Философия постмодернизма (ризома, принцип деконструкции, текст)

Философия постмодернизма (ризома, принцип деконструкции, текст) - student2.ru

Постмодернизм — сложное, достаточно эклектичное и неоднородное явление, возникшее в западноевропейской культуре последней четверти XX века. Первые идеи постмодернистского толка актуализировались в конце 60-х годов и были связаны с критической рефлексией социокультурных и философских контекстов современной цивилизации. В буквальном смысле слова "постмодернизм" — это то, что следует за современной эпохой, за модернизмом, и связано с осмыслением стилевых изменений в европейской художественной культуре. Но только в 80-х годах термин "постмодернизм" укореняется и приобретает статус общеупотребимого понятия.

Основными понятиями постмодернизма является ризома, текст, деконструкция.

Философия постмодернизма (ризома, принцип деконструкции, текст) - student2.ru

Философия постмодернизма (ризома, принцип деконструкции, текст) - student2.ru Философия постмодернизма (ризома, принцип деконструкции, текст) - student2.ru

Понятие текста расширяется в постмодернизме до бесконечности, в качестве текста рассматривается сам человек, сознание человека и культура, творцом и продуктом которой является человек. К тексту культуры относятся не только вербальные тексты, но и видеокоды: языки архитектуры, рекламы, кино, живописи, языки массовой коммуникации.

Важно то, что «каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат» (Р. Барт). Таким образом, постмодернистский тип мышления является «цитатным» мышлением, когда присутствует понимание того, что все уже было сказано раньше, а сейчас мы лишь находим разные сочетания культурных цитат. Текст культуры – это сплетение художественных, философских и религиозных текстов, научных данных и вымыслов. Тексты очерчивают мировую рамку культуры и становятся ее самостоятельными ценностями, они служат ориентирами в человеческом мире, все понимается через текст, его интерпретацию и коммуникацию.

Пространство текста задается постмодернизмом как то пространство, где субъект и объект изначально растворены друг в друге: человек как носитель культурных языков погружен в языковую текстуальную среду. Культура как многомерный текст, основанный на равновероятности и равноценности всех составляющих элементов, базируется на случайности, мир при этом принимает образ лабиринта. Деконструкция в мире-лабиринте становится особой стратегией понимания, выражающейся в преодолении любых оппозиций мышления и метафизики присутствия изначальных смыслов.

Важное место в концепции «постмодерна» занимает деконструкция, теория которой была развита французским философом Ж. Деррида. Главной целью деконструкции является критика основополагающих концептов традиционной философии – «присутствия», «действительности», «тождества», «истины». Предполагается, что рациональное в культуре поддерживается постоянным вытеснением из его сферы «мешающих» элементов, немыслимого. Данное вытеснение Ж. Деррида обозначает как «логоцентризм» (преобладание разума), под которым понимается озабоченность рациональностью, логикой и «словом», что весьма характерно для философской традиции Запада. Одной из целей деконструкции выступает критическое преобразование логоцентризма.

33. Особенности русской религиозно-идеалистической философии конца 19- начала 20 века. (Соловьев, Бердяев).

В.С.Соловьев («Кризис западной философии», «Оправдание добра», «Чтения о Богочеловечестве»).

Основные идеи:

ü Идеи всеединства, Богочеловечества, цельного знания.

ü Ни одно явление не может существовать и быть познанным вне его отношения к другим явлениям.

ü Любая вещь познается в ее отношении в ее отношении к целому. А целое - это не просто множество вещей, а всеединство.

ü Всеединое существует во всех своих элементах, является носителем всех своих мировых свойств. Всеединство включает безусловное (абсолютное бытие - Бог) и обусловленное (материя).

ü «Всеединство» постигается «цельным знанием», представляющим собой синтез религии, философии и науки, или, иначе - веры, мысли и опыта.

Соловьев строит метафизическую систему «цельного знания», в которой онтология должна раскрыть «всеединство», гносеология - обосновать иррациональное знание, социология найти высший идеал общества.


Мир, созданный Богом, проходит три этапа:


Космогонический процесс: на этом этапе происходят превращение природы мира из хаоса в космос и подготовка условий, необходимых для появления человека.

Исторический процесс: с появлением человека начинается внутреннее преображение космоса, человек - посредник в воссоединении ее с Богом, «связующее звено между божественным и природным миром». Его задача - в преодолении всех проявлений зла и несовершенства мира. Нравственный смысл жизни человека - служение Добру. Идеал совершенного человека есть - это Иисус Христос. Через человека идет путь возвышения бытия: мертвая материя одухотворятся, становится живой.

Богочеловеческий процесс: история человечества движется к Царству Божиему - преображению и воссоединению с Богом. И указывает этот путь Иисус Христос, соединяющий божественное и человеческое начала в себе. В центре истории стоит божественная личность Христа. Богочеловек побеждает смерть и приобщает мир к вечной жизни. Соединение человека и мира с Богом возможно только в Христе и через него - в Церкви (теле Христовом). Бог есть любовь и воссоединение с ним человека и мира возможно только через любовь. Любовь должна осуществить тройное воссоединение: восстановить индивидуального человека - союз мужчины с женщиной; восстановить общественного человека, присоединяя его к обществу; восстановить универсального человека, его внутреннее живое единение со всей природой мира. И окончательное воссоединение человека и мира с Богом - «в любви, через любовь с любовью».

Н.А.Бердяев («Дух и реальность», «О назначении человека.Опыт парадоксальной этики», «О рабстве и свободе человека») - прошел путь от марксиста до религиозного философа.


Основные идеи его философской концепции:

ü Дух и природа - противоположны. Дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность - различия преодолеваются любовью; природа - объект, вещь, необходимость, пассивная деятельность - все, что множественно и делимо. Бог есть дух. Природа вторична и производна. Только человек, обладающий свободой и способность к творчеству, способен преобразить и одухотворить природу.

ü Бог не отвечает за зло, творимое в мире - он не сотворил свободу, которая привела человека к грехопадению.

ü Существует три вида свободы: первичная иррациональная свобода, которая существовала до Бога и человека и из которой все возникло; рациональная свобода, т.е. исполнениерационального долга; и свобода, проникнутая любовью. Человек свободно отпадает от Бога, движимой иррациональной свободой и призван свободно вернуться к Богу по своей воле и привести, объединенный любовью весь мир к нему.

ü Антроподицея (оправдание) человека. Человек есть точка пресечения двух миров, он отражает в себе мир высший (богоподобие) и мир низший - в этой двойственности заключается сложность его существования. Он венец мироздания и микрокосм. Как образ и подобие Бога, человек является личностью. Личность - категория духовно-религиозная. Как личность он имеет большую ценность, чем общество, нация, государство. Человек - со-творец Бога, он призван к творческой работе, его предназначение состоит в том, чтобы продолжать творение Богом мира. Человек творит из ничего, исходя из свободы как «безосновной основы бытия». И именно в творчестве человек совершает преодоление костной материи, и он прорывается в высшую духовную реальность.

Наши рекомендации