Вопрос 5. Основные принципы типологизации философских учений: марксистский принцип, типологизация в.С. Соловьёва, классификация н.А. Бердяева, типология с.Н. Булгакова.
Русский философ В. С. Соловьев делил философии на философию школы (теоретический, «аристотелевский» тип) и философию жизни (практический, «сократовский» тип). Все многообразие систем в школьной философии сводится к двум направлениям: натурализму и идеализму
К натурализму B. C. Соловьев относил такие учения, которые полагают основной предмет философии во внешнем мире, природе (лат. natura), а к эмпиризму по источнику познания, а настоящим источником познания считают внешний опыт (греч. етреігіа).
Натурализм проходит в своем развитии три стадии:
• элементарный, или стихийный, материализм древних греков, где первоначалом является одна из материальных стихий (вода, огонь, воздух, земля) или их смещение и видоизменение;
• гилозоизм - оживляющий материальную природу, представителями которого были натурфилософы XV-XVI. (Дж. Бруно)
• механический материализм, или атомизм, заложенный в античности учением Демокрита и Эпикура и достигший своего апогея в философии и естествознании XVII-XVIII.
Идеализм В. С. Соловьев подразделяет на:
· критический идеализм признает предметы нашего мира продуктом субъекта не в плане их существования самих по себе, а только в плане их познаваемости. (Кант)
· догматический идеализм утверждает, что вещи не только познаются, но и существуют благодаря субъекту («...существовать - значит быть воспринимаемым»). (Беркли)
Отвергая «школьную философию» (натурализм и идеализм) B. C. Соловьев в качестве современной философии жизни выдвигает своеобразно понимаемый им мистицизм. Предмет мистической философии, по Соловьеву, уходит своими корнями в таинство жизни: это не есть мир явлений, сводимый к нашим ощущениям; это не есть и мир идей,
сводимых к нашим мыслям. Это есть живая действительность существ в их внутренних жизненных отношениях.
H. A. Бердяев - классифицировал философские учения на основе принципа противоположных, двойственных начал, определяющих постановку и решение основных проблем философии. Он выделяет девять пар противоположных учений:
1) примат свободы над бытием или примат бытия над свободой (Эразм Роттердамский или Лютер);
2) примат экзистенциального субъекта над объективированным миром или примат объективированного мира над экзистенциальным субъектом (Кьеркегор или Гегель);
3) дуализм или монизм (Декарт или Спиноза);
4) волюнтаризм или интеллектуализм (Шопенгауэр или Гегель);
5) динамизм или статизм (Платон или Аристотель);
6) творческий активизм или пассивная созерцательность (Сократили Парменид);
7) персонализм или имперсонализм (Паскаль или Кант);
8) антропологизм или космизм (Сократ и софисты или ионийские натурфилософы);
9) философия духа или натурализм (стоики или эпикурейцы, Сенека или Лукреций Кар).
Эти начала могут быть по-разному комбинированы в различных философских системах. Оценивая свое философское учение, Бердяев считает, что в нем утверждается примат свободы над бытием, экзистенциального субъекта над объективированным миром, дуализм, волюнтаризм, динамизм, творческий активизм, персонализм, антропологизм и философия духа.
С. H. Булгаков кладет в основу типологии логическую структуру суждения, элементарного высказывания (предложения) типа «я есмь нечто», «S есть Р».
Такое суждение состоит из трех членов:
1) личность или субъект - «я» (подлежащее);
2) логическое определение, предикат - «нечто» (сказуемое);
3) бытие-реальность - связка «есть».
В соответствии с этим Булгаков делит все философские учения на три типа:
1) системы, исходящие из подлежащего или субъекта, «я», - системы идеалистические; (может иметь только субъективно-идеалистическую форму. К этому типу Булгаков относит индивидуалистический мистицизм индийских йогов, скептический релятивизм греческих софистов, философские системы Декарта, Беркли, Юма, Канта, Фихте, Шопенгауэра.)
2) системы, исходящие из сказуемого, - панлогистические; (Родоначальником второго типа философских учений, исходящего из обусловленности всего Логосом (разумом, идеей), Булгаков считает Платона, а самым ярким выразителем - Гегеля. Учение о сущем (онтология) выступает здесь в форме диалектической логики, диалектики идей.)
Переходной от второго к третьему типу учений является философия тождества. Сказуемое и связка, мысль и реальность, идея и бытие представлены здесь в единстве, тождественны между собой. Основателем такого типа философии был Парменид, провозгласивший, что «одно и то же - мысль о предмете и предмет мысли», т. с., что мышление тождественно бытию.
3) системы, исходящие из связки «есть», - реалистические (причем реализм этот может иметь различный характер: мистико-созерцательный, эмпирический, материалистический). (реалистический, тип философии характеризуется абсолютизацией связки «есть», т. е. приоритетом сущего, реальности, бытия в его безличной (или сверхличностной), нелогистической форме над субъектом и Логосом (мыслью, идеей))
Этот тип философии включает в себя как материалистический реализм (натурализм) Демокрита, Эпикура, Дидро, Фейербаха, так и мистический реализм, полагающий в качестве безусловного, объективного начала некую сверхприродную, сверхчувственную реальность. В этом смысле к мистическим реалистам можно отнести христианских философов (отцов церкви, схоластов), религиозных мистиков (Мейстер Экхарт, Я. Беме), объективных идеалистов типа шотландской школы философов середины XVIII - начала XIX B. (T. Рид и др.), кембриджских платоников 2-й половины XVII B. (Г. Мор, Р. Кедворт и др.), неореалистов ХХ в. (Э. Мур, С. Александр, А. Н.Уайтхед и др.).
Обосновывая данную типологию, С. Н. Булгаков говорит о трагедии философии, ибо триединства «нераздельных и неслиянных» начал, представленных во всеобщей формуле «я есть нечто», в философии либо разрывается и противопоставляется друг другу, либо сливается воедино. В этой связи Булгаков даже определяет философию как своего рода «ересеологию», т. е. одностороннее уклонение от целостного образца. Философская «ересеология», отмечает он, состоит именно в том, что сложное, антиномическое для разума содержание упрощается, рационализируется, приспособляясь к постижению разумом, и тем самым извращается. Истинная философия, по Булгакову, должна быть антиномической и апофатической, т. е. выражающей абсолютную трансцендентность своего предмета путем последовательного отрицания, устранения всех положительных определений (представлений и понятий).