекты окружающего мира относительно имеющейся системы ценностей, например, этические, морально-нравственные, социальные, идеологические. Основная цель подобной функции философии в обществе - отсеивать все тормозящее и ненужное, пропуская и принимая только то, что будет полезно на данном этапе развития. Наибольшая активность наблюдается в переломные моменты истории: свержение власти, революции, противостояния. Гносеологическая. Осуществляет особый механизм познания, полагающийся только на достоверное и правильное понимание действительности.
Прогностическая. Подобные функции философии кратко позволяют прогнозировать развитие и тенденции общества, человека и природы на основании имеющихся достижений и знаний.
Мировоззренческая. Осуществляет формирование представлений о мире как о едином целом. Окружающая действительность предоставляет познание о взаимодействии с человеком и определяет его место.
Критическая. Предоставляет человеку пищу для размышлений. Основная задача данной функции философии - подвергать сомнению знания об окружающем мире, смотреть на вещи и явления с новой стороны, а также определять ранее не изученные качества и черты. Конечная цель - разрушение противоречий, расширение границ познания и увеличение достоверности имеющихся. Социальная. Предоставление человеку и обществу в целом знаний о причинах его зарождения и развития, определение важнейших движущих сил и элементов, устранение противоречий и выявление направлений для дальнейшего совершенствования.
Методологическая. Наработка основных направлений и методов познания.
Воспитательно-гуманитарная. Определение и укрепление существующих идеалов и нравственных ценностей, адаптация человека к окружающей действительности и укрепление моральных норм.
3. Мировоззрение и его виды.
В самом общем смысле мировоззрение – это система представлений человека об окружающем мире, о своём месте в нём.
Выделяют четыре типа мировоззрений:
Мифологическое мировоззрение характерно для первобытных людей. Это фантастическое представление об окружающем мире, выраженное в форме сказок, преданий, легенд и мифов, которые передавались из уст в уста на протяжении многих лет, преимущественно до появления письменности. Оно определяло нравственную позицию первобытных людей, выступало первичным регулятором поведения. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: происхождение Вселенной, Земли и человека, и объяснение природных явлений;
Религиозное мировоззрение также представляет собой систему представлений о сверхъестественном существе - боге или о группе богов. Но в отличие от персонажей мифов, главные герои религиозных преданий претендуют на безоговорочное принятие их авторитета. С другой стороны, в обществе, в котором доминирует мифологическое мировоззрение, деятельность человека полностью определяется культурой господствующего мифа, в то время как религию индивид может принимать и не принимать. Исследует такие вопросы как: поступки, судьба человека; нравственно-этические проблемы. (мировые христианство; ислам; буддизм).
Обыденное мировоззрение: Этим видом мировоззрения является отражение обстоятельств повседневной жизни, осознание собственных особенностей бытия каждого индивида в отдельности и уникальности людей в целом. Оно мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией и широко распространено.
Научное мировоззрение: опирается на достижения науки, включает научную картину мира, обобщает итоги человеческого познания, тесно связано с практической деятельностью людей.
4. Бытие – фундаментальное философское понимание онтологии.
Бытие — основной предмет онтологии.
Онтология — раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его (познанием).
Бытие — главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.
Понятие Бытия ввел в философию Парменид, выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие — небытию.
Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий).
В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.
Неправомерно приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов и связано с ними только одной чертой — существованием. Это придает миру целостность и делает его предметом философского размышления.
Основные формы бытия.
Формы бытия — это разновидности принадлежащих бытию явлений, различающиеся способом своего существования.
Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах:
1. Бытие природы. При этом различают Первую природу (это бытие вещей, тел, процессов, нетронутых человеком, все то, что существовало до появления человека: биосфера, гидросфера, атмосфера и др.), Вторую природу (Это бытие вещей и процессов, созданных человеком (преобразованная человеком природа)). Сюда относят орудия труда различной сложности промышленность, энергетика, города, мебель, одежда выведенные сорта и виды растений и животных и т.д.
2. Бытие человека. В этой форме выделяется:
- Бытие человека в мире вещей. Здесь человек рассматривается как вещь среди вещей, как тело среди тел, как объект среди объектов, который подчиняется законам конечных, преходящих тел (т.е. биологическим законам, циклам развития и гибели организмов и т.д.).
- Собственное человеческое бытие. Здесь человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно-нравственное существо.
3. Бытие духовного (это сфера идеального, сознания и бессознательного), в котором можно выделить:
- Индивидуализированное духовное. Это личностное сознание, сугубо индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого человека.
- Объективированное духовное. Это надындивидуальное духовное. Это все то, что является достоянием не только отдельного человека, но и общества, т.е. это «социальная память культуры», которая хранится в языке, книгах, картинах, скульптуре и т.д. Сюда относят и различные формы общественного сознания (философия, религия, искусство, мораль, наука и т.д.).
4. Бытие социального, которое подразделяется на:
- Бытие отдельного человека в обществе и в прогрессе истории, как социального субъекта, носителя социальных отношений и качеств.
- Бытие самого общества. Охватывает всю совокупность жизнедеятельности общества как целостного организма, включая материально-производственную и духовную сферу, многообразие культурно-цивилизационных процессов.
7. Движение как атрибут и неоднородный способ связи.
Тут ваще пиздец Илюх, если вытяну его – иди бухни и ебашь мыслиJ
Движение в философии — способ существования материи, в самом общем виде — изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного.
Движение - любое изменение вообще, начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением. Движение есть атрибут материи, неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не существует материи без движения, как и наоборот.
8. Амбивалентность представлений о пространстве и времени.
Амбивалентность есть двойственность.
Пространство — форма бытия материи (атрибут) со свойством протяжённости всех взаимодействующих во времени компонентов. (Компонент может являть собой как отдельный предмет (тело), так структуру и даже систему, в зависимости от функционального подхода к пространству.)
Время. — форма бытия материи (атрибут) со свойствами длительности и последовательности смены состояний в пространстве.
Все свойства пространства и времени неразрывны, взаимосвязаны с материальными образованиями (телами, предметами, структурами, системами), внутри и между которыми пребывают и развиваются те или иные формы движения. Существуют общие, а также особенные свойства пространства и времени.
Общие свойства пространства:
- объективность;
- бесконечность;
- взаимосвязь со временем и с движением;
- зависимость от структурных характеристик материальных систем;
- протяжённость;
- единство прерывности и непрерывности: прерывность относительна по отношению к двум (или нескольким) взаимодействующим системам в пространстве; непрерывность — абсолютна, потому как пространство обладает связностью, в нём не может быть дискретности.
Общие свойства времени:
- объективность;
- вечность;
- взаимосвязь с пространством и с движением;
- зависимость от структурных характеристик материальных систем;
- единство прерывности и непрерывности: у времени нет естественных объективных перерывов, оно всеобъемлюще и течёт даже там, где могут образовываться пространственные пустоты, поэтому связный подход характерен для всех процессов и явлений во времени, так как они взаимосвязаны между собою потенциально и актуально: прошлое — настоящее — будущее.
Особенные свойства пространства и времени:
- для пространства — трёхмерность (высота-ширина-длина), симметрия и асимметрия, формы и размеры, местоположение, расстояние между предметами, распределение вещества, поля и космического вакуума;
- для времени — одномерность, асимметричность, необратимость, то есть направленность всегда от прошлого к будущему, ритм процессов, скорость изменения состояния, неповторяемость, длительность.
9. Пространственно-временные представления И. Ньютона и Г. Лейбница и их критика И. Кантом.
Субстанциональная концепция, идущая от древних атомистов (Демокрит, Эпикур) и развитая далее в русле классической механики Ньютоном, — это концепция пространства как однородной, неизменной, неподвижной и абсолютной субстанции. Можно убрать из пространства все тела, и все же пространство останется, а свойства его сохранятся. Перемещаясь, предмет оставляет после себя свою пустую форму: пространство в этой концепции выглядит как своего рода наемная квартира для такого "жильца" как материя. Выходит, что пространство и время ведут какое-то независимое существование: если пространство можно уподобить квартире, то время как бы представляет улицу с однородным движением. Время течет одинаково во всей Вселенной, и это течение ни от чего не зависит, а поэтому оно абсолютно, являя собой тонкую субстанцию. Прибегнув к вольному образу, можно сказать, что если бы события "споткнулись" и тем самым задержались, то время, оторвавшись от них, потекло бы и далее само по себе. Абсолютное пространство — это вместилище мировой материи, а абсолютное время — чистая деятельность; непрерывный мировой поток; некая постоянная космическая шкала для измерения всех конкретных движений.
Вторая концепция, реляционная, восходит к Аристотелю, а впоследствии получает свое развитие у Г. Лейбница. Согласно этой концепции, пространство есть порядок расположения тел, существующих друг вне друга, время — порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел. Аристотель пришел к выводу, что всякое движение предполагает пространство и время, вне которых оно невозможно. Пространство сплошь заполнено материей: природа "боится пустоты", ибо собственно сущее — абсолютно полное бытие, и пустота может мыслиться лишь как нечто максимально разреженное и лишенное массы, как это допускается по отношению к эфиру. Пространство есть проявление протяженности тел, и в нем они соприкасаются в общей границе. Движение может совершаться не относительно пустоты, а относительно друг друга. Пространство предполагает два рода тел —ограничивающие и ограничиваемые. Исходя из этого отрицалось существование пустого пространства. Если Демокрит допущением пустоты пытался обосновать возможность движения (по аналогии с толпой людей на площади, шныряющих друг меж друга), то Аристотель, напротив, утверждал, что в пустом пространстве движение было бы невозможным. Не может быть пространства и времени без того, что простирается и изменяется.
10. Отражение как всеобщее свойство субстанции.
Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Основой и признаком отражения являются взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе его адекватные внешним воздействиям изменения (отпечаток, след и т.п.). Отражение связано с передачей вещества и энергии. Но главное состоит в воспроизведении одним явлением структурных особенностей другого (отображаемого) объекта.
Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня: отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное.
В неживой природе отражение существует, проявляется в виде физико-химических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции).
В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятии представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы, инстинкты и тд. Системы условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образуют первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую — слова.
Социальное отражение присуще человеку, обществу. Его основу составляет развитие прежде всего трудовой, а также всей совокупной человеческой деятельности.
Социальное отражение (сознание) — высшая форма отражения действительности, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности.
11. Предмет философской антропологии и ее основные проблемы.
Под философией человека или философской антропологией понимают учение о природе человека.
Философская антропология выступает теоретической и методологической основой конкретных наук, изучающих человека. Главная особенность философского знания о человеке и его основное назначение - обеспечить теорию и практику необходимыми знаниями, наиболее обобщенным видением человека.
Философской антропологии приходится заниматься тремя группами проблем: мировоззренческим учением о человеке, общей теорией человека, системой частных наук о человеке.
Современная философская антропология решает следующие проблемы:
- выясняет связи данной концепции человека с социологической, социально-психологической, этической и другими конкретными теориями о человеке;
- исследует соотношение между материальной организацией космоса (природы) и человека, их взаимообусловленное существование и развитие;
- изучает место человека в мире, смысл его жизни, соотношение смерти и бессмертия человека;
- объясняет происхождение человека и общества на Земле в процессе эволюции неживой и живой природы, особенно – высших животных;
- анализирует деятельностную сущность человека, его свободу и ответственность, идеалы и ценности;
- обобщает данные частных наук о современной эволюции человека, его жизнедеятельности, роли во Вселенной, общественном прогрессе;
- аргументирует гуманистический характера человека и общественного развития и др. Таким образом, философская антропология описывает природу и сущность человека, его другие характеристики в понятиях всеобщего и общесоциологического, в единстве существования человека как природного и социального существа, как уникальной формы бытия.
Сознание и самосознание.
Осмысление внешнего мира человеком при помощи сознания предполагает также определенную совокупность представлений о самом себе, своей роли во внешнем мире, оценку своих действий и поступков, а также тех возможностей, которые раскрываются перед ним. Это предполагает наличие особой сферы сознания, которую принято обозначать термином самосознание.
Самосознание – это познание и оценка человеком самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как субъекта индивидуального, так и коллективно-социального.
14. Психика, мышление, сознание – сравнительный анализ.
Психика - это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.
Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных телесных устройств восприятия, осязания и т.д.
Высшая форма развития психики – сознание (когда человек осознает различные процессы).
Мышление – высшая форма развития сознания. Это целенаправленное познание субъектом связей и отношений, создание новых идей.
Мышление расширяет познавательные способности человека.
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе. Сознание - понятие философии, обозначающее человеческую способность осмысление бытия (в том числе и собственного Я), идеального воспроизведения действительности в мышлении.
Понятие психики шире, чем понятие сознания. Понятие психики объединяет феномены сознательного и бессознательного.
Функции философии.
Функции философии - наиболее важные направления подобной науки, которые позволяют применять ее для реализации различных целей и задач.
Мыслительно-теоретическая. Способствует развитию концептуального мышления и учит создавать различные теории. Подобные функции философии кратко и максимально понятно обобщают окружающий мир и создают системы знаний, которым он подчиняется. Позволяют создавать мыслительно-логические схемы.
Аксиологическая. Оценивает явления и объекты окружающего мира относительно имеющейся системы ценностей, например, этические, морально-нравственные, социальные, идеологические. Основная цель подобной функции философии в обществе - отсеивать все тормозящее и ненужное, пропуская и принимая только то, что будет полезно на данном этапе развития. Наибольшая активность наблюдается в переломные моменты истории: свержение власти, революции, противостояния. Гносеологическая. Осуществляет особый механизм познания, полагающийся только на достоверное и правильное понимание действительности.
Прогностическая. Подобные функции философии кратко позволяют прогнозировать развитие и тенденции общества, человека и природы на основании имеющихся достижений и знаний.
Мировоззренческая. Осуществляет формирование представлений о мире как о едином целом. Окружающая действительность предоставляет познание о взаимодействии с человеком и определяет его место.
Критическая. Предоставляет человеку пищу для размышлений. Основная задача данной функции философии - подвергать сомнению знания об окружающем мире, смотреть на вещи и явления с новой стороны, а также определять ранее не изученные качества и черты. Конечная цель - разрушение противоречий, расширение границ познания и увеличение достоверности имеющихся. Социальная. Предоставление человеку и обществу в целом знаний о причинах его зарождения и развития, определение важнейших движущих сил и элементов, устранение противоречий и выявление направлений для дальнейшего совершенствования.
Методологическая. Наработка основных направлений и методов познания.
Воспитательно-гуманитарная. Определение и укрепление существующих идеалов и нравственных ценностей, адаптация человека к окружающей действительности и укрепление моральных норм.
3. Мировоззрение и его виды.
В самом общем смысле мировоззрение – это система представлений человека об окружающем мире, о своём месте в нём.
Выделяют четыре типа мировоззрений:
Мифологическое мировоззрение характерно для первобытных людей. Это фантастическое представление об окружающем мире, выраженное в форме сказок, преданий, легенд и мифов, которые передавались из уст в уста на протяжении многих лет, преимущественно до появления письменности. Оно определяло нравственную позицию первобытных людей, выступало первичным регулятором поведения. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: происхождение Вселенной, Земли и человека, и объяснение природных явлений;
Религиозное мировоззрение также представляет собой систему представлений о сверхъестественном существе - боге или о группе богов. Но в отличие от персонажей мифов, главные герои религиозных преданий претендуют на безоговорочное принятие их авторитета. С другой стороны, в обществе, в котором доминирует мифологическое мировоззрение, деятельность человека полностью определяется культурой господствующего мифа, в то время как религию индивид может принимать и не принимать. Исследует такие вопросы как: поступки, судьба человека; нравственно-этические проблемы. (мировые христианство; ислам; буддизм).
Обыденное мировоззрение: Этим видом мировоззрения является отражение обстоятельств повседневной жизни, осознание собственных особенностей бытия каждого индивида в отдельности и уникальности людей в целом. Оно мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией и широко распространено.
Научное мировоззрение: опирается на достижения науки, включает научную картину мира, обобщает итоги человеческого познания, тесно связано с практической деятельностью людей.
4. Бытие – фундаментальное философское понимание онтологии.
Бытие — основной предмет онтологии.
Онтология — раздел философии, философское учение о Бытии, о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках, независимо от его частных форм и в отвлечении от вопросов, связанных с его (познанием).
Бытие — главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.
Понятие Бытия ввел в философию Парменид, выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие — небытию.
Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий).
В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.
Неправомерно приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов и связано с ними только одной чертой — существованием. Это придает миру целостность и делает его предметом философского размышления.
Понятие субстанции и субстрата. Материя как субстанция.
Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны 2 категории: субстрата и субстанция.
Субстрат – это то, из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» - это первооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством, которого они существуют. Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Монизму противостоят дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо два равноценных начала.
Материя как субстанция – активная причина всех собственных формообразований («причина самой себя»).
Чтобы установить, какую роль способно играть понятие материи в развитии науки, научного познания природы, общества, человека, сознания, культуры, важно определить, каким конкретным содержанием может быть наполнено понимание материи в качестве субстанции. И здесь опять-таки следует выделить две традиции. Одна из них, наиболее древняя, склонна трактовать роль материи как субстанции в качестве именно исходного "субстрата", "материала", из которого как бы "построены" все другие тела во Вселенной. По мнению таких античных мыслителей, как Левкипп и Демокрит, по мнению которых все тела во Вселенной состоят как бы из никем не создаваемых и неуничтожимых "атомов". Другая традиция в понимании субстанциальности материи (ярким представителем в эпоху Просвещения был Дени Дидро) ориентирована на понимание ее как бесконечно развивающегося многообразия мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не "до" и не "наряду" с другими телами, явлениями, процессами и т.д., а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них.
Основные формы бытия.
Формы бытия — это разновидности принадлежащих бытию явлений, различающиеся способом своего существования.
Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах:
1. Бытие природы. При этом различают Первую природу (это бытие вещей, тел, процессов, нетронутых человеком, все то, что существовало до появления человека: биосфера, гидросфера, атмосфера и др.), Вторую природу (Это бытие вещей и процессов, созданных человеком (преобразованная человеком природа)). Сюда относят орудия труда различной сложности промышленность, энергетика, города, мебель, одежда выведенные сорта и виды растений и животных и т.д.
2. Бытие человека. В этой форме выделяется:
- Бытие человека в мире вещей. Здесь человек рассматривается как вещь среди вещей, как тело среди тел, как объект среди объектов, который подчиняется законам конечных, преходящих тел (т.е. биологическим законам, циклам развития и гибели организмов и т.д.).
- Собственное человеческое бытие. Здесь человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно-нравственное существо.
3. Бытие духовного (это сфера идеального, сознания и бессознательного), в котором можно выделить:
- Индивидуализированное духовное. Это личностное сознание, сугубо индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого человека.
- Объективированное духовное. Это надындивидуальное духовное. Это все то, что является достоянием не только отдельного человека, но и общества, т.е. это «социальная память культуры», которая хранится в языке, книгах, картинах, скульптуре и т.д. Сюда относят и различные формы общественного сознания (философия, религия, искусство, мораль, наука и т.д.).
4. Бытие социального, которое подразделяется на:
- Бытие отдельного человека в обществе и в прогрессе истории, как социального субъекта, носителя социальных отношений и качеств.
- Бытие самого общества. Охватывает всю совокупность жизнедеятельности общества как целостного организма, включая материально-производственную и духовную сферу, многообразие культурно-цивилизационных процессов.
7. Движение как атрибут и неоднородный способ связи.
Тут ваще пиздец Илюх, если вытяну его – иди бухни и ебашь мыслиJ
Движение в философии — способ существования материи, в самом общем виде — изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного.
Движение - любое изменение вообще, начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением. Движение есть атрибут материи, неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не существует материи без движения, как и наоборот.
8. Амбивалентность представлений о пространстве и времени.
Амбивалентность есть двойственность.
Пространство — форма бытия материи (атрибут) со свойством протяжённости всех взаимодействующих во времени компонентов. (Компонент может являть собой как отдельный предмет (тело), так структуру и даже систему, в зависимости от функционального подхода к пространству.)
Время. — форма бытия материи (атрибут) со свойствами длительности и последовательности смены состояний в пространстве.
Все свойства пространства и времени неразрывны, взаимосвязаны с материальными образованиями (телами, предметами, структурами, системами), внутри и между которыми пребывают и развиваются те или иные формы движения. Существуют общие, а также особенные свойства пространства и времени.
Общие свойства пространства:
- объективность;
- бесконечность;
- взаимосвязь со временем и с движением;
- зависимость от структурных характеристик материальных систем;
- протяжённость;
- единство прерывности и непрерывности: прерывность относительна по отношению к двум (или нескольким) взаимодействующим системам в пространстве; непрерывность — абсолютна, потому как пространство обладает связностью, в нём не может быть дискретности.
Общие свойства времени:
- объективность;
- вечность;
- взаимосвязь с пространством и с движением;
- зависимость от структурных характеристик материальных систем;
- единство прерывности и непрерывности: у времени нет естественных объективных перерывов, оно всеобъемлюще и течёт даже там, где могут образовываться пространственные пустоты, поэтому связный подход характерен для всех процессов и явлений во времени, так как они взаимосвязаны между собою потенциально и актуально: прошлое — настоящее — будущее.
Особенные свойства пространства и времени:
- для пространства — трёхмерность (высота-ширина-длина), симметрия и асимметрия, формы и размеры, местоположение, расстояние между предметами, распределение вещества, поля и космического вакуума;
- для времени — одномерность, асимметричность, необратимость, то есть направленность всегда от прошлого к будущему, ритм процессов, скорость изменения состояния, неповторяемость, длительность.
9. Пространственно-временные представления И. Ньютона и Г. Лейбница и их критика И. Кантом.
Субстанциональная концепция, идущая от древних атомистов (Демокрит, Эпикур) и развитая далее в русле классической механики Ньютоном, — это концепция пространства как однородной, неизменной, неподвижной и абсолютной субстанции. Можно убрать из пространства все тела, и все же пространство останется, а свойства его сохранятся. Перемещаясь, предмет оставляет после себя свою пустую форму: пространство в этой концепции выглядит как своего рода наемная квартира для такого "жильца" как материя. Выходит, что пространство и время ведут какое-то независимое существование: если пространство можно уподобить квартире, то время как бы представляет улицу с однородным движением. Время течет одинаково во всей Вселенной, и это течение ни от чего не зависит, а поэтому оно абсолютно, являя собой тонкую субстанцию. Прибегнув к вольному образу, можно сказать, что если бы события "споткнулись" и тем самым задержались, то время, оторвавшись от них, потекло бы и далее само по себе. Абсолютное пространство — это вместилище мировой материи, а абсолютное время — чистая деятельность; непрерывный мировой поток; некая постоянная космическая шкала для измерения всех конкретных движений.
Вторая концепция, реляционная, восходит к Аристотелю, а впоследствии получает свое развитие у Г. Лейбница. Согласно этой концепции, пространство есть порядок расположения тел, существующих друг вне друга, время — порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел. Аристотель пришел к выводу, что всякое движение предполагает пространство и время, вне которых оно невозможно. Пространство сплошь заполнено материей: природа "боится пустоты", ибо собственно сущее — абсолютно полное бытие, и пустота может мыслиться лишь как нечто максимально разреженное и лишенное массы, как это допускается по отношению к эфиру. Пространство есть проявление протяженности тел, и в нем они соприкасаются в общей границе. Движение может совершаться не относительно пустоты, а относительно друг друга. Пространство предполагает два рода тел —ограничивающие и ограничиваемые. Исходя из этого отрицалось существование пустого пространства. Если Демокрит допущением пустоты пытался обосновать возможность движения (по аналогии с толпой людей на площади, шныряющих друг меж друга), то Аристотель, напротив, утверждал, что в пустом пространстве движение было бы невозможным. Не может быть пространства и времени без того, что простирается и изменяется.
10. Отражение как всеобщее свойство субстанции.
Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Основой и признаком отражения являются взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе его адекватные внешним воздействиям изменения (отпечаток, след и т.п.). Отражение связано с передачей вещества и энергии. Но главное состоит в воспроизведении одним явлением структурных особенностей другого (отображаемого) объекта.
Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня: отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное.
В неживой природе отражение существует, проявляется в виде физико-химических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции).
В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятии представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы, инстинкты и тд. Системы условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образуют первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую — слова.
Социальное отражение присуще человеку, обществу. Его основу составляет развитие прежде всего трудовой, а также всей совокупной человеческой деятельности.
Социальное отражение (сознание) — высшая форма отражения действительности, свойственная общественно развитому