В чем причина перехода Единого во многое?
У Платона, согласно которому единое будучи идеальным и совершенным создало другое возникающее и то, что возникло стало сущим. Единое — изначально, самодостаточно и самоценно, но абстрактно и бессодержательно. Единое становится таковым только в отношении к многому
Духовное и материальное начало бытия
Слово «материя» первоначально означало «лес, дрова, древесина», а материальное понималось как вещественное. Вещество упорядочено, имеет структуру и форму. Этот порядок и форму вещей Платон назвал «идеей». Согласно ему все вещи и мир существуют благодаря соединению идеи с материей - то есть активной идеальной субстанции приводящей материю в порядок. Применительно к человеку это означало, что душа, идеальная субстанция, управляет телом.
Содержательное сходство образа и сопряженного с ним предмета. «Идеальное» противопоставляют «реальному».
Материалистическое объяснение природы идеального предложил К. Маркс: идеальное - форма представления сущности одной материальной вещи в натуральном теле какой-либо другой вещи. Деньги идеальны, поскольку они представляют стоимость любого товара.
Духовное - единое во многом, материальное - многое в едином. Духовное не есть единое само по себе, поскольку единое абстрактно. (Духовное не есть единое само по себе, ибо единое само по себе
сть ничто.)
Материальное не есть многое так как многое - часть сущего. Как единое не существует без многого, духовное не существует без материального.
Духовное - единое во многом (Бог один, но трактовки различны)
Материальное - многое в едином (Марки машин)
Вопрос 3. Понятия материя и тело. Особенности человеческой телесности.
Слово «материя» первоначально обозначало дерево, древесину, строительные леса, что легко ассоциировалось со строительным материалом вообще.
Первые греческие натурфилософы сводили материю к вещественному материалу, из которого строятся, создаются все вещи. Только древесину они заменили на более универсальный материал: воду, воздух, огонь или смесь природных стихий.
Платон называет материю матерью-восприемницей, способной рождать и чеканить любые формы. Но это возможно только в том случае, если сама материя лишена какой-либо формы.
Аристотель приходит к выводу, что материя — это не только и даже не столько отсутствие, лишенность формы, но также возможность и действительность формы. Глыба мрамора становится статуей не только по причине своей первоначальной бесформенности, но и вследствие возможности и способности приобретения определенной формы.
На основе аристотелевского различения материи средневековый
философ Дунс Скот дает следующую классификацию видов материи:
1) Первая материя первого рода. Чистая возможность всего;
2) Первая материя второго рода. Неопределенный субстрат любой возможной формы;
3) Первая материя третьего рода. Субстрат определенной формы;
4) Вторая материя. оформленная материя, тело.
Что такое тело? Телом является всякая оформленная материя. Но материя тела не есть само тело. Тело есть индивидуальный носитель определенных свойств и качеств.
Особое место в системе природных тел занимает человеческое тело. Оно - носитель духа, индивидуальность, становящаяся личностью. Дух, преломляясь через телесность, порождает особый вид миросозерцания духовную чувственность.
Сущностью человеческой телесности является чувственное переживание идей - их отелеснение. По словам С. H. Булгакова, именно телесностью или чувственностью устанавливается реальность мира.
Человеческое тело может стать антиподом духа, и тогда оно превращается в плоть, т. е. животность, стремящуюся к самостоятельности и господству.
Но оно может стать и инструментом духа, и тогда можно говорить об одухотворенном, просветленном, преображенном теле. В этом смысле тело, по словам B. C. Соловьева, есть «храм духа».
Телесность по своему существу не есть противоположность духу. «Тонкое» тело и есть дух, а объективный дух государственности можно рассматривать как особое тело.
Античные философы, в особенности неоплатоники, утверждали существование различных видов духовного тела: небесного, эфирного, светящегося.