Общие проблемы философии науки

Тема 1. Предметные области философии науки и истории науки

Философия науки есть одно из направлений философии, которое можно определить как систему теоретических знаний об основаниях бытия науки и принципах ее познания.

Это направление возникает во второй половине XIX века в связи с усилением роли науки в жизни общества и усложнением ее функций в виде оригинальных моделей развития науки и эпистемологии, авторами которых прежде всего были представители позитивизма. В первой половине XX века в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР философия науки становится дисциплинарно организованной.

Философскому знанию как таковому присущи эссенциальность, рациональность, обоснованность, открытость, проблемность и неустранимость ценностного компонента. Перечисленные свойства сохраняются и в области философии науки.

Предметную область философии науки составляют наиболее общие закономерности существования науки. Первой проблемой является определение самого понятия «наука», от решения которой зависит решение вопроса о начале науки как таковой. На этом этапе важно разведение понятий «научное знание», «научное мышление», «наука как деятельность». Другие проблемы философии науки:

- как возможна наука, каковы основания ее бытия;

- каковы логика и закономерности развития научного познания;

- в каких формах функционирует научное знание;

- каковы принципы организации научной деятельности.

При решении перечисленных проблем наука рассматривается в исторически изменяющемся контексте, гипотезы и модели развития научного знания проверяются на историческом материале. Перечисленные факторы, а также то, что научная деятельность всегда персонифицирована, делает необходимым обращение к истории науки.

Предметной областью истории науки как научной дисциплины являются факты, свидетельствующие о функционировании науки. История науки исследует возникновение и развитие конкретных наук, описывая и анализируя процессы и результаты деятельности ученых. Для философии науки материалы истории науки служат «вспомогательной», но необходимой информацией. Интерес к исследованиям истории наук активизировался в связи с деятельностью представителей постпозитивизма во второй половине ХХ века.

Таким образом, философия науки представляет собой рефлексию над бытием науки, определение ее сущности, смысла и роли в жизни общества. Она позволяет ученому выйти за рамки конкретной области исследований и осмыслить их в контексте науки как целого.

Вопросы для контроля и самоподготовки:

1. Каковы причины возникновения такого направления как философия науки?

2. Какие проблемы исследует философия науки?

3. В чем состоит предметная область истории науки?

4. Почему решить проблемы развития науки невозможно без обращения к ее истории?

5. Как проявляется взаимодействие истории науки и философии науки? Поясните на конкретных примерах.

Тема 2. Основные формы бытия науки

В философии науки принято понимать термин «наука» в следующих значениях:

- как особый вид познания;

- как специальный вид знания;

- как деятельность по получению такого вида знания;

- как социальный институт.

Трактовка науки как мировоззрения, и соответственно, само понятие научного мировоззрения, некорректны, так как научное знание не является целостной системой представлений о мире и отношениях человека с миром. Научное знание может быть лишь элементом такой системы.

Одно из общепринятых определений:

наука есть познавательная деятельность, направленная на достижение нового, истинного, объективного знания для практического применения. При этом следует помнить, что критерии истинности и объективности не являются абсолютными и исторически изменчивы.

Наука как деятельность

Структура научной деятельности:

- субъект, осуществляющий исследование (ученый, исследовательский коллектив, научное сообщество);

- объект, та часть реальности, которая подвергается исследованию;

- предмет, те свойства и закономерности, которые выделяются в объекте соответственно целям и методам исследования и непосредственно изучаются;

- средства и методы познания.

По отношению к одному и тому же объекту научного познания существует множество предметов, например, феномен общества изучают с точки зрения экономических, политических, социальных свойств и отношений и, соответственно, речь идет о разных науках.

Наука может исследовать любые феномены, если они реально существуют, как особые предметы, починяющиеся объективным законам. Там, где невозможно сконструировать предмет и изучать его сущностные связи, заканчиваются притязания науки.

Именно в силу предметности науки ученый не выносит универсальных суждений, но на определенном этапе развития научного познания возможен синтез для познания целостности объекта на «стыке наук». В целом же вынесение универсальных суждений – это задача философии.

Наука как знание

Основные характеристики научного знания в отличие от других видов знания, в том числе и философского, сводятся к следующим:

1. Эссенциальность, т.е. направленность на познание сущностных свойств и закономерностей предметов и явлений.

2. Объективность, т. е. независимость от сознания исследователя (но, как уже указывалось, данный критерий изменялся в соответствии с исторически изменчивыми идеалами и нормами научного познания)

3. Системность, т.е. упорядоченность на основе определенных оснований.

4. Обоснованность, т.е. наличие эмпирических и (или) теоретических доказательств.

5. Воспроизводимость.

6. Общезначимость, что делает возможным применение научного знания.

Первые четыре свойства обусловливают рациональность научного знания.

Наши рекомендации