Тип дискурса и проблема понимания
Для отнесения к типу социального производства и типу дискурса мы использовали метод «grid-group analysis». Коммуникационный конфликт выступает как столкновение разных типов дискурса, которые оказываются трудно совместимыми не столько в силу лингвистических особенностей, сколько по причине своей
Раздел 111. Прикладные исследования
социально-культурной детерминированности, обусловленности дивергентными интересами и целями субъектов инновационного процесса.
Субъекты как функции социальной группы, как тип • дискурса
Б. Бернстайн, один из основателей социолингвистики, эмпирически установил и теоретически осмыслил тот факт, что представители разных социальных групп практикуют особые способы артикуляции своих психических состояний так, что используемые дискурсы задают разные картины мира и способы деятельности. Следуя этой идее, мы полагаем, что субъекты инновационного процесса выступают в коммуникационном пространстве как носители некоторых дискурсивных особенностей и эти особенности определяют особенности коммуникации.
Так, деятельность ученых, которые занимаются выдвижением и разработкой идей (теорий, гипотез, законов, понятий) в рамках своей индивидуальной культурной лаборатории или конгениального научного коллектива, будет пониматься нами как изобретение социальных смыслов на уровне внутренней социальности. Поэтому практикуемый ими дискурс носит черты сильно выраженной внутренней структурности, т.е. будет сильно теоретически нагружен, понятен только узкому специалисту. Одновременно он лишь в малой степени определяется задачами использования этих идей в технике, производстве или обществе целом. Мы обозначим этот дискурс как high text, low context (группа В на рис. 3).
Инженеры, занятые применением научных идей для изобретения некоторого прибора или технического приспособления, используют социальные смыслы на уровне внутренней социальности, т.е. на уровне конструирования экспериментальной установки. Последняя применима исключительно для решения научных задач, не может быть лицензирована или продана как рыночный продукт и даже едва ли может быть произведена повторно. Поэтому инженеры сами по себе остаются в том же коммуникативном пространстве, что и ученые, практикуя совместимый с научным дискурс high text, low context (группа В на рис. 3).
Глава 19. Субъекты инновационного процесса
Сложнее охарактеризовать тот тип дискурса, который отличает политиков и бизнесменов. В принципе, коль скоро политики и бизнесмены получают специальное образование, проходят особую школу рационального мышления, политико-экономический дискурс должен использовать стандарты языка науки (экономики, политологии, теории управления и проч.). Одновременно он призван отвечать определенным общественным реалиям и социальным целям (политической эффективности, экономической выгоде). Отсюда политики и бизнесмены должны принадлежать к группе А (см. рис. 3) и практиковать дискурс high text, high context, отличающийся высокой внутренней структурированностью текста и одновременно определяемый жесткой контекстуальной, или социальной, привязкой. Однако на деле, что в полной мере демонстрирует российская ситуация, это не совсем так. Деятельность политика — это использование социальных смыслов, изобретенных экономистами, политологами и прочими «высоколо-быми», уже за пределами науки, на уровне внешней социальности для выработки и реализации стратегии. Он практикует поэтому дискурс ненаучного типа. Действительно, контекстуальная составляющая такого дискурса выражена в большой мере; структурность же имеет неожиданные параметры — она выражена достаточно слабо. Алогичность, необоснованность, эмоциональная на-груженность, художественная суггестивность, апелляция не столько к реальным аргументам, сколько к социальным ожиданиям населения, — вот что отличает речь политика. Пусть в его глубинных предпосылках и коренится трезвый расчет на захват и удержание власти, но не только и не столько этой технической способностью расчета отличается успешный политик от неуспешного.
Дискурс бизнесмена, имея под собой в качестве конечной цели максимизацию прибыли, также не может удержаться в рациональных рамках. Бизнесмен занят применением результатов работы ученого и инженера, но уже за пределами науки. И одновременно он не только использует, но и изобретает социальные смыслы, правда, на другом уровне, уровне внешней социальности, производя и продавая некоторый рыночный товар. Настоящее предпринимательство — делотворческое, в котором правит не только и не столько расчет, сколько чутье, страсть и воля. Доклады и дискуссии на конгрессе предпринимателей или на совете крупного банка будут поэтому по форме вполне рациональны, аргу-
Раздел III. Прикладные исследования
ментированны, логичны. Однако их подоплекой все равно останется тонкое понимание экономической конъюнктуры и способность к риску, обязанные интуиции, опыту и инсайдерской информации, а вовсе не логике и не научным исследованиям.
Поэтому ни бизнесмены, ни политики не могут быть однозначно позиционированы в одну из групп нашей классификации. Они работают не в специализированном и локальном сообществе, а в многообразной и противоречивой внешнесоциальной среде, и единственно подходящая стратегия для них - это миграция между группой А и группой С(см. рис. 3), которая представляет собой художественный дискурс. И политик, и бизнесмен не могут обойтись в своей речи и мышлении без творческого вдохновения, без особого индивидуального стиля, который не укладывается в унифицированные стандарты. Постоянные переходы туда и обратно от политико-экономического дискурса к дискурсу художественному и образуют тот язык, на котором разговаривают политики и бизнесмены.