Сущность науки, её структура и функции

Сущность науки, её структура и функции

Наука как объект исследования

Сер. 19в. -отдельные аспекты развития науки изучались философией и частными науками,

1-й пол.XX в. - Потребность в комплексном изучении науки, что связано с громадным возрастанием её роли и развитием НТР.

Наука стала могучим преобразующим фактором.

В связи с этим возникла необходимость в специальном изучении закономерностей развития науки à формирование специальной отрасли знания, изучающей закономерности развития науки как особой целостной системы и специфической формы деятельности.

Такими отраслями стали История и философия науки и науковедение.

Многозначность понятия «наука»:

1.Вид деятельности (процесс):

в узком смысле – познавательная;

в широком - деятельность по производству, хранению, передаче и применению объективных знаний

2.Результат специфической познавательной деятельности – система знаний и достижения

3.Вид общественного сознания (мировоззрение)

4.Социальный институт – организация и формализация для удовлетворения определенных человеческих потребностей

5.Особая сфера культуры (духовная?)

6.суммарный опыт человечества

7. непосредственная производительная сила общества

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАУКИ:

Сущность науки, её структура и функции - student2.ru

Наука выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как

1) особая область челове­ческой деятельности и важнейший элемент культуры.

2) система или совокупность дисциплинарных знаний , т. е. объединение по­лученных знаний в целостную, развивающуюся органическую си­стему (а не простое их суммирование)

3) социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, на­учные учреждения и т. п.;

этос (нравственность) науки, профес­сиональные объединения ученых, ресурсы, финансы, научное обо­рудование, система научной информации, различного рода ком­муникации ученых и т.п.

Таким образом,

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.

Специфический язык

СТРУКТУРА НАУКИ (НАУКА КАК СИСТЕМА) — различные аспекты и подси­стемы науки:

1) множество ее фундаментальных аспектов: наука как знание, как познавательная деятельность, как соци­альный институт, как инновационная деятельность, как социокультурная подсистема;

2) множество единиц, видов и уровней научного зна­ния: факт, научный закон, теория, метатеория, дис­циплина, область знания, тип знания, эмпирический и теоретический уровни и т. п.;

3) множество социально-институциональных и орга­низационных форм осуществления научной дея­тельности: лаборатория, кафедра, институт, акаде­мия, проблемная группа, дисциплинарное научное общество, государственный сектор науки, технополис, меж­дународное научное сообщество и т. п.;

4) множество научных инноваций: проблема, идея, теория, проект, модель, разработ­ка, прибор, система единиц и стандартов, техноло­гия и т. п.;

5) множество социокультурных функций: информаци­онная, мировоззренческая, проективная, прогноз­ная, оценочная, практическая и др.

НАУКОВЕДЕНИЕ

НАУКОВЕДЕНИЕ – изучает общие явления функционирования и развития науки. Оформление науковедения как самостоятельной комплексной дисциплины, объединяющей различные исследования в истории, социологии, экономике, логике, психологии науки, наукометрии и ряде др. областей, относится к 60м г.г. XX в.

Носит в целом описательный(отсутствует общий методологический подход), инструментальный характер (управление научными кадрами), тяготеет к наукометрии (статистике) –Прайс.

Джон Бернал, английский естествоиспытатель,, которого по праву считают основоположником науковедения, раскрыл основные характеристики, присущие современной «науке о науке»:

• пристальное внимание к проблемам организации науки и научно-исследовательского труда;

• широкое использование статистических данных о научных кадрах, учреждениях и публикациях;

• анализ материалов о финансовом обеспечении науки и эффективности научных исследований;

• постоянное стремление глубоко оценивать и анализировать социальные функции науки, а также взаимосвязь и взаимообусловленность процессов ее развития с другими сторонами.

Сформулированная Дж. Берналом концепция современной науки как мощной организационной силы нашла подтверждение в военные годы, когда крупнейшие сдвиги в научно-техническом развитии достигались в кратчайшие сроки за счет концентрации научного потенциала, кооперации усилий, эффективной организации исследований и проектно-конструкторских разработок.

Исследователи выделяют в науковедении несколько составных частей (науковедческие дисциплины):

1)общее науковедение, в рамках которого выявляются механизмы функционирования и тенденции развития науки как социального феномена и вырабатываются на этой основе нормы управления процессом развития науки; 2) история науки, с одной стороны, освещающая возникновение и совершенствование науки, а с другой - исследующая развитие взглядов на нее; 3) социология науки, которая исследует науку как компонент социальной системы (социальный институт), выясняет влияние общественной жизни на науку, раскрывает и устанавливает характер социальных взаимосвязей между учеными, научными коллективами и обществом, изучает психологию ученых, организационную жизнь исследовательских коллективов и т. д.; 4) экономика науки, которая изучает связь науки и экономики, раскрывает влияние экономических отношений на функционирование науки, освещает проблемы ее инвестирования, вырабатывает методы экономического стимулирования деятельности ученых и т.д.;5) теория правового обеспечения науки, очерчивающая параметры правового поля научно-исследовательской деятельности и применения ее результатов; 6) организация науки, которая выявляет и устанавливает принципы и методы организации научно-исследовательских разработок и управления процессами их применения; 7) наукометрия, занимающаяся изучением науки с помощью математики и статистики.

ФУНКЦИИ НАУКОВЕДЕНИЯ:

o разработка теоретических основ политического и государственного регулирования науки,

o выработка рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности, принципов организации, планирования и управления научным исследованием,

o изучение закономерностей функционирования и развития науки как четко определенной системы знаний и социальных институтов;

o Фиксация структуры и динамики научной деятельности;

o изучение взаимодействия науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества,

o Разработка принципов организации научной деятельности (отношения с научным руководителем, защита диссертации и т.п.) -à конгломерат наук.

Н. широко применяет современные методы эмпирической и вычислительной техники, математическое моделирование объектов изучения, системные методы исследования, что широко применяется в наукометрии. Наукометрические системы – библиографические и реферативные базы данных, занимающиеся сбором и обработкой научной информации, являются инструментом для осуществления оценки результативности и эффективности деятельности научно-исследовательских организаций, ученых, отслеживания цитируемости научных статей, определения импакт-фактора журнала и других наукометрических параметров. К числу таких баз относятся WebofScience, Scopus, Российский индекс научного цитирования, ERIH, GoogleScholar, Индекс Хирша (h-индекс), Импакт-фактор журналов.

Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) – это национальная информационно-аналитическая система, аккумулирующая более 2 миллионов публикаций российских авторов, а также информацию о цитировании этих публикаций из более 3000 российских журналов. Она предназначена не только для оперативного обеспечения научных исследований актуальной справочно-библиографической информацией, но является также и мощным инструментом, позволяющим осуществлять оценку результативности и эффективности деятельности научно-исследовательских организаций, ученых, уровень научных журналов и т.д.

РИНЦ разрабатывается с 2005 года ООО «Научная электронная библиотека» (НЭБ) на основании контракта с Федеральным агентством по науке и инновациям (Роснаукой).

SCIENCE INDEX – это аналитическая надстройка над РИНЦ, позволяющая проводить более детальные аналитические исследования и рассчитывать более сложные наукометрические показатели, чем это возможно сейчас в базовом интерфейсе РИНЦ. Серьезные аналитические возможности предъявляют и более серьезные требования к качеству данных. Основная идея – привлечь к работе по уточнению информации, исправлению ошибок и привязке публикаций и ссылок к авторам, организациям и журналам, соответственно, самих ученых, научные организации и издательства. Этот подход дает вполне реальные результаты, учитывая то, что и авторы, и организации, и журналы заинтересованы в том, чтобы касающаяся их информация в РИНЦ была максимально точной и полной.

Web of Science – разрабатывается Институтом научной информации США (InstituteofScientificInformation (ISI), владелец – компания ThomsonReuters). Включает в себя самые авторитетные в мире индексы цитирования.

База данных WebofScience является самой обширной реферативной базой данных и предлагает исследователям, администраторам, преподавателям и студентам быстрый доступ к качественной междисциплинарной релевантной информации. Она охватывает свыше 50 миллионов записей в 12 500 наиболее влиятельных журналах по всему миру, в том числе – находящихся в открытом доступе, и 120 000 материалов конференций в области естественных, общественных, гуманитарных наук и искусства.

Scopus – представляет собой крупнейшую в мире единую реферативную базу данных, которая индексирует более 18000 наименований научно-технических и медицинских журналов примерно 5,000 международных издательств.

h-и́ндекс, или и́ндексХи́рша – наукометрический показатель, предложенный в 2005 году аргентино-американским физиком Хорхе Хиршем из Калифорнийского университета в Сан-Диего первоначально для оценки научной продуктивности физиков. Индекс Хирша является количественной характеристикой продуктивности учёного, группы учёных, научной организации или страны в целом, основанной на количестве публикаций и количестве цитирований этих публикаций. Индекс Хирша вычисляется на основе распределения цитирований работ данного исследователя. Согласно Хиршу: учёный имеет индекс h, если h из его Np статей цитируются как минимум h раз каждая, в то время как оставшиеся (Np – h) статей цитируются не более чем h раз каждая.

Импакт-фактор показывает, сколько раз в среднем цитируется каждая опубликованная в журнале статья в течение двух последующих лет после выхода.

ГЕНЕЗИС НАУКИ

Генезис - процесс образования и становления развивающегося явления.

ГЕНЕЗИС НАУКИ - дискуссионная проблема в истории науки, связанная с 1) выявлением исторических условий формирования науки, в решении которой сложилось два противоположных подхода (экстернализм и интернализм), а также 2) различные версии времени ее возникновения и этапов ее развития.

Говоря о возникновении науки (эта проблема особенно обстоятельно рассмотрена в работах П. П. Гайденко, Л. М. Кесаревой, Л. А. Микешиной, В. С. Степина и др.), надо подчеркнуть, что большинство исследователей придерживается следующей точки зрения. В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «триединое целое», не разделенное еще на свои части. Элементы, предпосылки, «ростки» будущей науки формировались в недрах другой духовной системы, но они еще не выделялись из них как автономное, самостоятельное целое. А. Уайтхед, в частности, отмечает, что в диалогах Платона содержатся «первые ясные формулировки логики как особой науки». Аристотель создал целостную систему формальной логики, «первую философию» и диалектический метод. Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях - Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Греции в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов, «зачатков» астрономии, этики, логики, математики и др. Вот почему геометрия Эвклида — это не наука в целом, а только одна из ветвей математики, которая (математика) также лишь одна из наук, но не наука как таковая. В античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, «кусочки» науки, но не сама наука в собственном смысле слова (как указанное «целостное триединство»).

Рассмотрим основные версии происхождения науки:

1) Наука отождествляется с опытом практической и познавательной деятельности вообще. Английский ученый Джон Бернал («Наука в истории общества»): «Так как основное свойство естествознания заключается в том, что оно имеет дело с действенными манипуляциями и преобразованиями материи, главный поток науки вытекает из практических технических приемов первобытного человека…».

Тогда отсчет науки надо вести с каменного века, когда человек начинает накапливать и передавать другим знания о мире.

2)Начало науки, связанное с цивилизацией ВОСТОКА -Древнего Египта (IV тыс. до н.э.), когда ограниченная группа людей (посвященные), располагала глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, астрономии, химии и др., считая их тайными и магическими. Др. Египет и Вавилон – накопление математических знаний. Оказало сильное влияние на развитие человеческих знаний и, особенно, в Индии, Персии, Китае, Греции, Риме.

3) Наука возникла в античной Греции в VI в. до н.э. где первые философы были одновременно и учеными, их основной интерес был связан с рациональным объяснением устройства мироздания, а личностнообразная форма мифа была заменена безличностно-понятийной формой философии (олицетворение уступает место абстракции), большое внимание уделяется системе доказательств, что позволило перейти к рациональному мышлению, как началу научного познания.

4) Наука возникла в позднем средневековье (в культуре Западной Европы в XII-XIV вв.) и была связана с деятельностью английского епископа Роберта Гроссета и английского монаха Роджера Бэкона, которые утверждали необходимость опытного познания природы и перехода к индукции как метода познания. Происходит развитие логической аргументации (по Аристотелю). Большое влияние на развитие научных знаний - появление университетов (передача опыта и систематизация знаний)

5) Рождение науки в современном смысле слова, как самостоятельного соц. явления, датируется Новым временем (XVI-XVII вв.) и связано с именами Коперника (коперниковский переворот), Галилея и Ньютона, создавших собственно научную картину мира, основанную на законах классической механики.

В XVII в. происходит признание социального статуса науки, рождение ее в качестве особого социального института. Подтверждением этому является учреждение в 1662 г. Лондонского королевского общества, а в в 1666 г. - Парижской академии наук.

6)Некоторые сдвигают дату рождения науки на конец первой трети XIX в. -

совмещение исследовательской деятельности и нового типа высшего образования:

оформление социального статуса ученого как особой профессии;

возникновением университетских исследовательских лабораторий – опыты естествоиспытателей В.Гумбольдта и Ю. Либиха;

прикладное значение исследований - удобрения, ядохимикаты, взрывчатые вещества, электротехнические товары и т.д.

7) Экстравагантная точка зрения: «подлинная» наука еще не родилась

Более подробное рассмотрение версий:

3)Многие историки науки считают местом рождения науки Древнюю Грецию, в которой сложились исторические и социокультурные предпосылки возникновения научного знания

Философия и наука возникают в VII в. до н.э., когда стали происходить коренные изменения, связанные с открытием железа, применение которого позволило человеку осознать себя в качестве реальной силы, способной действительно изменить природу. Происходит кризис мифологии, основанной на тождестве природы и человека. Прежние представления пришли в противоречие с тем, что люди узнали о мире

Другая причина появления науки – возникновение письменности в VII в. до н.э., когда появилась возможность закрепления и передачи информации.

Ещё одна причина возникновения науки в Древней Греции – расцвет рабовладельческой демократии. В VI-V вв. до н.э. возникли самоуправляющиеся города-полисы. Активность народа, его участие в управлении социальной жизнью требовали соответствующих форм выражения. Ораторское искусство требовало логики. Логика греков с самого начала носила характер диалога.

Зарождающаяся рациональность греческого мышления на фоне разложения мифического мировоззрения была направлена на созерцание мира, прежде всего Космоса. Под Космосом понимали окружающий мир, вечно существующий, не созданный никем ни из богов, ни из людей.

Ответы на вопросы о первоначале и возможности познания мира дали возможность создания первых научных программ, или парадигм. Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

Первой научной программой античности стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном Картина мира, представленная пифагорейцами, которые считали первоначалом мира число, поражала своей гармонией – протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам, закон прекрасно устроенного человеческого тела .

Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину истинного мира – мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру.

Второй научной программой античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм. Основателями атомизма стали Левкиппи Демокрит .В основу мира атомистическая программа положила мельчайшие, неделимые, бесструктурные частицы – атомы, которые двигались в пустоте.

Очень важна была также высказанная Демокритом идея жёсткого детерминизма. Детерминизм –- философское учение об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений и процессов окружающего мира. Все, что происходит в мире, для Демокрита не только имеет причину, но и существует по необходимости. Случайности нет места в созданной им картине мира .

Программа Аристотеля стала третьей, завершающей научной программой античности. Аристотель считает, что мир един, а не распадается на две части – чувственную и идеальную. Поэтому познания заслуживают не только идеи, но и мир чувственных вещей. Так была сформулирована знаменитая геоцентрическая модель Вселенной, согласно которой в центре Вселенной находится Земля, вокруг которой по соответствующим орбитам вращаются остальные планеты .

Античная наука сыграла исключительно важную роль в становлении современной цивилизации. Выделение науки в самостоятельную сферу культуры, пусть еще практически не связанную с материальным производством, было важнейшим шагом в формировании активного, творчески-преобразующего отношения человека к миру.

4)В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии и её развитие существенно замедлилось. Важнейшей чертой средневекового мировоззрения являлся теоцентризм – представление о Боге как единственно подлинной реальности. Вся жизнь средневекового человека была связана с религией.

Однако постепенно средневековое мировоззрение начинает ограничивать и сдерживать развитие науки, которая требовала нового взгляда на мир.

5А) Эпоха Возрождения– время расцвета культуры в странах Западной Европы XV-XVI вв. В ходе мировоззренческой революции человек стал восприниматься не как природное существо (мифологическое мировоззрение), и не как Божье создание (религиозное мировоззрение), а как творец самого себя и окружающего мира (антропоцентрическое мировоззрение). Это была подлинно революционная мысль, так как до сих пор творческая (креативная) функция приписывалась только Богу.

деятели Возрождения начинают иначе относиться к познанию мира: изучается природа, одухотворённая и проникнутая Божественным началом. Главная роль в перевороте общественного сознания принадлежит Н. Копернику, который в своей книге «О вращении небесных тел» обосновал гелиоцентрическую модель Вселенной .

Г. Галилей .Дж. Бруно, И. Кеплер ,Р. Декарт продолжили разработку новых принципов познания. Завершением научной революции стали труды И. Ньютона, который в систематическом виде изложил основы новой земной и небесной механики были в 1687 г. в книге «Математические начала натуральной философии»

5Б)С XVII в. в Европе идёт процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются научные общества и академии, издаются научные журналы, а в XIX в. появляется и само слово «учёный». На рубеже XIX-XX вв. появляются и новые формы организации науки: научные лаборатории и институты, исследовательские центры. Примерно с этого же времени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым видом – духовным производством. Наступил период классической науки, который охватывает отрезок времени с XVIII в. по 20-е годы XX в., т.е. от завершения первой глобальной научной революции до появления квантово-релятивистской картины мира.

Вторая версия по мнеию Степина и многих других ученых, развитие науки до 17 века это период преднауки, когда формировались основные категории, методы науки и нормы.

Классификация философских оснований науки В.С.Степина

В отечественной литературе Степин первым вводит понятие «философские основания науки» и выделяет три основных исторических типа соотносимых со следующими этапами:

1) Классическое естествознание (17 - конец 19 в.), признает суверенность разума в постижении абсолютной объективной истины.

2) Формирование неклассического естествознания (конец 19- первая половина 20 в.), обосновавшее принципы релятивизма и дополнительности, связанных с отказом от классического онтологизма и осознанием зависимости научных фактов от конкретных ситуаций и методов их получения (вероятностный детеринизм).

К середине XIX века каждая научная дисциплина стала развивать свои представления об исследуемой реальности и свои методы. Разрушилось прежнее единство науки, которое в XVII–XVIII веков обеспечивало господство механической картины мира, идеалов и методов механистического объяснения («ньютоновская» модель мира: все имеет свое точное место и движется по заведенному порядку). С появлением теории относительности Эйнштейна, абсолютной стала считаться лишь величина скорости света. Пространство может искривляться, а время зависит от скорости. В 1919 году было экспериментально подтверждено, что луч света, который, по Ньютону, должен был распространяться только прямолинейно, искривляется, если проходит мимо Солнца, т.е. крупного сгустка материи. Это означало, что пространство искривляется. Возникла острая проблема состыковки различных представлений о реальности, вырабатываемых в различных науках, воссоздания на новой основе целостной научной картины мира (поиск онтологических оснований). В свою очередь, решение этой проблемы предполагало выработку новых методологических подходов (гносеологические основания), в противовес принципам механистического редукционизма, и новых философских оснований науки, которые должны были заменить широко распространенную в науке XVII–XVIII веков философию механицизма.

3) Неклассическое естествознание современного типа (постнеклассическое естествознание), актуализировавшего роль субъекта, социально-исторические и психологические характеристики которого определяют соответствующие структурно-функциональные и динамические особенности познаваемого объекта.

Итак, основания науки являются существенно различными для разных ее культурно-исторических типов науки, например для классической, неклассической и постнеклассической.

ГЕНЕЗИС НАУКИ – этодискуссионная проблема, связанная также с выявлением исторических условий формирования науки, в решении которой сложилось два противоположных подхода (экстернализм и интернализм).

С точки зрения эстернализма (вне) появление науки обусловлено полностью внешними для нее обстоятельствами: социальными, экономическими и др.), поэтому основная задача изучения науки сводится к реконструкции социальных условий научно-познавательной деятельности на определенных этапах ее развития..

Интернализм (внутри)-основным фактором развития науки рассматривает сложившиеся на определенном этапе развития науки способы решения научных проблем (парадигмы), методологические программы, соотношения традиций и новаций, т.е. факторы, связанные с внутренней природой научного знания, поэтому основной задачей изучения науки является описание познавательных процессов.

ФРЕНСИС БЭКОН

Родоначальником эмпиризма, всегда имевшего своих приверженцев в Великобритании, был английский философ Френсис Бэкон (1561-1626). Ф.Бэкон был уверен, что цель научного познания -в принесении пользы и выгоды человечеству. По Бэкону, традиционные учения представляют собой не более чем набор бесполезных слов, пустых по содержанию, правильное же познание возможно получить только с помощью наблюдения за природой и эксперимента. Согласно его воззрениям, чтобы получить достоверное знание, необходимо сначала очистить ум от предвзятости и заблуждений.

Прямым виновником разрыва единства между теоретической и практической деятельностью, между философией и естествознанием Бэкон считал теологию. Разрыв науки с теологией – вот главная задача, решению которой Бэкон посвятил свою философскую деятельность. Наука - средство, а не цель сама по себе, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм “ЗНАНИЕ - СИЛА!”. Призывая людей, вооружившись знаниями, подчинить себе природу Ф.Бэкон восставал против господствующей в то время схоластической учености и духа самоуничижения человека. Он ориентирует науку на поиск истины не в книгах, а в практике, в непосредственном наблюдении и изучении природы. Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью.

“Опыт” - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. Он выделяет главные методы познания: индукцию и дедукцию. Дедуктивный метод был хорошо отработан в Логике Аристотеля и более поздних работах. Заслуга Бэкона в философском обосновании индукции. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция - это идеал познания, она означает, что собраны абсолютно все факты, относящиеся к области изучаемого явления. Кроме того, Бэкон выдвинул идею составления 3-х таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия, и промежуточных ступеней.

В конце жизни Бэкон написал книгу об утопическом государстве "Новая Атлантида". В книге он изобразил будущее государство, где все производительные силы общества преобразованы при помощи науки и техники.

Несмотря на то, что он придавал большое значение науке и технике в жизни человека, Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь "вторичных причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом Бэкон все время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но укрепляет веру.

Исследуя вопрос о душе он разделил её на две части: божественную и чувствующую. «Чувствующая душа» по его мнению имеет материальное происхождение от вещественных элементов и родственна душе животных. Однако между душой животных и душой человека существует качественное различие: материальная чувствующая душа человека – орган сознания, орган ощущения, мысли. Разум, воображение, память, желание, воля – способности чувствующей души.

ТОМАС ГОББС

Продолжателем философских и гносеологических традиций Ф.Бэкона был Томас Гоббс, он ставит своей целью создание философии, тождественной человеческому разуму и способной научить правильному суждению, защищает опытно-экспериментальный метод исследования природы и отстаивает тезис эмпиризма о чувственном происхождении человеческого мышления и знания.

Основной вопрос философии об отношении духа к природе, мышления к бытию – он решал строго материалистически: матер. мир первичен, сознание – вторично. Под идеей он понимал отражения мат-ых вещей, которые отпечатлеваются в нашей фантазии.

Предмет философии Гоббс решительно противопоставляет предмету теологии. Гоббс продолжал работу Бэкона по раскрытию гносеологических корней идеалистического и религиозного мировоззрений и так же как Бэкон видел эти корни преимущественно в отрыве фантазии человека от действительности. Человеку, утверждал он, свойственно доискиваться причин наблюдаемых событий, у него твердая уверенность в том, что каждое явление имеет свою причину. В том случае когда человек не может удостовериться в истинных причинах вещей, он строит такие предположения насчет этих причин, какие ему внушает его собственная фантазия. Т.о. он заключает, что существует нечто вечное. Но не имея никакой идеи этого вечного, он обозначает именем бога это нечто, т.е. под именем бога скрывается одухотворение вечности вселенной т.е. тех качеств, которые присущи самой материи. Гоббс в отличие от Бэкона, обращавшего главное внимание на разработку индуктивной логики, делает упор на осмысление рационально-математических принципов мышления.

Гоббс считает математику образцом знания, потому что она в наибольшей степени выражает «естественный свет» человеческого разума и его способность самостоятельно постигать самые глубокие тайны природы. Согласно Гоббсу только математика способна дать достоверное и всеобщее знание, которое может быть получено путем логических размышлений.

Аналитическая деятельность разума, приводящая к установлению подлинных принципов познания – это всё тот же экспериментальный метод исследования природы. Этот метод толкуется Гоббсом сугубо механистически и метафизически, поскольку он исходит из того, что любое явление природы может быть без остатка разделено на свои составные элементы, и что совокупность частей идентична целому.

В сочинении «Левиафан» Томас Гоббс пишет о том, что он различает два вида знания: знание, доставленное ощущением и памятью и дающее нам лишь знание факта (абсолютное знание) и научное знание, представляющее собой «знание связей и зависимостей фактов» (условное знание).

Гоббс разделяет мнение рационалистов относительно универсальности и безусловной достоверности математики, но вместе с тем делает попытку увязать математику, т.е. математическое знание с опытом.

Согласно Гоббсу основой всего знания является не интуиция, а определение или дефиниция.

Искусство определения сопряжено у Гоббса с умением пользоваться речью. Человеческая речь, по мнению Гоббса, играет огромную роль в приобретении опыта как вида познания. Философ различает два вида опыта: 1 – чувственный, образуемый ощущениями и представлениями, порождаемые воздействием внешних вещей; 2 – умение правильно пользоваться словами и правильно употреблять имена в языке.

Речь или язык по Гоббсу имеют знаковую систему. Опираясь на собств. теорию языка, как связь знаков, Гоббс пытается решать проблему обобщенного достоверного знания в науке, выступая как сторонник и продолжатель средневекового номинализма.

Продолжая учение Бэкона об индукции и дедукции, Гоббс не только не противопоставлял их друг другу, но наоборот истолковывает их как два взаимообусловленных и необходимых этапа движения к знанию. Гоббс характеризует частные методы наук, исходя из соотношения дедукция-индукция, напр. в науках, изучающих естественные тела, преобладает индукция (физика). В науках, исследующих тела искусственные (геометрия, этика, политика) преобладает дедукция.

ДЖОН ЛОКК

Одним из самых выдающихся философов Нового времени и продолжателем дела Фрэнсиса Бэкона был Джон Локк. Главный труд Д.Локка «Опыт о человеческом разуме», над которым он работал почти 20 лет, а также многие другие работы сыграли большую роль в становлении материалистического эмпиризма. Локк разработал сенсуалистическую теорию познания. Исходным пунктом этой теории было положение об опытном происхождении всякого человеческого знания. Локк выступил и против признания врожденных «практических принципов», нравственных правил. Всякое нравственное правило, утверждал он, требует основания, доказательства. Без основания в практической деятельности людей и без устойчивого убеждения в разуме нравственное правило не может ни появиться, ни быть сколько-нибудь прочным. О каких врожденных практических принципах добродетели, совести, почитания бога и.т.д. может идти речь, говорил Локк, если по всем этим вопросам среди людей нет даже минимального согласия.

Развивая сенсуалистическую теорию познания, Локк различает два вида опыта, два источника знаний: внешний, состоящий из совокупности ощущений, и внутренний, образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью. Источник внешнего опыта - реальный мир вне нас. Внутренний опыт - «рефлексия», совокупность проявления всей многообразной деятельности ума, при этом уму присуща некая спонтанная сила, независящая от опыта, рефлексия помимо внешнего опыта порождает идеи существования, времени, числа. Отрицая врожденные идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков или предрасположенности к той или иной деят-ти. В этом заключается главное противоречие в его философской системе. Локк под вторым источником фактически понимал работу мышления над полученными извне ощущениями и идеями, осмысление чувственного материала, в результате которого действительно возникает ряд новых идей. И по содержанию и по происхождению «второй источник» попадал тем самым в прямую зависимость от первого.

По способам образования и формирования все идеи, по Локку, делятся на простые и сложные.

Простые идеи содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. Простые идеи все получены непосредственно от самих вещей. По содержанию простые идеи в свою очередь, делятся на две группы:

1. К первой группе он относит идеи, отображающие первичные или первоначальные качества внешних объектов, которые совершенно неотделимы от этих объектов ( плотность, пр

Наши рекомендации