Проблема роста научного знания у К. Поппера.

Карл Поппер (1902–1994) рассматривает знание (в любой его форме) не только как готовую, ставшую систему, но также и как систему изменяющуюся, развивающуюся. Этот аспект анализа науки он и представил в форме концепции роста научного знания. Отвергая антиисторизм логических позитивистов в этом вопросе, он считает, что метод построения искусственных модельных языков не в силах решить проблемы, связанные с ростом нашего знания. Но в своих пределах этот метод правомерен и необходим. Поппер отчетливо осознает, что выдвижение на первый план изменения научного знания, его роста и прогресса может в некоторой степени противоречить распространенному идеалу науки как систематизированный дедуктивной системы. Этот идеал доминирует в европейской эпистемологии, начиная с Евклида.

Однако при всей несомненной важности и притягательности указанного идеала к нему недопустимо сводить науку в ее целостности, элиминировать такую существенную ее черту, как эволюция изменение, развитие. Но не всякая эволюция означает рост знания, а последний не может быть отождествлен с какой-либо одной (например, количественной) характеристикой эволюции. Для Поппера рост знания не является повторяющимся или кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок, «дарвиновский отбор». Говоря о росте знания, он имеет в виду не простое накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замену лучшими и более удовлетворительными теориями. Согласно Попперу, «рост знаний идет от старых проблем к новым проблемам, посредством предположений и опровержений». При этом «основным механизмом роста знаний остается именно механизм предположений и опровержений».

Поппер подверг критике две точки зрения на человеческое познание: эссенциализм (галилеевская философия науки, даёт представление о наличии истинного знания, к которому стремится учёный, лучшие теории при этом описывают «сущностную природу» вещей — те реальности, которые лежат за явлениями) и инструментализм (Беркли, Дюгем, Мах, Пуанкаре, считают, что объяснение не есть смысл физической науки, так как физика не может открыть скрытой сущности вещей, отвергают потенциальную истинность теорий, придают им только инструментальный характер). Поппер сохраняет галилеевское убеждение в том, что учёный мир стремится к истинному описанию мира и истинному объяснению наблюдаемых фактов. Это убеждение он соединяет с пониманием того, что, хотя истина и является целью учёного, он никогда с уверенностью не может знать, истинны ли его достижения, и он способен обосновать иногда лишь ложность своих теорий. Это отражается в принципе фаллибилизма — научные теории в принципе ошибочны, какие бы строгие проверки они не проходили. Цель науки — объяснить всё то, что заявляет о себе как нуждающееся в объяснении.

С этим связано понятие фальсификации и фальсифицируемости научных теорий. Фальсифицируемость предполагает открытость любой подлинно научной теории для фальсификации. Фальсификация означает опровержение теории ссылкой на эмпирический факт, противоречащий данной теории. Теорию стоит считать фальсифицированной, если удалось открыть воспроизводимый факт, опровергающий теорию. Эмпирическая проверка гипотезы, с целью её опровержения, трактуется как фактор схожий с естественным отбором.

Таким образом, рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших (из возможных) теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Теории представляют собой высокоинформативные гипотезы относительно мира, которые хотя и не верифицируемы, но могут быть подвергнуты строгим критическим проверкам. С этим связано понятие корроборации: чем более широкий класс потенциальных фальсификаторов имеет теория и чем более строгие она прошла проверки, тем более корроборированной считается теория.

Для обоснования своих логико-методологических концепций Поппер использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития: рост научного знания рассматривается им как частный случай общих мировых эволюционных процессов. Попперовская концепция отвергает кумулятивизм, «рост знания не является повторяющимся или кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок. Это есть дарвиновский отбор, а не ламарковское обучение».В процессе развития знания растет глубина и сложность решаемых проблем, но эта сложность зависит от самого уровня науки на определенном временном этапе ее развития.Переход от одной теории к другой не выражает никакого накопления знания (новая теория состоит из новых проблем, порождаемых ею).

Рост научного знания осуществляется методом проб и устранения ошибок и есть не что иное, как способ выбора теории в определенной проблемной ситуации — вот что делает науку рациональной и обеспечивает ее прогресс. Поппер указывает на некоторые сложности, трудности и даже реальные опасности для этого процесса. Среди них такие факторы, как, например, отсутствие воображения, неоправданная вера в формализацию и точность, авторитаризм. К необходимым средствам роста науки философ относит такие моменты, как язык, формулирование проблем, появление новых проблемных ситуаций, конкурирующие теории, взаимная критика в процессе дискуссии («Метод науки — это критический метод»).

С ростом знания также связана онтологическая концепция «трёх миров» Поппера:

Мир физических объектов и состояний;

Мир мыслительных (ментальных) состояний и диспозиций к действию;

Мир объективного содержания мышления, содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства.

Обитателями третьего мира являются теории, проблемы и проблемные ситуации. Этот мир — естественный продукт человеческого существа (в отличие от Платоновского третьего мира), он в значительной степени автономен, хотя и подвергается воздействию со стороны (людей). Главное — посредством взаимодействие между людьми и третьим миром происходит рост объективного знания.

В своей концепции Поппер формулирует три основных требования к росту знания. Во-первых, новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи. Во-вторых, она должна быть независимо проверяемой, т. е. вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались. Иначе говоря, новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента исследования. В-третьих, хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки.

Теорией научного знания и его роста является эпистемология, которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем, конструирования, критического обсуждения, оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий.

Свою модель роста научного познания Поппер изображает схемой:

Р1 —ТТ — ЕЕ —Р2

Где Р1 — некоторая исходная проблема, ТТ — предположительная пробная теория, с помощью которой решается проблема, ЕЕ —процесс устранения ошибок в теории путем критики и экспериментальных проверок, Р2 — новая, более глубокая проблема, для решения которой необходимо построить новую, более глубокую и информативную теорию.

Критика:

Установление ложности выводимого из теории следствия свидетельствует лишь о ложности одной из предпосылок при выведении следствия, но неизвестно, какой;

Фальсификация предполагает отбрасывание фальсифицированной теории, что на практике этого не происходит.

Наши рекомендации