Контрольные (письменные) работы

Рекомендации

Контрольные (письменные) работы применяются на семинарах по философии. На них может быть отведено от двух часов до 15 минут.Тема работы может быть сообщена студентам заранее, а иногда и без предупреждения по одному из пунктов плана текущего семинара. Такая работа носит характер фронтальной проверки знаний всех студентов по определенному разделу курса философии. Содержание работ анализируется преподавателем на очередном занятии, что вызывает всегда обостренный интерес студентов и активизирует их последующую подготовку к семинарским занятиям.

Если на контрольную работу отводится 15-45 минут, то после ее написания работа семинара продолжается обычным порядком. В течение семинарского курса целесообразно провести несколько контрольных работ различных типов.

Требования к качеству выполнения

1. Соответствие ответа поставленным вопросам;

2. Глубина и полнота раскрытия контрольного вопроса;

3. Логичность, связность; доказательность;

4. Языковая правильность, грамотность изложения;

5. Оперирование основными категориями предметной области;

6. Знание основных закономерностей предметной области;

7. Знание основных научных школ в предметной области.


Задания по выполнению практических работ

Тема 1. Введение в философию. Философия Древнего мира.

Задание 1. Выписать определение понятий и категорий

Выписать из справочной и учебной литературы определения категорий:

1. Мифология, религия, антропоморфизм, социоморфизм, космизм, гилозоизм, анимизм, политеизм.

2. Философия. Мировоззрение. Наука.

3. Протофилософия, онтология, космология, космогония.

4. Антропология, социальная философия, аксиология, этика, эстетика.

5. Материализм, идеализм, дуализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, сенсуализм, солипсизм.

6. Догматизм, диалектика.

7. Гносеология, эпистемология, скептицизм, агностицизм, релятивизм.

Задание 2. Подготовить ответы на вопросы, сообщения, доклады

1. Предмет философии. Функции философии

2. Структура философского знания.

3. Исторические условия возникновения философии

4. Ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санхья, миманса) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм) школы и направления в древнеиндийской философии.

5. Основные философские учения Древнего Китая: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен в древнекитайской философии.

Задание 3. Темы рефератов

1. Актуальность религии: причины развития фантастических форм сознания.

2. Современная космология: развитие представлений о макромире.

3. Теогония – космогония – космология.

4. Местная мифология: общие черты и особенности содержания.

5. Современная научная картина мира.

6. Философия как самосознание эпохи.

7. Проблема единого и многого и решение ее в философии Древнего Востока.

8. Нравственное содержание философских доктрин Древней Индии.

9. Нравственное содержание философских доктрин Древнего Китая.

10. Социальный космос Древнего Китая.

11. Картина окружающего мира в представлениях Древнеиндийских мыслителей.

12. Естественнонаучное содержание древнекитайских текстов.

13. Понимание движения и развития в древней философии.

14. Проблема традиции и новаторства в древней философии.

15. Универсальное и особенное в философии Древнего Востока.

16. Функциональная направленность философии Древнего Востока.

17. Условия актуальности древневосточной философии.

18. Проблема развития (мира) в древневосточной философии.

19. Архетипы сознания Древнего Востока.

20. Трактовка человеческой души в философии Древнего Востока.

21. Проблема идеального государства в философии древнего мира.

22. Представление о человеке и его месте в восточном мире.

23. Созерцательность мировоззрения человека Древнего Востока.

24. Инструменты социального регулирования и контроля в Восточном обществе.

Литература

1. Липский Б.И. Философия: Учебник для бакалавров / Липский Б.И., Марков Б.В. .- 2-е изд.: перераб и доп.. – М. : Юрайт, 2013. – 508 с. – Глава 1. Философия как первая форма теоретического отношения к миру, Глава. 2. Исторические типы философствования. Раздел 2.1. Философия Запада и философия Востока.

2. История философии: Учебник для вузов. / Под ред. А. С. Колесникова. СПб.: Питер, 2010. - 656 с.

3. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб., доп. М.: Логос, 2011. – 376 с.

4. Погодин М.В. Философия: учеб. пособие / М.В. Погодин. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 232 с.

5. Томсон М. Восточная философия. Пер. с англ. Ю. Бондарева. - М.: ФАИР ПРЕСС, 2002. - 384 с.

6. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. – М.: 2010. – 1054 с.

7. Чанышев А.Н. - Курс лекций по древней философии. Учеб. пособие. - М., Изд-во Высшая школа, 1981 – 377 с.

8. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., Высшая школа, 1999. – 703 с.

9. Погодин М.В.Философия. История философии (античность, средние века, Возрождение): учеб. пособие / М.В. Погодин. – Пенза: ПГУАС, 2015.

Тема 2. Античная философия

Задание 1. Определение понятий и категорий

Выписать из справочной и учебной литературы определения категорий:

- Эпос, теогония, мистерии, орфизм, политеизм, эллинизм,

- Первоначало (архэ), субстрат.

- Апейрон, космос, логос.

- Апория, майевтика, эйдос, демиург.

- Единое, анамнезис, метемпсихоз.

- Метафизика, энтелехия, материя и форма.

- Гедонизм, кинизм, пифагореизм, эпикуреизм, стоицизм, гностицизм, неоплатонизм, эманация.

Задание 2. Подготовить ответы на вопросы, сообщения, доклады

1. Античный полис и античная философия.

2. Периодизация античной философии.

3. Сократ: диалектический метод рассуждений.

4. Платон: идеализм.

5. Аристотель: первая энциклопедическая система в философии. Категории. Метафизический метод.

6. Поздние сократические школы: неоплатонизм.

Задание 3. Темы рефератов

1. Цивилизационные особенности Древней Греции.

2. Общее и особенное в древнегреческой цивилизации.

3. Исторически первые формы научного знания. Синкретизм Древнегреческой философии.

4. Рок и Судьба в мировоззрение древнего эллина.

5. Проблема единого и многого и решение ее в философии Древней Греции.

6. История греческой философии в её связи с наукой. Древнегреческая философия и ее вклад в формирование научной картины мира.

7. Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.

8. Древнегреческий логос. Категория «эйдос»: возникновение и содержание.

9. Проблема бытия и ее решение в философии Древней Греции

10. Постановка проблемы познаваемости мира в философии Древней Греции.

11. Формы бытия в представлении Древнегреческой философии.

12. Проблема идеального государства и формы правления.

13. Проблема идеального устройства общества. Миф об Атлантиде. Атлантида и социальные утопии позднего времени.

14. Политика в понимании древнегреческого полиса. Политика в понимании римлянина.

15. Возникновение и ранние периоды в развитии риторики.

16. Актуальность античности: проблема внеисторического знания.

17. Натурфилософия в Древней Греции.

18. Античная эстетика: общее и особенное.

19. Натурфилософия в Древнем Риме.

20. Учение Эпикура о преодолении страха.

21. Цивилизационные особенности Древнего Рима. Общее и особенное в цивилизации Древнего Рима.

22. Картина мира древнего римлянина.

23. Окружающий мир (пространственно – временной континуум) в понимании древнего грека.

24. Поздняя античность и проблема смены парадигмы развития.

25. Раннее христианство как разрешение проблем античности. Неоплатонизм и раннее христианство.

Литература

1. Липский Б.И. Философия: Учебник для бакалавров / Липский Б.И., Марков Б.В. .- 2-е изд.: перераб и доп.. – М. : Юрайт, 2013. – 508 с. – Глава 2. Исторические типы философствования. Раздел 2.2. Формирование традиций европейской духовности в античной философии.

2. История философии: Учебник для вузов. / Под ред. А. С. Колесникова. - СПб.: Питер,2010. - 656 с.

3. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб., доп. М.: Логос, 2011. – 376 с.

4. Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Высш школа, 2006 – 392 с.

5. Брамбо, Р.С. Философы Древней Греции; пер. с англ. – М.: Центрполиграф, 2002. – 347 с.

6. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. – М.: 2010. – 1054 с.

7. Чанышев А.Н. - Курс лекций по древней философии. Учеб. пособие. - М., Изд-во Высшая школа, 1981 – 377 с.

8. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., Высшая школа, 1999. – 703 с.

9. Володина Н.А. История философии: уч. пособие - Пенза: ПГУАС, 2011 – 136 с.

Наши рекомендации