Проблема общего и отдельного.

Давайте попытаемся проанализировать отношение слова-понятия к объективному миру. Ну со словом все просто: слово обозначает. Есть что-то соответствующее, есть денотат. Например, слово есть слово «собака» и есть конкретные денотаты. А когда мы берем отношение понятия «собака» к миру, то встает что же является содержанием? Какая собака? Эта? Собака вообще. Восприятиям во внешнем мире соответствует конкретная вещь, та самая вещь, которая подействовала на органы чувств и вызвала восприятие. Здесь все понятно: есть восприятие и есть предмет. Этот предмет существует во внешнем мире. А когда мы берем с вами понятие, то у него предмета-то нет (то есть того, что вызвало). Содержанием понятия собака, является собака вообще.

И здесь возникает вопрос: а «собака вообще» существует? Если «собаки вообще» нет, это значит, что понятие ничего не отражает, а если она есть, то почему же мы ее никогда не видели?

Попытаемся разобраться в этом вопросе подробнее. О том, что отдельные конкретные вещи есть, никто не спорит. А вот существуют ли «общие» вне головы, вне сознания человека? Здесь слово «общие» играет роль существительного. Заметим, что у него нет ни единичного, ни множественного числа. И поэтому нужно ввести такой термин Универсат, который мог быть и в единственном, и во множественном числе.

Так вот проблема общего-отдельного обсуждалась на всем протяжении развития философии. Наибольшего накала обсуждение этой проблемы получило в средние века. Обозначились разные решения этой проблемы, разные направления. Два основных направления получили названия: номинализм и реализм.

Номинализм: крайний и умеренный (концептуализм).

Одно из решений проблемы «общего отдельного», проблемы универcатов – это номинализм. Они считали, что общие понятия – есть только имена. Когда говорят о номинализме, то обычно выделяют два направления: крайний номинализм и умеренный номинализм. С точки зрения крайних номиналистовникаких понятий нет, а есть только слова, а эти слова – есть знаки. Так как никаких понятий нет, то нет и мышления. А значит, есть только вещи и материальные знаки, заменяющие эти вещи. Например, собака – это просто звук заменяющий конкретную собаку. Правда они тоже понимали, что есть знак единичный, а есть общий. Например, есть сходство между всеми собаками и оно фиксируется знаками. Ничего «общего» нет, а есть сходство. Крайний номинализм не слишком сложный, и поэтому все нормальные люди – наивные номиналисты. Они даже не подозревают, что есть понятия, они знают, что есть слова. Есть зримые вещи и эти зримые вещи обозначаются зримыми (слышимыми) словами.

Но были люди, которые никак не могли примириться с тем, что нет понятия и нет мышления. И поэтому они предположили, что понятия есть. Общее есть, но только как понятие, только в голове человека, а в мире его нет. Это течение получило название умеренный номинализм.

Открытие Платоном понятий и мышления как объективного явления.

Долгое время люди не знали, что есть понятие. Знали – слова есть и больше ничего. Для того, чтобы открыть понятие, надо было открыть, что есть содержание, смысл, что этот смысл есть общее, что оно не исчерпывается словом, а у него есть смысл содержания, отличное от слова, которое выражается этим словом. Это открыть надо было. И кто же открыл понятие? Платон! Платон совершил величайшее открытие в философской истории. Элиаты открыли умозрение, что есть не только чувство зрения, есть ещё и умозрение. Открыли две формы познания, а Платон открыл понятие впервые! У элиатов умозрение, как и бытие, было монолитом. А Платон этот монолит раздробил на понятия. Оказалось, что умозрение состоит из понятий, из клеточек состоит, из элементов, и эти элементы – это понятия. И элементы фасуются, соединяются и разъединяются. И вот когда он открыл понятия, открылись пути к тому, чтобы открыть суждения, умозаключения, то есть создать науку о мышлении, вот ту самую формальную логику, которую создал великий ученик Платона Аристотель. Без открытия понятия невозможно открытие суждений и умозаключений и тем самым никаких правил оперирования вот этими понятиями. Платон был идеалистом объективным. Гегель открыл мышление, как объективный процесс, но дорогу к этому проложил Платон. Платон взял понятие. Понял, что понятие есть общее, в понятии общее выступает в чистом виде. Потом он рвал вот это содержание мышления людей и переместил его в особый мир, мир Эйдоса, мир идей. И этот мир Эйдоса предстал, как нечто объективное, у него же объективное содержание, это же общее на самом деле существует.

Платон впервые понял, что мышление есть не только субъективная деятельность людей, но ещё есть нечто объективное. Но только у него это объективное было неизменным, застывшим, мертвым, не двигалось, не развивалось, оставалась всегда таким. Вот есть пирамида эйдосов, сверху пирамиды идея единого или блага, ниже диады.... А что сделал Гегель, он её расплавил и заставил течь, и вот тогда мышление предстало как объективный процесс. Потребовалось 2.500 лет, чтобы достичь до этой мысли. Но сама-то мысль, что мышление не чисто субъективно, оно и объективно, эта мысль присутствует в этом самом мире эйдосов Платона. В истории философии величайшие открытия совершали идеалисты. Правильные утверждения ведут нас к заблуждению. Здесь мы видим наглядно, что есть доля истины номиналистов, доля истины реалистов, но каждый раз эта истина доведена до абсурда. Платон дал три ответа: 1. Вещи подражают эйдосам. 2. Вещи присутствуют в эйдосах, а 3. Эйдовцы присутствующие...... Аристотель у истоков материалистического эссенциализм.....

Наши рекомендации