Роль социально-гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программ

Одной из задач социального исследования является выявление и оценка социальных рисков и потенциальных социальных проблем. Для решения этой задачи в рамках социального исследования осуществляется анализ определенных социальных явлений и процессов и прогнозирование, т.е. научное предвидение хода социальных процессов,в том числе оценка вероятности возникновения социальной проблемы. При опережающих социальных исследованиях экспертами выявляются так называемые опережающие индикаторы, представляющие собой:

- тенденцию, предваряющую другую тенденцию;

- изменение, предваряющее другое изменение.

Иными словами, тенденция изменения переменной А проявляется раньше, чем у переменной В. Опережающие индикаторы (тенденции) могут быть выявлены по результатам обработки определенных показателей в т.ч. в их динамике.

Очевидно, что с т.з. своевременного выявления и предотвращения соц. рисков и соц. проблем опережающие методы соц. исследования имеют огромное значение. Чем быстрее проблема будет выявлена, тем быстрее будут приняты меры для её решения. Кроме того, посредством исследования соц. проблем мы получаем, в конечном счете, еще одну возможность проникновения в природу общества, возможность увидеть, что общество – это не объект, а процесс, постоянный поток социальных событий. Но для успеха в решении социальной проблемы и признания её обществом она [проблема] должна быть четко определена и сконструирована.

Рассмотрим понятие социальной проблемы.

Бедность, безработица, преступность, употребление наркотиков, терроризм, техногенные катастрофы, «новые» заболевания (такие, например, как «птичий грипп» или H1N1J) – это далеко не полный перечень явлений, которые вызывают у людей тревогу и беспокойство.

Само словосочетание «социальная проблема»появилось в западноевропейских обществах в начале XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы – неравномерного распределения богатства. Понятие социальной проблемы как нежелательной ситуации, которую можно и нужно изменить, несколько позже используется в западных обществах при осмыслении социальных последствий промышленной революции. В США понятие соц. проблемы стало использоваться в конце Гражданской войны 1861–1865 годов, повлекшей за собой ухудшение жизненных условий большей части населения. В Британии значительную роль в осознании существования социальных проблем сыграли данные статистических обследований, опубликованные в конце XIX века. Описания бедности низших социальных слоев населения поразили британскую общественность.

В настоящее время для целенаправленного разрешения соц. проблем созданы специальные организационные гос. и негос. структуры. Программы соц. обеспечения, страхования, регулирования занятости, охраны детства, борьбы с различного рода патологиями прочно укоренились в соц. практике, а сам термин “программа” - в научном и обыденном лексиконе. Вместе с тем одним из наименее разработанных методологических вопросов социального программирования является концептуальная постановка проблемы.

Существующая неопределенность в решении вопросов о том, что же действительно является социальной проблемой и какие действия, направленные на ее устранение, следует предпринимать, вызывает потребность теоретического осмысления соответствующего понятия.

В философии категория “проблема” фиксирует: а) развитие противоречия между требованиями должного и наличными условиями его осуществления; б) усиление недостаточности имеющихся средств для реализации желаемого; в) нарастание неизбежности дезорганизующих процессов в системе при использовании только этих средств для достижения желаемого; г) необходимость поиска и создания новых средств, способов преодоления названного противоречия, выявление и осуществление новых возможностей решения поставленной задачи.

Использование данного понятия в процессе социальных исследований предполагает:

- конкретизацию разрыва между желаемым и действительным;

- исследование соц. противоречий, обусловливающих возникновение проблемных ситуаций;

- оценку их восприятия общественным сознанием и готовности общества к разрешению назревших противоречий;

- типологизацию проблем и определение соответствующих форм и методов социального воздействия.

Однако достаточно часто традиционный научный анализ вполне определенного соц. явления осуществляется без акцента на том, действительно ли оно становится проблемой в обществе и, если да, то почему.

В последние четыре десятилетия на Западе получило развитие новое научное направление - социология социальных проблем - где эта задача, так или иначе решается.

В настоящее время существует достаточно большое количество публикаций, посвященных широкому спектру жизненных ситуаций, интерпретируемых как социальные проблемы. Их обобщение позволяет выделить две основные традиции в трактовке социальных проблем (обратить внимание при ответе, что это западная практика, в России эта область не проработана!).

1) Нормативный подход -нормативность некоторых функций, социальных институтов, ценностей является обязательным условием социальной проблематизации. Так, концепция социальной проблемыисходит из идеи социального порядка, который рассматривается в качестве основы социального развития (нормы). Само же развитие характеризуется через призму его нарушения и восстановления. И если в начале ХХ века под социальным порядком понималось либерально-рыночное устройство общества, то в настоящее время - это корпоративный либерализм, требующий гос. вмешательства и регулирования общественных процессов. Соответственно, ученые рассматривают проблемы как нарушение социального равновесия (норм) и предлагают различные пути их решения (в т.ч. путем гос. реформ и изменения либерального рыночного устройства). При этом о социальной проблеме нельзя говорить, если она не определена как таковая. Задачей социологического анализа социальных проблем в рамках данной концепции является создание внушительной базы эмпирических фактов, адекватного метода и практически проверяемых выводов.

Процесс проблематизации включает анализ и оценку как самой нормы и её нарушения. Основными задачами анализа выступают: выявление и объяснение причин нарушения конкретного социального условия, а также определение масштабов и последствий воздействия возникших нарушений на жизнедеятельность общества в целом и отдельных социальных групп, в частности.

2) К. Маркс был первым социальным мыслителем, который положил понятие конфликта в центр исследования социальной структуры капиталистического общества. Он рассматривал классовый конфликт как характерную черту данного общества. По К. Марксу, сама структура капиталистического пр-ва порождает эксплуатацию и классовую борьбу, что оказывает существенное влияние на развитие политики, права, образования. Творчество К. Маркса оказало сильное влияние на развитие взглядов на социальные проблемы с позиции критического силового конфликта.

Данная традиция базируется на следующих теоретических положениях. Первое: в процессе проблематизации изучение социальной реальности опирается на анализ ресурсов общества, таких, как богатство, власть. При этом предполагается, что данных ресурсов не хватает, чтобы удовлетворить желания всех его членов. Второе: считается, что ресурсы неравномерно распределены, следовательно, существует неравенство, что приводит к конфликту интересов в обществе. Третье: утверждается, что конфликт интересов возникает между теми, кто обладает названными ресурсами, и теми, кто не обладает таковыми.

Основными понятиями, используемыми в рамках концепции критического силового конфликта, являются: конфликт, социальная структура, интерес, власть, контроль, господствующая группа, идеология.

Представители данного направления признают, что социальные конфликты неизбежны, их причины находятся внутри общества, а не за его пределами. По их мнению, источники противостояния в обществе кроются в том, что господствующая группа использует все формы контроля и воздействия на социальную практику и общественное сознание для обеспечения приоритета своих интересов. Стабильность социальной системы кажущаяся, она достигается либо посредством формирования ложного общественного сознания, либо посредством пресечения действий тех, кто противостоит властвующей группе. Столкновение классовых, национальных, других интересов может разрушить ее, привести к революционным преобразованиям общества. Поэтому чтобы понять общество, надо понять интересы наиболее значимых социально-политических сил.

С позиции силового конфликта причинами социальных проблем выступают концентрация богатства и власти, классовое, расовое и гендерное неравенство, эксплуатация, дискриминация, колониализм.

В настоящее время концепция силового конфликта в трактовке социальных проблем представлена неомарксизмом (фокусируют внимание на классах), феминизмом (фокусируют внимание на эксплуатации по признаку пола), национализмом (фокусируют внимание на расовой или этнической эксплуатации) и школой, критикующей гос-во и гос. управление (фокусируют внимание на антидемократическом государственном авторитаризме). Между перечисленными школами существуют значительные различия. Вместе с тем их сближает то, что они пытаются выявить корни проблем, анализируя интересы классов, других элементов социальной структуры общества, а также господствующие институты, и найти радикальное решение таких проблем, как безработица, бедность, нищета, отклоняющееся поведение.

Существуют и другие концепции социальных проблем.

Учитывая положения рассмотренных концепций, в научной литературе приводится понятие: социальная проблема - это объективное противоречие, находящееся на такой стадии своего развития, когда нарушаются пропорции социальной динамики (складывается социальная структура, подрывающая основы целостности данной системы) и на этой основе возникает дисбаланс коренных общественных, коллективных и личных интересов, что влечет за собой разрушение сложившихся социальных ценностей, и как следствие, изменение существенных свойств социума и возникновение “угрозы” его привычной, устоявшейся (и в этом смысле нормальной) жизнедеятельности. Поэтому изучение социального положения различных групп людей, их интересов и конкретных действий в контексте объективно обусловленных социальных изменений должно являться основой моделирования социальных проблем.

С понятием социальная проблема также сопряжено понятие социальный риск. Но наличие и даже реализация социального риска не всегда влечет возникновение социальной проблемы.

Степень разработанности проблемы риска в целом и социального, в частности, в нашей стране характеризуется весьма ограниченным числом фундаментальных исследований. В основном, работа велась в рамках конкретных сфер общественной жизни: юриспруденции, медицине, психологии, экологии, экономике, в сфере производства и управления, образовании и т.д. Зарубежные исследования представлены работами Д. ван дер Верфа, Валлаха М., Картрайта Д., Кристенсона Д., Лумана Н., и др.

Существенным этапом в изучении проблемы риска явилось развитие такого направления как рискология.Это было связано с переходом индустриально развитых обществ к новой, высокой или поздней стадии своего развития.

Анализируя исследуемую категорию риска в широком смысле, отмечается некоторую разобщенность во взглядах ученых по поводу определения ее характера. Одни считают, что риск - понятие субъективное, взяв за основу субъективные действия человека и его оценку ситуации, другие полагают, что риск объективен, рассматривая помимо рискованного поведения человека элементы окружающей действительности, являющих собой источник неопределенности. Логичной представляется т.з., согласно которой риск "представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного".

Для наличия и оценки социального риска в ходе социального исследования необходимо определить наличие и степень влияния факторов риска. Наличие факторов риска (независимо от сферы их воздействия) позволяет говорить о другой составляющей социального риска - зоне риска.

Таким образом, под социальным рискомв научной литературе понимают деятельность человека или отказ от нее в ситуации риска (выбора, неопределенности (которые присущи любой сфере жизнедеятельности), требующая от него оценки собственных действий, выработки необходимых социальных качеств, а также учет и регулирование воздействия социальных факторов, при воздействии которых сохраняется вероятность негативного воздействия на жизнедеятельность людей, последствия которых могут негативно повлиять на жизнь и здоровье людей.

Разрешение социальных проблем и последствий реализации социальных рисков может обходиться дорого и с экономической, и с социальной точек зрения. Поэтому для эффективного управления социальными процессами важно проводить их раннюю диагностику, т.е. исследовать динамику социального развития с целью обнаружения диспропорций, нарушения устойчивости социальной системы. Это позволит обеспечить приоритет превентивных мер в регулировании социальных отношений. При этом крайне важно выявлять и анализировать предпосылки, факторы, вызывающие к жизни ту или другую форму социального поведения. Значит, необходимо изучать социальные противоречия и ведущие тенденции их разрешения в конкретных исторических условиях.

В качестве ключевого метода исследования проблем и оценки рисков может стать диагностика как разновидность системного анализа. При этом под диагностикой социальных проблем и социальных рисков понимается прикладное социологическое исследование состояния социального объекта (общества, территориальной общности, социальной группы, трудового коллектива) с целью выявления отклонений и нарушений его нормального функционирования и развития, а также формулирования опережающих индикаторов возможных социальных проблем.

Диагностика имеет принципиальное значение не только для исследования, но также для моделирования социальных проблем, определения их значимости и очередности решения в системе социального управления.


Наши рекомендации