История развития профессионального психологического отбора в России

В начале XX в. первые попытки осуществления мероприятий профессионального отбора были предприняты и в России, что в значительной степени было обусловлено возникновением воздухоплавания и авиации. Так, с 1897 г. в Учебно-воздухоплавательном парке выпускник Военно-медицинской академии военный врач С. П. Мунт начал проводить специальные физиологические и психологические исследования о влиянии полетов на воздушных шарах на человека. А в 1911 г. он выступил на заседании совета Императорского Всероссийского аэроклуба с результатами наблюдений за воздухоплавателями и летчиками. Об этом доложили военному министру, и по его приказу в 1913 г. в Гатчинской авиационной школе была организована специальная физиологическая лаборатория, которая среди прочих решала задачи профессионального отбора летчиков.
Несмотря на то что первые попытки решения задач профессионального психологического отбора были предприняты уже в начале XX в., массовое внедрение мероприятий профессионального отбора было обусловлено началом Первой мировой войны (1914-1918).

После завершения Первой мировой войны в большинстве развитых стран исследования в области профессионального психологического отбора продолжились. В 1920-1930-х гг. в России эти задачи решались в десятках институтов и научных центрах, расположенных в Москве, Ленинграде, Казани, Харькове и других городах. Проводимые исследования были весьма обширны и достаточно результативны. На основе этих исследований намечались мероприятия по реализации возможностей профессионального отбора в общегосударственном масштабе. Основываясь на имеющихся в настоящее время литературных источниках, можно высказать предположение, что в масштабе страны планировалось создать государственные структуры по образцу бюро профориентации и профотбора при французских биржах труда.


Однако в 1936 г. выходит Постановление ЦК ВКПБ «О педологических извращениях в системе наркомпроссов», наложившее запрет на применение «бессмысленных тестов». В результате хорошо налаженная практическая работа по проведению профессионального отбора была свернута, ликвидирована психотехника, прекращено издание журнала «Психотехника и психофизиология труда», закрыто «всероссийское психотехническое общество», расформированы психотехнические учреждения и лаборатории и почти полностью прекращены психотехнические исследования.
Данное постановление, по сути, отбросило развитие психологии труда и организационной психологии, в том числе и профессионального отбора, на много лет назад. Исследования начали возобновляться лишь после Московского совещания по психологии труда в 1957 г. На нем была поставлена задача научной разработки проблем психологии труда.

Несмотря на то, что с 1936 по 1956 годы произошел вынужденный перерыв в исследованиях по психологии труда, но это хотя и ослабило, ныне ликвидировало полностью преемственность в отечественных исследованиях. Наряду с С.Г. Геллерштейном личную преемственность исследований 30-х и 50-х годов обеспечили Ю.В. Котелова, К.К. Платонов, В.В. Чебышева, В.М. Коган, Н.Д. Левитов и другие.

В отечественной психологии проблемы профессионального психологического отбора исследуются в рамках психологии труда и организационной психологии. Следует отметить, что в отечественной психологической науке накоплен достаточно большой опыт и существуют разработки, которые по своему уровню не только не уступают, но и превосходят аналогичные разработки зарубежных исследований. Однако в полной мере достижения научной психологии пока еще не нашли своего отражения на практике. Наибольшее распространение профессиональный психологический отбор нашел в вооруженных силах и силовых министерствах, а также в некоторых государственных структурах.
Вместе с тем в деятельности как государственных, так и коммерческих организаций профессиональный психологический отбор широкого распространения пока не получил, хотя во второй половине 90-х гг. XX в. интерес к психологии в России существенно возрос. В значительной степени это было обусловлено произошедшими в стране социально-экономическими преобразованиями, и это позволяет высказать уверенность в том, что научные достижения в области психологии труда получат более широкое распространение в практической деятельности.

Наши рекомендации