Концепция научных революций Т. Куна.

Томас Сэмюэл Кун (1922 - 1996г.г.) – американский историк и философ науки, считавший, что научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций.

В свое время после окончания Гарвардского университета преподавал историю и философию науки в Принстоне. Наиболее известная работа «Структура научных революций» - анализ истории науки.

Рассматривается теория, что науку следует воспринимать не как постепенно развивающуюся и накапливающую знания по направлению к истине, но как явление, проходящее ч/з периодические революции (в его терминах ч/з «смену парадигм»).

Ход научной революции по Куну:

· нормальная наука – каждое новое открытие поддается объяснению с позиций господствующей теории (не ориентирует на новые открытия);

· экстраординарная наука – кризис в науке, появление аномалий, как необъяснимых фактов => как следствие появление альтернативных теорий => множество противоборствующих школ;

· научная революция – формирование новой парадигмы.

«Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.» (Т.Кун)

Согласно Куну, научная революция происходит тогда, когда учёные обнаруживают аномалии, которые невозможно объяснить при помощи универсально принятой парадигмы, в рамках которой до этого момента происходил научный прогресс. С точки зрения Куна, парадигму следует рассматривать не просто в качестве текущей теории, но в качестве целого мировоззрения, в котором она существует вместе со всеми выводами, совершаемыми благодаря ей.

Три аспекта парадигмы:

1. П. — наиболее общая картина рационального устройства природы, мировоззрение;

2. П. — дисциплинарная матрица, характеризующая совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т. д., которые объединяют специалистов в данное научное сообщество;

3. П. — это общепризнанный образец, шаблон для решения задач-головоломок. (Позднее, в связи с тем, что это понятие парадигмы вызвало толкование, неадекватное тому, какое ему придавал Кун, он заменил его термином «дисциплинарная матрица» и тем самым ещё более отдалил это понятие по содержанию от понятия теории и теснее связал его с механической работой ученого в соответствии с определенными правилами.)

Смена парадигм: конфликт парадигм в периоды научных революций – это конфликт разных систем ценностей, разных практик. По мнению Куна для любых парадигм можно найти аномалии, которые обычно замалчиваются или игнорируются. Его модель научного изменения акцентирует внимание на индивидуальности ученых, а не на абстрагировании науки в чисто логическую или философскую деятельность.

В качестве примера того, как смена парадигм может вынудить рассматривать одну и ту же информацию совершенно иным образом – предлагал пример оптических иллюзий («утка-заяц» – если посмотреть на картинку видна утка, перевернуть боком – виден заяц).

Когда накапливается достаточно аномалий – парадигма переживает кризис. В рез-те формируется новая парадигма. Зачастую в кач-ве силы убеждения выступает время. Когда научная дисциплина меняет одну парадигму на др. – «научная революция» или «сдвиг парадигмы».

«Обращение за помощью к философии – симптомы перехода от нормального исследования к экстраординарному». (Т.Кун)

Общие положения теории Куна:

1. Движущей силой развития науки являются люди, образующие научное сообщество, а не нечто, заложенное в саму логику развития науки.

2. Развитие знания определяется сменой господствующих парадигм, а не простым суммированием знаний, то есть происходят не только (и не столько) количественные, но и качественные изменения в структуре научных знаний.

3. Наука развивается по принципу чередования периодов «нормальной» и «революционной» науки, а не путем накопления знаний и присоединения их к уже имеющимся.

Структура научных революций: 1.Введение. Роль истории. 2. На пути к нормальной науке. 3. Природа нормальной науки. 4. Нормальная наука как решение головоломок. 5. Приоритет парадигм. 6. Аномалия и возникновение научных открытий. 7. Кризис и возникновение новых научных теорий. 8. Реакция на кризис. 9. Природа и необходимость научных революций. 10. Революция как изменение взгляда на мир. 11. Неразличимость революций.12. Разрешение революций. 13. Прогресс, который несут революции.

Развитие науки получается дискретным: периоды прогресса и накопления знания разделяются революционными скачками.


Наши рекомендации