Главные направления в философии
Какие же, конкретно, существуют философские системы и каков критерий их различения?
Первым и самым общим и важным критерием является то, что берется философами за первооснову мира.
Первоначально, до зарождения философии, на главные вопросы бытия давала ответы мифология (от греч. мифос – сказание) – сказания о возникновении мира, о богах и героях. Мифология была первой попыткой осмысления и объяснения сущности предметов и явлений окружающего мира через символические художественные образы, помогавшие человеку ориентироваться в жизни, понимать законы мироздания.
В мифическом мире человек не отделял себя от окружающей природы, напротив, он одушевлял мир, очеловечивал его. Самые древние мифы описывают происхождение космоса по аналогии с биологическим рождением. У индейцев это было брачное сочетание неба и земли. В воображении древних китайцев из бесформенного мрака родились две силы, упорядочившие мир: дух «янь» стал управлять небом, а женский «инь» - землей. Из рамок мифологического миропонимания выросли как философские, так и религиозные мировоззрения.
В философии проблема первоосновы, «начала» мира решалась тремя различными способами:
1. Идеализм предполагает в основе мира духовное начало. Дух, идея, сознание составляют первооснову всего сущего. Эти явления идеальные. Поэтому философия, в которой за первоначало принимаются дух, сознание, идеальные явления, получила название идеалистической философии. Идеализм известен в двух основных формах:
1) Объективный идеализм. Понятие «объективный» означает «существовать независимо от сознания человека и человечества». Объективный идеализм признает основой мира, его творящим и определяющим началом, «Мировой разум» («Мировой дух», «абсолютная идея»), который существует как объект, независимо от сознания человека. Это духовная сила, стоящая над миром. Одним из ранних представителей объективного идеализма является древнегреческий философ Платон (427–347 в. до н. э.). Он считал, что основу мира составляет «мир идей». Идеи – это первообразы сущего. Идея выступает «образом» (парадигмой) для вещей, общим понятием класса сходных вещей, их целевой причиной. Материальный же мир – «мир вещей» есть иллюзорный мир, порождаемый на основе «мира идей». Платон использует три первоначала: идеи – первообразы сущего; материя; демиург (творец) – бог, который устанавливает мир соответственно идеям.
Фактически, в качестве идей у Платона выступают общие понятия, которые Платон отрывает от сознания человека и превращает их в отдельные существа – нематериальные. Это идеалистическая абстракция.
Классическим представителем объективного идеализма является немецкий философ Георг-Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831). В философской системе Гегеля основу мира, его первоначало составляет «абсолютная идея» – мировое мышление, существующее до природы. Абсолютная идея Гегеля нематериальна, вечна, существует независимо от человека вне пространства и времени, и только в процессе саморазвития идея из «ничто» воплощается в природный материальный мир.
В современной западноевропейской философии идеи объективного идеализма защищаются религиозной философией НЕОТОМИЗМА. Неотомисты – последователи учения средневекового философа и теолога XIII столетия Фомы Аквинского. В учении Фомы Аквинского первопричиной всего является божественный разум, который содержит в себе идеальные образы всех вещей и явлений, по этим образам он творит материальный мир.
2) Субъективный идеализм. Понятие «субъективный» означает зависимый от субъекта, от его сознания. Субъективный идеализм определяющим началом в мире признает сознание субъекта, его разум, волю. Свойства мира определяются особенностями человеческого сознания. Предметы, которые мы видим, осязаем, обоняем, не существуют независимо от наших чувственных восприятий и выступают как комбинации наших ощущений, представлений.По мнению представителей субъективного идеализма, единственное, в чем можно быть твердо убежденным – это в существовании человеческого сознания, сознания субъекта. Чтобы не делал человек, он не может выйти за пределы своих представлений, восприятий, идей. Поэтому говорить о существовании внешнего мира бессмысленно.
Классическим представлением субъективного идеализма является английский философ 18-го столетия, епископ Джордж Беркли(1685–1753). Обращаясь к «непосредственным чувствам» человека, Беркли полагал, что представления, ощущения не отражают объективной реальности, а сами составляют истинную реальность. В «Трактате о началах человеческого знания» Д. Беркли писал: «Я вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее, она реальна. Устрани ощущения мягкости, влажности, красноты, терпкости и ты уничтожишь вишню… Вишня, я утверждаю, есть не что иное, как соединение чувственных впечатлений или представлений…». Далее Д. Беркли заключает: «Вещи… суть представления, а представления не могут существовать вне ума, их существование, поэтому состоит в том, что они воспринимаются». Таким образом, основной тезис Беркли: существовать значит быть воспринимаемым. То, что не воспринимается, не существует. Без субъекта нет объекта. Вне чувственных восприятий, вне ощущения человека ничего не существует. Вещь – это совокупность представлений, объединяемых единым мнением. Никакого материального источника эти ощущения, не имеют. Уничтожьте эти ощущения, исчезает и вещь.
Если субъективный идеализм проводится последовательно, то это приводит к такой крайней идеалистической концепции, которая называется солипсизмом(от лат. «солюс» – единственный). Солипсизм – признание существования только одного «я»; из этого следует, что существую я один, что нет ничего кроме моего единичного «я», весь мир рождается и умирает вместе со мной; открывая и закрывая глаза я создаю и уничтожаю космос. Таков солипсизм.
2. Материализм. Те философы, которые за основу мира, его первоначало принимают материю, называются материалистами. Первичность материи и вторичность сознания означает: что сознание не может существовать без материи; сознание является свойством высокоорганизованной материи; что сознание, его элементы по своему содержанию являются отражением материального мира в мозгу человека. Такому материалистическому решению основного вопроса философии соответствует материалистическая философия.
Материализм в своём развитии прошёл ряд этапов:
1. Материализм Древнего мира (или наивный материализм древних): древнеиндийское учение Чарвака, даосизм, античный материализм (Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар).
3. Материализм XV–нач. XIX вв: Д.Бруно, Ф.Бэкон, Б.Спиноза, Д.Локк, П.Гольбах, Д.Дидро, М.Ломоносов, Л.Фейербах;
4. Марксистский материализм: К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и др.
3. Дуализм. Философы (например, Декарт, Спиноза), которые за основу мира принимают и материю, и сознание называются дуалистами (дуа – двойственный).
Вопрос о том, что лежит в основе мира, был обозначен Ф. Энгельсом как основной вопрос философии. Последователи марксисткой философии формулировали этот вопрос, как вопрос о соотношении материи и сознания, который включает в себя две стороны: что первично и познаваем ли мир?
Вторым критерием различения философских систем является вопрос о познаваемости мира.
В решении вопроса о познаваемости мира и познавательных возможностях человеческого разума в философии можно выделить три основных направления:
1. Агностики (от лат. «агнос» – незнание), считают, что мир принципиально непознаваем, а наши знания о внешнем мире являются иллюзорными. Агностицизм проявляется в двух основных формах:
1) Юмизм. Дэвид Юм, английский философ 18 столетия, его точка зрения: мы не только не можем, уверено сказать, что наши знания истинны, но мы не уверены даже в том, что существует объективный мир. То есть, Юм сомневается не только в истинности наших знаний, но и в реальности объективного мира.
2) Кантианство – это форма агностицизма выражена Иммануилом Кантом (немецкий философ 18 столетия). Кант признавал существование объективного мира, но полагал, что человек познает только явления, т. е. то, как себя проявляют вещи, а сущность вещей мы не знаем, и знать не можем.
2. Скептики – те, которые утверждают, что мир хотя и познаваем, но человек ограничен в своем познании не совершенством своих органов чувств, познавательных средств и разума. Поэтому не все он может познать.
3. Гносеологические оптимисты – те, которые убеждены в безграничных возможностях человеческого разума в познании мира.
Третьим критерием различения философских систем является метод мышления. Исторически сложилось два основных метода мышления:
– диалектика
– метафизика
Диалектика – от греч. «диалего–майе» – умение вести спор, полемику. В таком понимании диалектика вошла в философию Сократа (древнегреческий философ). В конце 18 и начала 19 века Гегель словом «диалектика» стал обозначать особый метод мышления, который он сам развивал.
В настоящее время под диалектикой понимается такой метод мышления, при котором все вещи, явления рассматриваются в их всеобщей взаимосвязи и развитии, с учетом противоречий, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания старого состояния новым, с преемственной связью. Это научный метод мышления.
Противоположным диалектике (т. е. альтернативным) является метод метафизический.
Метафизика – (означает после физики). Гегель термином «метафизический» обозначил метод мышления противоположный диалектическому. Сущность этого метода в том, что все вещи, явления рассматриваются как обособленные без учета всеобщей взаимосвязи явлений и как неизменные в своей основе. Это не научный метод мышления.
Вывод. Таким образом, специфику философского знания составляет то, что это знание о всеобщих свойствах, связях, отношениях, закономерностях, которые проявляются во всех сферах действительности (живой, неживой природе, обществе и в процессах мышления); предметом философии является мир как целое, человек, его отношение к миру, рассматриваемых с точки зрения всеобщей связи, свойства и отношений; философия выполняет различные функции, главными из них являются мировоззренческая, методологическая, познавательная, воспитательная и функция приобщения к духовной культуре; философия не является единым учением, она состоит из различных философских направлений, школ, философских систем.
Критериями философских систем являются:
- что лежит в основе мира? (дух или материя)
- познаваем ли мир?
- какой метод мышления используется в философских рассуждениях – диалектика или метафизика.
В соответствии с этими критериями выделяют философию:
- материалистическую и идеалистическую;
- метафизическую или диалектическую;
- агностическую или неагностическую.
История философской мысли
Философия как особый тип мышления и способ познания мира возникает примерно в одно и то же время (VIII-VII вв. до н. э.) в трех культурных центрах – Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. Эта историческая одновременность, однако, не исключает значительных расхождений в их видении мира и места человека в нем. Древнекитайская культура развивалась под знаком нерасторжимого единства философии, морали и политики, философии и житейской мудрости. Для древнеиндийской культуры была характерна органическая связь философии с религией. Древнегреческая же культура поощряла и развивала непосредственную связь философии с научным знанием. Именно в Древней Греции впервые произошло выделение философии в особую, предметно самостоятельную сферу духовно-культурной деятельности человека.
Анализируя эту эпоху зарождения науки и философии, Карл Ясперс ввел понятие осевого времени, подразумевая под ним те столетия (между 800 и 200 гг. до н.э.), когда произошел резкий поворот от мифологической эпохи с ее спокойным и устойчивым дологическим, иррациональным мышлением к эпохе научно-философского осмысления мира и места человека в нем. В это время в Китае жили Конфуций, Лао-цзы, Чжуан-цзы, в Индии возникли Упанишады и жил Будда, в Иране создает свое учение Заратурстра, в Палестине выступают пророки Илия, Исайя, Иеремия, в Греции появляются Гомер, Пифагор, Гераклит, Платон и многие другие поэты, ученые и мыслители…
Ясперс пишет: «Новое, возникшее в эту эпоху, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения».