Эпоха возрождения и реформации

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в истории культуры и философии, характеризующаяся восстановлением интереса к античной культуре и философии. В эпоху Средних веков античность оценивалась в целом негативно, несмотря на заимствования некоторых философских идей. Л.Валла назвал средневековье «темными веками», т.е. временем религиозного фанатизма, догматизма и мракобесия. Возрождениегеографически и хронологически подразделяется на южное (прежде всего, Италия 14-16 в.) и северное (Франция, Германия, Нидерланды, 15-16 в.).

Особенности философии Возрождения:

- антропоцентризм – представление об особом «достоинстве» (месте) человека в мире;

- гуманизм – в широком смысле: система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию творческих способностей;

- секуляризация – культура и философия приобретают светский характер, освобождаются от влияния богословия, однако этот процесс не дошел до возникновения атеизма;

- рационализм – возрастает убежденность в могуществе разума как средства познания и «законодателя» человеческих поступков;

- антисхоластическая направленность – изучать нужно не слова, а явления природы;

- пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир;

- взаимодействие с наукой;

- взаимодействие с художественной культурой.

Гуманизм как культурное движение эпохи Возрождения, прежде всего в Италии, Флоренции, подразделяется на «ранний» («гражданский») гуманизм, 14 – 1-я пол. 15 в. (К.Салутати, Л.Валла, Л.Б.Альберти, Д.Манетти, П.делла Мирандола) и «поздний», 2-я пол. 15 – 16 в. (неоплатонизм М.Фичино, неоаристотелизм П.Помпонацци). С конца 15 в. гуманистическое движение перешло в Нидерланды (Э.Роттердамский), Германию (И.Рейхлин), Францию (М.Монтень), Англию (Т.Мор). Гуманизм подразделялся на «светский», дистанцировавшийся от религии, и «христианский» (Э.Роттердамский); в его этике синтезировалось гуманистическое понимание человека с идеалами раннего христианства. Натурфилософы эпохи Возрождения:Н.Кузанский, Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей. Социальные мыслители:Н.Макиавелли, Т.Кампанелла, Т.Мор.

Космология и онтология:

- гелиоцентризм – учение, что не Земля, а Солнце является центром мира;

- пантеизм;

- идея единства мироздания и его законов;

- идея бесконечности Вселенной и множественности миров.

Гносеология:

- укрепление позиций разума, развитие научных методов познания природы;

- скептицизм – в философии М.Монтеня: критическое рассмотрение на основе разума, сомнения относительно любых идей, какими бы истинными они не казались;

- эксперимент – у Г.Галилея: главный метод познания законов природы;

- математике принадлежит особая роль в познании природы (Н.Кузанский, Г.Галилей).

Философская антропология:

- принципы гуманизма;

- реабилитация телесного начала в человеке;

- подобие микрокосмоса макрокосмосу – принцип, указывающий на особый статус человека в мире, его возможность познать Бога и созданный им мир (Н.Кузанский, Мирандола);

- культ творческой, всесторонне развитой личности.

Этика:

- секуляризация морали – освобождение ее от религиозной санкции;

- гражданский гуманизм – доктрина, согласно которой участие в общественных и государственных делах – это обязанность каждого гражданина;

- гражданские добродетели, обеспечивающие разумное подчинение личных интересов общественным интересам в интересах общего блага;

- труд – главный фактор развития человека, способ реализации творческих способностей;

- гедонизм – получение удовольствий как главная цель жизни человека;

- благородство – понятие, характеризующее достоинство человека не по происхождению, а по личным качествам и заслугам;

- идея Фортуны – удача приходит только к деятельному, трудолюбивому человеку.

Социальная философия:

- макиавеллизм – понятие, характеризующее социально-политическую доктрину Н.Макиавелли, изложенную в трактате «Государь», что политика и мораль несовместимы и для достижения политических целей возможно применение любых средств;

- утопия – в широком смысле: неосуществимый проект идеального общества; в узком смысле: название труда Т.Мора, в котором предлагался такой проект, наряду с работой «Город Солнца» Т.Кампанеллы.

Философия истории:

- идея законов исторического развития, которые вырабатываются в ходе коллективной исторической деятельности людей, неучастия Бога в историческом процессе;

- теория исторического круговорота – учение, согласно которому все народы проходят примерно одинаковые, повторяющиеся стадии развития;

- концепция роли выдающейся личности в истории в ее связи с идеей Фортуны.

Реформация – в широком смысле: социально-политическое, религиозное и идеологическое движение в странах Центральной и Западной Европы, направленное против католической церкви как политической и духовной силы, против ее «обмирщения», злоупотреблений католического духовенства; в узком смысле: пересмотр основных догматов католицизма, приведший к возникновению новой ветви в христианстве – протестантизма. Реформация подразделялась на бюргерско-буржуазную, обоснованную в учениях М.Лютера (Германия), У.Цвингли (Швейцария), Ж.Кальвина (Франция – Швейцария), и народную, обоснованную Т.Мюнцером (Германия).

Идеологи Реформации выступили против «порчи церкви», за возврат к «истинному христианству апостольских времен», «очистку» веры от исторических наслоений. Чтобы добиться этого, необходимо проверить Священное Предание авторитетом Священного Писания (Библии), противопоставить авторитет Библии католической церкви, сохранить таинства, догматы и обряды, которые основаны на Библии. Протестантизм признал два церковных таинства из семи, отменил поклонение святым, обязательные посты и большинство церковных праздников. Принципы:

- «оправдание верой» - принцип учения М.Лютера: искренняя вера – единственное условие спасения души, а «добрые дела» - лишь проявление веры, а не самодостаточный путь к спасению;

- «всеобщее священство» - принцип учения М.Лютера: для спасения не нужны духовенство и церковь, любой мирянин – сам себе священник, а мирская жизнь - священнослужение;

- «свобода убеждения» (совести) - принцип учения М.Лютера: верующий имеет внутреннюю свободу, право самостоятельного толкования Библии, а не только Папа Римский;

- предопределение - принцип учения М.Лютера: у человека нет свободы воли, воля Бога предопределяет жизнь каждого человека;

- «абсолютное предопределение» - принцип учения Ж.Кальвина: Бог еще до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, а других – к гибели, и никакие усилия человека не смогут изменить этого, но каждый должен быть уверен, что именно он – «божий избранник»;

- профессиональная деятельность – в учении Ж.Кальвина: успех в ней – признак богоизбранности, профессия – это призвание, место служения Богу, профессиональный успех самоценен, а не является средством достижения мирских благ;

- мирской аскетизм – принцип учения Ж.Кальвина: человек в повседневной жизни должен довольствоваться только необходимым для жизни.

ЭПОХА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Философия этой эпохи, с одной стороны, во многом продолжает и развивает тенденции философии эпохи Возрождения, с другой, откликается на требования своей эпохи. Возникновение и развитие капитализма привело к возникновению новой системы ценностей, качественно отличной от существовавшей в эпоху Средних веков; развитие естественных наук изменило взгляд человека на мир. В Новое время разрабатывался весь комплекс философских проблем, но под влиянием успехов науки, и, прежде всего, математики и механики, на первый план вышли проблемы гносеологии. Поэтому одной из важнейших черт философии эпохи является ее гносеологизация.

Онтология:

- деизм – учение, что Бог создал мир, но не вмешивается в его развитие (это представление было доминирующим);

- атеизм – учение, отрицающее бытие Бога (французские материалисты XVIII в.);

- материализм – учение, что материя - единственная универсальная основа всего сущего;

- механицизм – учение, что законы механики универсальны, а механическая форма движения материи единственно объективна.

Гносеология:

- эмпиризм – направление в теории познания, согласно которому опыт, эксперимент является единственной основой познания (термин применяется, прежде всего, к научному познанию);

- сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому единственным источником знаний о мире являются показания органов чувств (термин применяется к познанию вообще);

- рационализм – в широком смысле: учение, что разум - единственная основа познания и поведения людей; в узком: направление в теории познания Нового времени о первенстве разума в познании, его независимости от чувственных восприятий, противостоит эмпиризму и сенсуализму;

- учения о методе научного познания: индукция – метод, основанный на движении мысли от единичного к общему, от фактов к теории (обоснован в эмпиризме); дедукция - метод, основанный на движении мысли от общего к единичному (обоснован в рационализме);

- теория двойственности истин, с одной стороны, религии, с другой, философии и науки.

Философская антропология:

- механицизм - учение о подчиненности телесности человека законам механики;

- соматизм – учение, что сущность человека определяется его телесной организацией;

- натурализм – учение, что сущность человека предзадана природой;

- социологизм – учение, что сущность человека является общественной;

- проблема соотношения души и тела;

- идея человека как разумного существа, преобразователя природы и общества;

- идея господства человека над природой на основе познания ее законов.

Этика:

- рационализм в понимании мотивов действий человека;

- индивидуализм в соотношении человека и общества, идея автономности личности;

- прагматизм (утилитаризм) как принцип полезности распространялся и на науку;

- гедонизм (получение удовольствий) в противоположность средневековому аскетизму;

- эвдемонизм (достижение человеком счастья);

- доктрина прав и свобод человека, ее неотъемлемых (естественных) прав.

Социальная философия:

- критика традиционной идеологии, сословных прав, клерикализма;

- теория общественного договора;

- теория разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

- идея атомарности общества, его разделения на отдельных индивидов (XVII-XVIII в.);

- системность общества, взаимозависимость людей в общественных отношениях (XIX в.);

- революционная идеология преобразования общества (XIX в.).

Философия истории:

- теория общественного прогресса;

- телеологизм – учение о наличии направляющей цели исторического процесса;

- концепция объективной закономерности исторического процесса.

Философия XVI - XVII веков

Эмпиризм:

Ф.Бэкон – его родоначальник вэпоху Нового времени, сторонник номиналистического материализма, представитель деизма, теории двойственности истины.

Т.Гоббс - продолжатель и систематизатор учения Ф.Бэкона, сторонник номиналистического материализма, деизма, представитель механицизма в понимании природы, человека, общества, создал законченную систему механистического материализма. Государство он понимал как «искусственное тело», «механическое чудовище» («Левиафан»), возникающее на основе общественного договора. Естественное состояние людей было предпосылкой договора, когда люди жили разобщенно и находились в состоянии «войны всех против всех».

Рационализм:

Основоположник рационализма эпохи Нового времени – французский философ, математик Р. Декарт – сторонник деизма, дуализма, механицизма.

Последователи: голландский философ Б.Спиноза – сторонник монизма, субстанциального материализма, пантеизма, механистического детерминизма, представитель метафизики и немецкий философ и математик Г.Лейбниц – сторонник плюрализма, объективного идеализма, деизма, в его учении содержатся элементы диалектики. Рационализм распался на две ветви - материалистический (Спиноза) и идеалистический (Лейбниц). Дуалистическое учение Р.Декарта занимает в этом отношении особое место.

Сенсуализм:

В Новое время разделился на две ветви – материалистическую (Д.Локк) и субъективно-идеалистическую (Д.Беркли и Д.Юм).

Д.Локк – сторонник материализма, деизма, либерализма в политике, представитель теории естественного права и общественного договора, сторонник идеи разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную и федеративную (внешнеполитическую) власть.

Д.Беркли – сторонник теизма, в его взглядах субъективный идеализм совмещался с идеями объективного идеализма, критиковал учение Д.Локка. Учению Д.Беркли присущ солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.

Д.Юм – сторонник субъективного идеализма,но в отличие от Д.Беркли, допускал возможность объективного существования мира, и агностицизма.

Наши рекомендации