Тема: Исследование триггеров.
Цель: Ознакомление с принципом работы триггеров.
Для проведения исследования триггерных схем уже нельзя использовать логический преобразователь, поскольку триггер является элементом памяти.
Задание №1. Получение таблиц истинности триггеров
1) Создайте схему, показанную на рисунке 8.1.
Рис. 8.1. Схема для исследования RS-триггера
В схеме к входам триггера подключен генератор слова и светодиодные индикаторы к выходам.
2) Получить таблицу истинности триггера, подавая на входы различные комбинации (минимум их 6). Двойным щелчком по генератору слов открыть диалоговое окно и занести необходимые слова. Установите адрес начала (Initial) в 0000и адрес конца (Final) в 0005(для 6 вариантов) Работать с генератором слов нужно в пошаговом режиме (кнопка STEP). Результаты занести в таблицу:
№ п/п | Входы | Выходы | ||
R | S | Q | Q’ | |
Задание №2. Построение диаграмм
1) Собрать схему, показанную на рисунке 8.2.
Рис. 8.2. Схема включения RS-триггера
В схеме используется генератор слов (Word Generator) и логический анализатор (Logig Analyzer)
2) Двойным щелчком по генератору слов откройте диалоговое окно и задайте 16 слов, как показано на рис. 8.3. Установите адрес начала (Initial) в 0000, а адрес конца (Final) в 000F. Щелкните по кнопке Burst, что подаст на входы триггера последовательно все 16 слов.
Рис. 8.3. Диалоговое окно генератора слов
3) Откройте двойным щелчком логический анализатор. Убедитесь в правильности получения результатов.
Задание №3 Исследование счѐтчиков
Счетчик - устройство для подсчета числа входных импульсов. Число, представляемое состоянием его выходов по фронту каждого входного импульса, изменяется на единицу. Счетчик можно реализовать на нескольких триггерах. В суммирующих счетчиках каждый входной импульс увеличивает число на его выходе на единицу, в вычитающих счетчиках каждый входной импульс уменьшает это число на единицу.
1) Собрать схему, показанную на рисунке 9.1.
Рис. 9.1. Схема трѐхразрядного суммирующего счѐтчика
2) Дважды щѐлкните по источнику импульсов и установите частоту 1 Гц, закройте диалоговое окно.
3) Понаблюдайте за изменением индикатора.
4) Выключите схему и отредактируйте еѐ, чтобы получить вычитающий счѐтчик.
Вычитающий счѐтчик можно получить двумя способами:
а) Считывать выходные сигналы счетчика не с прямых, а с инверсных выходов триггеров;
б) Изменить структуру связей в счетчике: подавать на счетный вход следующего триггера сигнал не с инверсного, а с прямого выхода предыдущего.
5) Подсоедините вместо семисегментного индикатора логический анализатор, как показано на рисунке 9.2.
6) Дважды щѐлкните по источнику импульсов и установите частоту 2
КГц.
7) Двойным щелчком по анализатору откройте диаграммы и запустите
схему. Через несколько секунд остановите работу схемы.
8) Зарисуйте и проанализируйте диаграммы суммирующего и вычитающего счѐтчиков.
Рис. 9.2. Схема счетчика для анализа диаграмм
Задание №2. Изучение работы делителя частоты
Счетчик должен иметь 5 состояний, которые в простейшем случае образуют последовательность: {О, 1, 2, 3, 4}. Циклическое повторение этой последовательности означает, что коэффициент деления счетчика равен 5.
Схема такого счѐтчика изображена на рисунке 9.3
Рис. 9.3. Схема счѐтчика с коэффициентом деления 5
1) Нарисуйте схему рисунка 8.3.
2) Сделайте двойной щелчок на источнике импульсов и установите частоту 1 Гц.
3) Включите схему и понаблюдайте за индикатором.
Лабораторная работа №5
Тема: Исследование ОЗУ.