Новый социальный уклад, базирующийся на телекоммуникациях
Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества. Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции:
1) переход от индустриального к сервисному обществу;
2) решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций;
3) превращение новой “интеллектуальной технологии” в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений”[
Олвин Тоффлер "Третья волна"американский социолог и футуролог он подробно исследовал ответную реакцию общества на этот феномен и происходящие в обществе изменения
По мнению Тоффлера, развитие науки и техники осуществляется рывками, точнее сказать, волнами. с середины 50-х годов промышленное производство стало приобретать новые черты. Во множестве областей технологии все более обнаруживается разнообразие типов техники, образцов товаров, типов услуг. Все большее дробление получает специализация труда. Расширяются организационные формы управления. Возрастает объем публикаций. По мнению ученого, все это привело к чрезвычайной дробности экономических показателей, что и обусловило появление информатики. Изучая рабочего информационного века, Тоффлер отмечает, что он более независим, более изобретателен, что он теперь не является придатком машины. Однако и информационному веку присуща безработица, причем проблема безработицы становится проблемой не столько количественной, сколько качественной. Дело уже не только в том, сколько существует рабочих мест, а в том, какого типа эти рабочие места, где, когда и кто может их заполнить. Сегодняшняя экономика крайне динамична, отрасли, которые испытывают депрессию, сосуществуют рядом с процветающими, и это затрудняет решение проблемы безработицы. Да и сама безработица теперь более разнообразна по своему происхождению.
В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации.
“Третья волна” несет с собой подлинно новый образ жизни, основанный на диверсифицированных, возобновляемых источниках энергии; на методах производства, которые делают устаревшими большинство фабричных сборочных линий; на какой-то новой (“ненуклеарной”) семье; на новом институте, который мог бы быть назван “электронным коттеджем”; на радикально преобразованных школах и корпорациях будущего. Формирующаяся цивилизация несет с собой новый кодекс поведения и выводит нас за пределы концентрации энергии,денежный средств и власти”
Т. Стоуньер ИНФОРМАЦИОННОЕ БОГАТСТВО: ПРОФИЛЬ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Существует три основных способа, которыми страна может увеличить свое национальное богатство: 1) постоянное накопление капитала, 2) военные захваты и территориальные приращения, 3) использование новой технологии, переводящей “нересурсы” в ресурсы. В силу высокого уровня развития технологии в постиндустриальной экономике перевод нересурсов в ресурсы стал основным принципом создания нового богатства. информационный обмен ведет к сотрудничеству. Информация, таким образом, - это ресурс, которым можно без сожаления делиться.
А.Турен: французский социолог
“...понятие постиндустриального общества... - здесь инвестиции делаются в иной уровень, чем в индустриальном обществе, то есть в производство средств производства.Организация труда затрагивает лишь отношения рабочих между собой, а потому и уровень, на котором действует производство. Постиндустриальное общество действует более глобально на управленческом уровне, то есть в механизме производства в целом. Это действие принимает две главные формы. Во-первых, это нововведения,то есть способность производить новую продукцию, в частности, как результат инвестиций в науку и технику; во-вторых, само управление, то есть способность использовать сложные системы информации и коммуникаций.
ВОПРОС 50. ЦЕЛОЕ И ЧАСТЬ.
Часть и целое — философские категории, выражающие сложное строение любой вещи, которая состоит из более простых вещей, связанных между собой в некоторую относительно неделимую совокупность. Предметы, образующие вещь (целое), составляют ее части. Связь, которая объединяет части, составляющие целое, сообщает предмету свойство целостности, т. е. наличие интегративных свойств и закономерностей, присущих целому, но не присущих составляющим целое частям в их разобщенности. Следовательно, целое есть единство частей, существующее благодаря их взаимосвязи, устойчивый характер которой выражается в структуре данного целого.
Понятия целого и части были известны уже в древнегреческой философии, трудность состояла в разрешении противоречий, возникавших при определении подходов к исследованию целого. Известно, что Декарт в своих рассуждениях о методе рекомендует начинать исследование любого предмета с разделения его на столько частей, сколько это необходимо для решения познавательной задачи. Следовательно, целое — сумма частей? Это верно лишь отчасти, поскольку целое не может быть сведено к простой сумме составляющих его частей. Например, здание не получится, если свалить в кучу груду строительных материалов. Противоположная точка зрения сводится к признанию приоритета целого. В этом случае познание целого предшествует познанию частей. Однако свойства частей также невыводимы из целого, как специфика целого не выводима из составляющих его частей. В результате сформировались антиномии целостности, удовлетворительное разрешение которых было затруднительно, поскольку каждое из противоречащих утверждений могло быть доказано на примерах из практики и опровергнуто также на примерах из практики. Так, положению, что целое есть сумма частей, противоречит противоположение - целое больше суммы составляющих его частей. Утверждению: части предшествуют целому «противоречит утверждение» «целое предшествует своим частям», так как сообщает им новые свойства. В методологии познания названные антиномии также реализуются в противоположных познавательных установках: «целое познается через знание частей», а противоположение гласит: «части как продукт расчленения целого могут познаваться лишь на основе знания о целом». Иллюстрацией парадоксов целостности является, в частности, следующее явление: вес каждого атомного ядра несколько меньше, чем суммарный вес его составных частей. Это явление называется «дефектом массы», объясняемой эквивалентностью массы и энергии. Как объяснить это явление с точки зрения парадоксов целостности? Разрешение названных противоречий предполагает признание единства противоположных представлений о связи части и целого. Действительно, часть зависит от целого, получает от целого новые свойства. Целое также зависит от частей, но в еще большей степени — от характера связи между ними.
Типы целостности. Характер связи частей обусловливает качественную определенность целого, его целостность. Под целостностью понимается такая связь частей, которая обеспечивает единство частей целого, благодаря чему оно получает свойство системности, организованности. Тип связи частей определяет тип целостности. Структурная (связь строения), функциональная (характеризующая способ функционирования предмета), генетическая типы связи образуют соответствующие типы целостности. Различают также следующие виды целостности:
Механическое целое. Здесь имеет место сравнительно слабая зависимость части от целого и значительная зависимость целого от части. Например, колесо или руль автомобиля — части, без которых автомобиль не поедет, но которые свободно могут существовать в своем качестве независимо от автомобиля.
Неорганическое целое. Здесь зависимость частей от целого возрастает, а зависимость целого от части уменьшается. Устойчивая связь частей позволяет каждому элементу сохранять свои свойства и оставаться относительно неизменным. Например, электрон и в составе атома, и вне его (как направленный поток движущихся электронов) остается практически тем же.
Органическое целое. В органическом мире имеет место не только координация частей, но и их субординация. Вне целого части органических систем не существуют. Еще Аристотель отмечал, что рука, отделенная от тела, лишь по названию рука. Классификация типов и видов целостности показывает, что природа целого познается не только через познание составляющих его частей, но и познание характера связей между частями.