Проблема бытия в философской мысли.

Основные проблемы философии

Бытие

Бытие – это философская категория, которая обозначает реальность, существующую объективно и независимо от сознания человека. Бытие – в самом широком смысле – сущее (то, что существует), мир, Вселенная. Формы (уровни) бытия: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно-идеальное бытие (духовные ценности), бытие личности.

Проблема бытия в философской мысли.

Бытие природы

       
  Проблема бытия в философской мысли. - student2.ru   Проблема бытия в философской мысли. - student2.ru

Проблема бытия в философской мысли. - student2.ru Физический мир Бытие общества

(мир вещей) (социальный мир)

       
  Проблема бытия в философской мысли. - student2.ru   Проблема бытия в философской мысли. - student2.ru

Биологический мир мир человека

(мир живых существ) (мир социальных отношений)

Все виды бытия взаимосвязаны. Поскольку бытие представляет собой все существующие, весь мир со всем его многообразием, то возникает вопрос, что составляет основу всего существующего? Основу эту называют субстанция (лат. substantia — сущность, нечто лежащее в основе, подпорка). Субстанция различными философами понималась различным образом. В философии объективного идеализма под субстанцией понимался дух, сознание. Например, у Гегеля субстанцией, т.е. основой мира является абсолютная идея. В религиозной философии (Фома Аквинский, Аврелий Августин) субстанциональную основу мира составляет божественный разум. В материалистической философии в качестве субстанции принимается материя.

Пространство

1. Протяженность (основное свойство):

- Все материальные объекты обладают определенной протяженностью, определенной пространственной структурой, определенным объемом.

- Совершенно непротяженных, бесструктурных, безобъемных объектов мы не обнаруживаем в природе. Их нет.

- Беспространственных объектов не существует.

2. Размерность:

- Проблема бытия в философской мысли. - student2.ru Пространство трехмерно. Это означает, что для определения положения материальных точек в пространстве оказалось необходимым и достаточным заданием трех расстояний, численное значение которых называют координатами точки.

3. Однородность:

- Означает, что одно и тоже событие при одинаковых начальных условиях протекают одинаковым образом в различных точках пространства.

Например: известный закон Архимеда. На тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила равная весу жидкости вытесненное телом. Этот закон в Риме, Москве, Ставрополе и т.д. проявляется одинаково, при одинаковых условиях.

Время

1. Размерность

Время однородно. Это означает, что при наличии начала отсчета любой момент времени, может быть задан с помощью одного числа.

2. Однородность

Одно и тоже событие при одинаковых начальных условиях протекает одинаковым образом в различные периоды времени. Так, действие выталкивающий силы на тело погруженное в жидкость было открыто Архимедом в Древней Греции более 2,5 тыс. лет назад, а мы в XX веке наблюдаем тот же опыт, при тех же начальных условиях.

3. Необратимость

Время необратимо. Это означает, что невозможно движение, развитие вспять (закон отрицания отрицания). Хотя в теории относительности, в четырех мерном мире (три координаты пространства и одна временная (пространство Минковского)) рассматривается случай с отрицательным временем (с обратным течением), но в практике мы не встречаемся с такими явлениями.

Альтернативы диалектики

Диалектическому способу мышлению противостоит метафизический способ мышления. Характеризуя этот способ мышления в работе «Анти-Дюринг», Ф.Энгельс писал, что «для метафизики вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого… Положительное и отрицательное абсолютно исключают друг друга; причина и следствие по отношению друг к другу тоже находятся в застывшей противоположности.».

Альтернативами диалектики являются: софистика, эклектика, догматизм, субъективизм.

Софистика

Софисты (от греч. sophistes — умелец, изобретатель, мудрец) – так называли древнегреческих философов, выступавших в роли профессиональных учителей «мудрости» и «красноречия». Софистика – сознательное применение в споре или доказательствах неправильных доводов, софизмов, то есть всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.

В целом, для софистики характерен односторонней подход. Основными приёмами софистики являются:

- вырывание событий из их всеобщей взаимосвязи и выделение какой-либо отдельной связи, одной стороны, момента;

- абсолютизация отдельной выделенной связи, стороны, момента;

- подмена главного второстепенным, существенного несущественным;

- применение закономерностей одной группы явлений к явлениям другой, которым данные закономерности не присущи;

- подменой одних посылок другими в логических силлогизмах.

Примером софистического приёма может являться такой вопрос: что появилось раньше яйцо или курица? Софизм заключен уже в самом вопросе, в котором заостряется внимание только на внутреннюю связь между курицей и яйцом и игнорируется всеобщая взаимосвязь всех видов птиц в генетическом плане (без учёта эволюции мира). Курица, как вид птицы домашней появилась в результате эволюции от других видов, с появлением такого способа размножения как яйцо.

Эклектика

Эклектика (от греческого eklego – выбираю) представляет собой механическое соединение различных сторон и свойств предмета или явления. Внешне эклектика выглядит как стремление к многостороннему охвату предмета. Однако на деле это механическое соединение в одно несовместимых признаков. В философии эклектика проявляется как беспринципное смешение различных, зачастую противоположных точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и тому подобное. Основным методологическим пороком эклектики является неумение выделить из суммы связей и явлений объективного мира главные связи предмета в их конкретно-исторической обусловленности. При этом произвольный набор несовместимых признаков даёт эклектическую смесь, что в области практической деятельности ведёт к ошибкам и просчётам.

Догматизм

Догматизм (от греч. слова dogma – мнение, положение), метод метафизического мышления, при котором определённые положения превращаются в застывшие выводы, применяющиеся без учёта конкретных условий жизни. Догматическое мышление оперирует абсолютными истинами, неизменными стереотипами; игнорируется относительность истины и диалектика абсолютной и относительной истины в познании. Такое мышление полагает, что те или иные сформулированные закономерности являются истинными везде и всегда, независимо от конкретных исторических условий и новых данных практики науки.

Субъективизм

Субъективный – зависящий от сознания и воли субъекта. Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Субъективизм в познании – это привнесение в исследуемый объект того, чего в нём нет и быть не может в данных условиях и в данный период времени; это принятие желаемого за действительное.

В философии субъективизм проявляется во взгляде на сознание как на первично данное, всё остальное представляется формой, содержанием или результатом творчества сознания. Это характерно для такой разновидности философского направления, как субъективный идеализм.

Основные законы диалектики

Диалектический способ мышления в познании предполагает не только использование онтологических и гносеологических принципов диалектики, но и основных её законов, к ним относят:

1. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

2. закон отрицания отрицания;

3. закон единства и борьбы противоположностей.

Как установлено в современной науке, эти законы проявляют себя в развитии явлений всех сфер действительности, то есть в живой и неживой природе, в обществе, в процессах мышления и познания.

Закон – это существенный, устойчивый, повторяющийся и необходимый тип связи между явлениями, сформулированный в соответствии со спецификой человеческого познания. Законы выражают объективные процессы реальной действительности.

1. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Свойство – это своеобразное проявление объекта в его отношениях с другими объектами; оно заключается в способности производить то или иное действие. Например, металлы обладают свойством электропроводности, заключающегося в способности пропускания через себя электрические заряды; живая клетка обладает свойством раздражимости, заключающееся в способности реагировать на внешние воздействия изменения формы, местоположения, химизма состава. Любой объект обладает определенным набором свойств (как существенных, так и несущественных).

Качество – философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов. Аристотель: «Качеством я называю то, благодаря чему предметы называются такими-то». Чем выше уровень организации материи, тем большим числом качеств она обладает.

Количество. Аристотель: «Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое количество есть множество, если его можно счесть, это величина, если его можно измерить». В современном понимании количество – это величина, число предметов, степень проявления того или иного свойства.

Мера. Категория меры выражает тот интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется данное качество объекта. Мера имеет границы (верхняя и нижняя). Выход количественных измерений за границы меры приводит к качественным изменениям. Например, мерой жидкого состояния воды является интервал количественных изменений температуры от 00С до 1000С при нормальном атмосферном давлении. Границы меры являются 00С и 1000С. Когда изменение температуры достигает нижней границы 00С, вода переходит в другое качественное состояние – в лед. При достижении температурных изменений верхней границы меры 1000С вода превращается в третье качественное состояние – газообразное, в пар.

Сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений: в процессах развития количественные изменения, накапливаясь, рано или поздно, нарушают меру качественного состояния объекта, при этом объект переходит в новое качественное состояние с новыми количественными изменениями.

Переход от одного качества к другому осуществляется в виде скачка. Скачок – это момент качественного изменения объекта, критическая ситуация в развитии. При этом развитие осуществляется как эволюционно, так и революционно. Эволюция – это развитие, связанное с количественными и качественными изменениями несущественных свойств и признаков объекта. Объект эволюционирует – это значит, в нем количественные изменения приводят к качественным изменениям несущественных свойств, черт, признаков. В процессах развития обычно эволюционные изменения постепенно приводят к революционным изменениям. При этом целостный объект предстает в новом качестве.

Проявление данного закона в различных сферах действительности:

В неорганической природе:

В физике: если через вольфрамовую нить электролампочки пропускать ток, постепенно увеличивается его значение от нуля, то при определенном значении величины тока лампа вспыхивает, нить начинает светиться. Она переходит в новое качественное состояние – становиться накаленной, светящейся. Здесь количественные изменения электрических зарядов, проходящих через нить, приводят к новому качественному состоянию нити.

В химии: а) Молекула кислорода состоит из двух атомов – О2. Если к ней присоединяется еще один атом кислорода, то получается молекула озона. Озон отличается своим запахом и действием от обыкновенного кислорода, это уже вещество с иным качественным состоянием. б) Окись азота N2O при нормальных условиях является газом. Если к молекуле окиси азота подсоединяется еще четыре атома кислорода, то получается молекула азотного ангидрида (пятиокиси азота N2O5) - твердого кристаллического тела. Здесь количественное изменение атома в молекулу дает новое качественное состояние.

В живой природе: в процессе химической эволюции появляются первые живые существа – одноклеточные. Количественно объединяясь в единую систему, живые клетки образовали качественно новые живые существа – многоклеточные. С образованием у многоклеточных различных органов, в том числе и пяти органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), появляется качественно новая форма отражения действительности, отличная от раздражимости, – ощущение, а также восприятие.

В обществе: качественный переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому исторически был связан с появлением таких новых отраслей производства, как скотоводство и земледелие, а также ремесленного производства. Здесь количественные изменения в отраслях производства привели к переходу общества в новое качественное состояние.

Взаимные переходы количества и качества происходят во всех сферах жизни общества.

2. Закон единства и борьбы противоположностей.

Сущность данного закона выражается через такие понятия, как тождество, различие, противоположности, противоречие.

Тождество – предельное выражение равенства, одинаковости предмета с самим собой или другими предметами. Например: если мы имеем два проводника с током, через поперечное сечение каждого из них проходит за 1 сек. равное количество зарядов, то мы имеем тождественные потоки зарядов, или иначе, проводники с равными по силе токами.

Различие – то, что отличает одну вещь от другой, специфические свойства, черты, признаки, не присущие другим объектам.

Противоположности. В диалектике под противоположностями понимают такие черты, свойства, признаки, процессы в объектах, которые взаимно исключают друг друга и в то же время взаимно предполагают друг друга, не могут существовать друг без друга. В природе: притяжение – отталкивание, ассоциация (соединение) – диссоциация (разъединение) молекул. В живой природе: ассимиляция (усвоение элементов пищи) – диссимиляция (процесс распада элементов) в живом организме; изменчивость и наследственность. В общественной жизни: производство – потребление, рабы – рабовладельцы, добро – зло. В процессах мышления: анализ (мысленное расчленение объекта на составные части, элементы) – синтез (мысленное соединение частей, элементов в единое органическое целое).

Противоречие. Когда противоположности начинают воздействовать друг на друга, говорят, что они приходят в противоречие. Виды противоречий: основные (определяют развитие объекта); внутренние (внутри объекта), внешние (между объектом и внешней средой).

Сущность закона единства и борьбы противоположностей.

Всем вещам, явлениям, процессам внутренне присущи противоположности, которые обусловливают их целостность. Борьба противоположностей приводит к самодвижению, саморазвитию. Проявление закона в различных сферах действительности.

а) Рассмотрим такую систему как ядро атома дейтерия (тяжелого водорода). Ядро атома дейтерия состоит из двух частиц, протона (p) и нейтрона (n), которые обладают такими противоположными признаками, как «обладать электрическим зарядом» (протон) и «не обладать электрическим зарядом» (нейтрон). Взаимосвязь этих противоположностей обусловливает целостность ядра атома дейтерия.

Проблема бытия в философской мысли. - student2.ru б) Движение планеты вокруг Солнца. Планета, движущаяся вокруг Солнца по орбите, сохраняет целостность данной системы в силу существующих в единстве двух противоположных тенденций, направлений движения. С одной стороны, под действием силы притяжения, к центру Солнца, с другой стороны, по инерции, в направлении АЗ от Солнца (см. рис.). Противодействие двух этих противоположных тенденций приводит к движению по круговой или эллиптической орбите вокруг Солнца как центра. Результатом разрешения противоречия в каждый момент времени является новое направление вектора скорости, новый элемент искривленного пути, как новое качественное состояние. Противоречия здесь разрешаются в каждый момент времени не полностью, они появляются в новых фазах, снова нарастая, затем, снова, частично разрешаясь и т.д.

в) В живом организме – основу функционирования и развития составляют такие противоположные процессы как ассимиляция и диссимиляция, которые связаны с превращениями биополимеров. Из биополимеров построены все живые организмы. Белки и другие органические вещества протоплазмы в живых организмах постоянно распадаются и воссоздаются заново. Процесс диссимиляции осуществляется с распадом макромолекул биополимеров, при этом происходит выделение свободной энергии и как результат внутриклеточного распада макромолекул – вода и углекислый газ. При ассимиляции за счет химического состава пищи происходят окислительно-восстановительные процессы с образованием новых макромолекул, в которых механическая энергия превращена в химическую. Таким образом, два противоположных процесса обеспечивают в своем единстве нормальное функционирование организма. При этом замечено, что в растущем организме преобладает ассимиляция, а в стареющем – диссимиляция.

г) В обществе существует множество противоречий. Они проявляются во всех сферах общественной жизни: в материальной, экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Основным противоречием в саморазвитии общества в целом является противоречие между такими противоположными процессами, как производство и потребление. Процессы производства и потребления воздействуют друг на друга так, что от этого воздействия изменяется и характер производства, и характер потребления. Потребности являются стимулами к совершенствованию производства, более совершенное производство расширяет потребности, это, в свою очередь, ведет к дальнейшему совершенствованию производства, что подготавливает предпосылки к переходу общества в целом к новому качественному состоянию.

Закон отрицания отрицания

Сущность данного закона выражается через такие понятия как «отрицание», «отрицание отрицания».

Категория отрицания. В обыденном сознании понятие отрицания часто связывают со словом «нет». Отрицать значит сказать «нет». Соответственно этому строятся отрицательные суждения. В них указывается на отсутствие чего-либо. Это метафизическое понимание отрицания. В диалектике понятие отрицания приобретает другой смысл. Отрицание – это философская категория, выражающая определённый тип отношения между двумя последовательными стадиями, состояниями развивающегося объекта, процесса. Оно выражает момент связи между новым и старым в развитии, с указанием на преемственность между ними.

В процессе развития вещи, явления утрачивают одни черты, свойства, формы, качества и приобретают другие, новые, ранее им не присущие. На место старого состояния приходит новое качественное состояние. В этом случае говорят, что старое отрицается новым. Так, например, ребенок в возрасте до 1 года еще почти не может ходить и не владеет речью. В процессе дальнейшего развития, примерно к 2-3 годам, это его состояние отрицается новым, при котором качественно сохраняется его биофизиологическая структура, но, при этом, отпадают такие признаки как неумение ходить и говорить и приобретаются новые особенности – способность ходить и овладевать элементами обыденной речи. Или, например: почка – цветок – плод. (См. закон триады Гегеля: тезис – антитеза – синтез)

Виды отрицания. По характеру процессов, приводящих к отрицанию старого новым, можно выделить два вида отрицаний:

а) Первый вид отрицания – это отрицание, обусловленное внутренними процессами в развитии объектов, когда предпосылки к появлению нового заключены в самом объекте и новое появляется в силу внутренней необходимости. Такое отрицание называют самоотрицанием. Например, посаженное весной зерно кукурузы прорастает и из него вырастает стебель. Зерно отрицается стеблем. Такое отрицание является самоотрицанием, поскольку предпосылки его заключены в самой природе зерна.

б) Второй вид отрицания – это отрицание, обусловленное внешними по отношению к объекту процессами, в силу внешнего воздействия на объект. Такое отрицание можно произвести над зерном кукурузы, если его размолоть на муку. Это отрицание в силу внешней необходимости, оно не вытекает из внутренней сущности объекта и является для него случайным и может привести к прекращению процесса развития данного объекта, к его уничтожению, деградации.

Отрицание обладает всеобщностью; оно происходит во всех сферах действительности. К.Маркс отмечал: «Всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой. Если, например, народ в своем развитии переходит от абсолютной монархии к монархии конституционной, то он отрицает свое прежнее политическое бытие. Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования».

Отрицание отрицания. Процесс развития не исчерпывается одним актом отрицания. Появившееся в результате отрицания, новое содержит в себе предпосылки к появлению другого нового состояния, которое при определенных условиях появляется, отрицая новое прежнее состояние. То, что раньше отрицало, теперь само отрицается другим новым состоянием. Происходит отрицание отрицания.

Фактически, любое развитие осуществляется через ряд последовательных отрицаний отрицания. Так, рост и развитие индивидуального человека представляет собой последовательную цепь отрицаний его возрастных периодов жизни: детский, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой, старческий.

Основные проблемы философии

Бытие

Бытие – это философская категория, которая обозначает реальность, существующую объективно и независимо от сознания человека. Бытие – в самом широком смысле – сущее (то, что существует), мир, Вселенная. Формы (уровни) бытия: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно-идеальное бытие (духовные ценности), бытие личности.

Проблема бытия в философской мысли.

Наши рекомендации