Новый социальный уклад, базирующийся на телекоммуникациях

Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества. Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции:

1) переход от индустриального к сервисному обществу;

2) решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций;

3) превращение новой “интеллектуальной технологии” в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений”[

Олвин Тоффлер "Третья волна"американский социолог и футуролог он подробно исследовал ответную реакцию общества на этот феномен и происходящие в обществе изменения

По мнению Тоффлера, развитие науки и техники осуществля­ется рывками, точнее сказать, волнами. с середины 50-х годов промышленное про­изводство стало приобретать новые черты. Во множестве областей технологии все более обнаруживается разнообразие типов техни­ки, образцов товаров, типов услуг. Все большее дробление получа­ет специализация труда. Расширяются организационные формы уп­равления. Возрастает объем публикаций. По мнению ученого, все это привело к чрезвычайной дробности экономических показателей, что и обусловило появление информатики. Изучая рабочего информационного века, Тоффлер отмечает, что он более независим, более изобретателен, что он теперь не являет­ся придатком машины. Однако и информационному веку присуща безработица, причем проблема безработицы становится проблемой не столько количественной, сколько качественной. Дело уже не только в том, сколько существует рабочих мест, а в том, какого типа эти рабочие места, где, когда и кто может их заполнить. Се­годняшняя экономика крайне динамична, отрасли, которые испы­тывают депрессию, сосуществуют рядом с процветающими, и это затрудняет решение проблемы безработицы. Да и сама безработица теперь более разнообразна по своему происхождению.

В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации.

“Третья волна” несет с собой подлинно новый образ жизни, основанный на диверсифицированных, возобновляемых источниках энергии; на методах производства, которые делают устаревшими большинство фабричных сборочных линий; на какой-то новой (“ненуклеарной”) семье; на новом институте, который мог бы быть назван “электронным коттеджем”; на радикально преобразованных школах и корпорациях будущего. Формирующаяся цивилизация несет с собой новый кодекс поведения и выводит нас за пределы концентрации энергии,денежный средств и власти”

Т. Стоуньер ИНФОРМАЦИОННОЕ БОГАТСТВО: ПРОФИЛЬ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Существует три основных способа, которыми страна может увеличить свое национальное богатство: 1) постоянное накопление капитала, 2) военные захваты и территориальные приращения, 3) использование новой технологии, переводящей “нересурсы” в ресурсы. В силу высокого уровня развития технологии в постиндустриальной экономике перевод нересурсов в ресурсы стал основным принципом создания нового богатства. информационный обмен ведет к сотрудничеству. Информация, таким образом, - это ресурс, которым можно без сожаления делиться.

А.Турен: французский социолог

“...понятие постиндустриального общества... - здесь инвестиции делаются в иной уровень, чем в индустриальном обществе, то есть в производство средств производства.Организация труда затрагивает лишь отношения рабочих между собой, а потому и уровень, на котором действует производство. Постиндустриальное общество действует более глобально на управленческом уровне, то есть в механизме производства в целом. Это действие принимает две главные формы. Во-первых, это нововведения,то есть способность производить новую продукцию, в частности, как результат инвестиций в науку и технику; во-вторых, само управление, то есть способность использовать сложные системы информации и коммуникаций.

ВОПРОС 50. ЦЕЛОЕ И ЧАСТЬ.

 

Часть и целое — философские категории, выражающие слож­ное строение любой вещи, которая состоит из более простых вещей, связанных между собой в некоторую относительно неделимую сово­купность. Предметы, образующие вещь (целое), составляют ее части. Связь, которая объединяет части, составляющие целое, сообщает предмету свойство целостности, т. е. наличие интегративных свойств и закономерностей, присущих целому, но не присущих составляющим целое частям в их разобщенности. Следовательно, целое есть единство частей, существующее благодаря их взаимосвязи, устойчивый харак­тер которой выражается в структуре данного целого.

Понятия целого и части были известны уже в древнегреческой фи­лософии, трудность состояла в разрешении противоречий, возникав­ших при определении подходов к исследованию целого. Известно, что Декарт в своих рассуждениях о методе рекомендует начинать иссле­дование любого предмета с разделения его на столько частей, сколько это необходимо для решения познавательной задачи. Следовательно, целое — сумма частей? Это верно лишь отчасти, поскольку целое не может быть сведено к простой сумме составляющих его частей. На­пример, здание не получится, если свалить в кучу груду строительных материалов. Противоположная точка зрения сводится к признанию приоритета целого. В этом случае познание целого предшествует по­знанию частей. Однако свойства частей также невыводимы из цело­го, как специфика целого не выводима из составляющих его частей. В результате сформировались антиномии целостности, удовлетвори­тельное разрешение которых было затруднительно, поскольку каждое из противоречащих утверждений могло быть доказано на примерах из практики и опровергнуто также на примерах из практики. Так, положе­нию, что целое есть сумма частей, противоречит противоположение - целое больше суммы составляющих его частей. Утверждению: части предшествуют целому «противоречит утверждение» «целое предше­ствует своим частям», так как сообщает им новые свойства. В методо­логии познания названные антиномии также реализуются в противо­положных познавательных установках: «целое познается через знание частей», а противоположение гласит: «части как продукт расчленения целого могут познаваться лишь на основе знания о целом». Иллюстра­цией парадоксов целостности является, в частности, следующее явле­ние: вес каждого атомного ядра несколько меньше, чем суммарный вес его составных частей. Это явление называется «дефектом массы», объ­ясняемой эквивалентностью массы и энергии. Как объяснить это яв­ление с точки зрения парадоксов целостности? Разрешение названных противоречий предполагает признание единства противоположных представлений о связи части и целого. Действительно, часть зависит от целого, получает от целого новые свойства. Целое также зависит от частей, но в еще большей степени — от характера связи между ними.

Типы целостности. Характер связи частей обусловливает каче­ственную определенность целого, его целостность. Под целостностью понимается такая связь частей, которая обеспечивает единство частей целого, благодаря чему оно получает свойство системности, органи­зованности. Тип связи частей определяет тип целостности. Струк­турная (связь строения), функциональная (характеризующая способ функционирования предмета), генетическая типы связи образуют со­ответствующие типы целостности. Различают также следующие виды целостности:

Механическое целое. Здесь имеет место сравнительно слабая зави­симость части от целого и значительная зависимость целого от части. Например, колесо или руль автомобиля — части, без которых автомо­биль не поедет, но которые свободно могут существовать в своем каче­стве независимо от автомобиля.

Неорганическое целое. Здесь зависимость частей от целого возрас­тает, а зависимость целого от части уменьшается. Устойчивая связь ча­стей позволяет каждому элементу сохранять свои свойства и оставать­ся относительно неизменным. Например, электрон и в составе атома, и вне его (как направленный поток движущихся электронов) остается практически тем же.

Органическое целое. В органическом мире имеет место не только координация частей, но и их субординация. Вне целого части органи­ческих систем не существуют. Еще Аристотель отмечал, что рука, отде­ленная от тела, лишь по названию рука. Классификация типов и видов целостности показывает, что природа целого познается не только че­рез познание составляющих его частей, но и познание характера свя­зей между частями.

Наши рекомендации