Социальные ценности и современная наука.
Социальные ценности укоренены в культуре общества и определяют важнейшие императивы социальной жизни. Свои нормативно-регулирующие функции они реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных взглядов и убеждений, в том числе членов научного сообщества. Социальные институты оказывают поддержку тем видам деятельности, которые базируются на приемлемых для данной структуры ценностях. Социальные ценности претендуют на то, чтобы быть общезначимыми, они обеспечивают стереотипность поведения. Система социальных ценностей закреплена в праве, традициях, нормах общежития и делового общения. Нередко наука, включенная в социальный процесс, вынуждена отвечать на идеологические запросы общества. Она предстает как инструмент политики.
На первый взгляд наука свободна от ценностей. Нередко считается, что для науки нет запретных тем, а естественные и технические науки не могут оцениваться с ценностных позиций ((плохо» или ((хорошо», ((добро» или ((зло».
Идея о науке, которая свободна от ценностей, сформировалась в Новое время. Именно тогда сложилось мнение о том, что наука носит беспристрастный, нейтральный по отношению к ценностям характер.
К числу социальных можно отнести следующие ценности:
1) свобода;
2) право собственности (личной и частной);
3) равноправие граждан;
4) стабильность общества;
5) способность к развитию и прогрессу.
Можно также выделить ценности благополучия, признания и уважения.
Социальные ценности направлены на то, чтобы обеспечить эффективность жизнедеятельности общества.
На рубеже ХХ-ХХI вв. этические ценности в науке приобрели особенно актуальный смысл. Возникло специальное направление — этика науки. Она изучает комплекс правил, ценностей, которые считаются обязательными для современного ученого.
Наука в настоящее время изучает объекты, неразрывной частью которых является сам человек. Создается непосредственная угроза не только здоровью человека, но и самому существованию человека. Первыми с подобного рода проблемами столкнулись физики-ядерщики. Например, А. Эйнштейн призывал отказаться от использования атомного оружия.
В современных условиях становится актуальной проблема негативного воздействия науки и научных достижений на окружающую среду и на самого человека. Возникает вопрос ((Наука для человека или наука против человека?». Поэтому современные ученые и философы науки критикуют идею отсутствия в естествознании проблемы ценностей. Науку делают люди, и они неизбежно привносят в неё те или иные ценности. Следовательно, в науке прошлого ценность элиминируется (исключается) из науки. В современной науке проблема ценности становится актуальной частью научного знания. Исследованием ценностей занимается специальная философская дисциплина аксиология. Она анализирует такие ценностные понятия, как добро и зло, прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое, полезное и вредное.
Современные ученые пришли к выводу, что данные понятия применимы не только к гуманитарным наукам (психология, педагогика), но также к естественным и техническим наукам.
Применительно к науке ценности можно разделить на две группы:
1. Внутринаучные когнитивные (познавательные) ценности;
2. Социальные ценности.
Когнитивные ценности являются составной частью познавательного процесса. К когнитивным можно отнести следующие ценности:
а) новое знание;
б) объясняющий потенциал науки;
в) способность к предвидению, предсказанию;
г) опора на факты;
д) возможность непротиворечивых выводов.
Перечисленные когнитивные ценности являются основанием консолидации ученых в научном сообществе. Внутринаучные ценности не являются постоянными, они видоизменяются в зависимости от новых открытий науки (особенно открытий революционного типа). Так, ценностью классической науки было утверждение, что возможно мыслить субъект познания в отрыве от познаваемого объекта и от средств познания. для неклассической науки и особенно постнеклассической науки характерно мнение, что имеет место зависимость познаваемого объекта и результата познания от наблюдателя, а также от измерительных приборов.
Наука и история.