Оценка результатов исследования

Лингвистических и математических способностей (мышления)

При помощи описанных субтестов теста Айзенка

Оценка результатов исследования - student2.ru

Рис. 58. График для оценки лингвистических способностей по соответствующему субтесту теста Айзенка.

Оценка результатов исследования производится при помо­щи графиков, показанных на рис. 58 и рис. 59. Они представля­ют собой усредненные нормативные показатели по данным этих двух субтестов. Норме в строгом смысле этого слова на каждом графике соответствует показатель, равный 100% по вертикаль­ной оси.

Оценка результатов исследования - student2.ru

Рис. 59. График для оценки математических способностей по соответствующему субтесту теста Айзенка.

_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей____

Найдя, пользуясь графиком, соответствующую точку на ниж­ней оси (количество задач, правильно решенных испытуемым за 30 мин), восстановив из нее перпендикуляр до пересечения с ли­нией графика и далее опустив его из точки пересечения на вер­тикальную ось, можно определить коэффициент интеллектуаль­ного развития испытуемого по данному виду мышления. Так, на­пример, если за отведенные 30 мин испытуемый решил 16 задач, то показатель уровня развития его лингвистического мышления приблизительно будет равен 130%. Если за это же время такое же число задач решено по математическому субтесту, то показа­тель уровня развития математического мышления окажется рав­ным 115%. Норме для лингвистического субтеста соответству­ют 4 правильно решенные задачи, а норме для математического субтеста — 11 правильно решенных задач (пунктирные линии на обоих графиках).

Методика 15. Тест Беннета. Оценка уровня развития технического мышления

Данный тест предназначен для того, чтобы оценивать техни­ческое мышление человека, в частности — его умение читать чер­тежи, разбираться в схемах технических устройств и их работе, решать простейшие физико-технические задачи.

В данном тесте испытуемый получает 70 технических рисун­ков с заданиями и вариантами возможных ответов на них. Зада­ча испытуемого состоит в том, чтобы к каждому из рисунков най­ти правильное решение изображенной на нем задачи.

На всю работу над тестом отводится 25 мин. Развитость тех­нического мышления оценивается по количеству правильно ре­шенных за это время задач.

Далее под номерами от 1 до 70 даны соответствующие зада­ния в виде рисунков и связанных с ними вопросов. Под каждым из вопросов, в свою очередь, даны три варианта возможных от­ветов на него, причем только один из них является правильным. Испытуемому необходимо выбрать и указать правильный ответ, написав на отдельном листе бумаги номер задачи и номер избран­ного ответа на эту задачу. Запись 3.1 будет означать, что при реше-




Часть I. Психологическая диагностика

нии 3-й задачи испытуемый счел правильным 1-й из предложен­ных ответов на нее.

В следующих далее таблицах (табл. 16 и 17) содержатся, со­ответственно, ключевые ответы на задания теста Беннета и нор­мативные данные, пользуясь которыми, можно оценивать уро­вень развития технического мышления у подростков и старших школьников.

Таблица 16

Ключ к тесту Беннета Правильные ответы на тестовые задания

Номер Правильный Номер Правильный Номер Правильный
задания ответ задания ответ задания ответ
       

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Задачи к тесту Беннета


Оценка результатов исследования - student2.ru

1. Если левая шестерня пово­рачивается в указанном стрел­кой направлении, то в каком на­правлении будет поворачивать­ся правая шестерня?

1. В направлении стрелки А.

2. В направлении стрелки В.

3. Не знаю.


Оценка результатов исследования - student2.ru

2. Какая гусеница должна дви­гаться быстрее, чтобы трактор по­ворачивался в указанном стрел­кой направлении?

1. Гусеница А.

2. Гусеница В.

3. Не знаю.


Оценка результатов исследования - student2.ru

3. Если верхнее колесо вращается в направлении, указанном стрелкой, то в ка ком направлении вращается нижнее колесо? 1. В направлении А. 2. В обоих направлениях. 3. В направлении В.




Оценка результатов исследования - student2.ru

4. В каком направлении будет двигаться зубчатое колесо, если ручку слева двигать вниз и вверх в направлении пунктирных стре­лок?

1. Вперед-назад по стрелкам А—В.

2. В направлении стрелки А.

3. В направлении стрелки В.

Часть I. Психологическая диагностика


Оценка результатов исследования - student2.ru

5. Если на круглый диск, указанный на рисунке, действуют одновременно две одинаковые силы 1 и 2, то в каком направ­лении будет двигаться диск?

1. В направлении, указанном стрелкой А.

2. В направлении стрелки В.

3. В направлении стрелки С.


Оценка результатов исследования - student2.ru

6. Нужны ли обе цепи, изображен­ные на рисунке, для поддержки груза, или достаточно только одной? Какой?

1. Достаточно цепи А.

2. Достаточно цепи В.

3. Нужны обе цепи.


Оценка результатов исследования - student2.ru

7. В речке, где вода течет в на­правлении, указанном стрелкой, установлены три турбины. Из труб над ними падает вода. Какая из турбин будет вращаться быстрее?

1. Турбина А.

2. Турбина В.

3. Турбина С.

Оценка результатов исследования - student2.ru

8. Какое из колес, А или В, будет вращаться в том же направлении, что и колесо X?

1. Колесо А.

2. Колесо В.

3. Оба колеса.


Оценка результатов исследования - student2.ru

9. Какая цепь нужна для поддержки груза?

1. Цепь А.

2. Цепь В.

3. Цепь С.

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей


Оценка результатов исследования - student2.ru

10. Какая из шестерен вращается в том же направлении, что и ведущая шестерня? А может быть, в этом на­правлении не вращается ни одна из шестерен?

1. Шестерня А.

2. Шестерня В.

3. Не вращается ни одна.


Оценка результатов исследования - student2.ru

11. Какая из осей, А или В, вращается быстрее или обе оси вращаются с одинаковой скоростью?

1. Ось А вращается быстрее.

2. Ось В вращается быстрее.

3. Обе оси вращаются с одинаковой скоростью.


Оценка результатов исследования - student2.ru

12. Если нижнее колесо вращается в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении будет вращаться ось X?

1. В направлении стрелки А.

2. В направлении стрелки В.

3. В том и другом направлениях.


Оценка результатов исследования - student2.ru

13. Какая из машин с жидкостью в бочке тормозит?

1. Машина А.

2. Машина Б.

3. Машина В.


Оценка результатов исследования - student2.ru

14. В каком направлении будет вращаться вер­тушка, приспособленная для полива, если в нее пу­стить воду под напором?

1. В обе стороны.

2. В направлении стрелки А.

3. В направлении стрелки В.

_________ ._______ Часть I, Психологическая диагностика____________________


Оценка результатов исследования - student2.ru

15. Какая из рукояток будет держать­ся под напряжением пружины?

1. Не будут держаться обе.

2. Будет держаться рукоятка А.

3. Будет держаться рукоятка В.


Оценка результатов исследования - student2.ru

16. В каком направлении кровать пере­двигали в последний раз?

1. В направлении стрелки А.

2. В направлении стрелки В.

3. Не знаю.


Оценка результатов исследования - student2.ru

17. Колесо и тормозная колодка из­готовлены из одного и того же материа­ла. Что быстрее износится: колесо или ко­лодка?

1. Колесо износится быстрее.

2. Колодка износится быстрее.

3. И колесо, и колодка износятся одинаково.


Оценка результатов исследования - student2.ru

18. Одинаковой ли плотности жидко­стями заполнены емкости или одна из жидкостей более плотная, чем другая (шары одинаковые)?

1. Обе жидкости одинаковые по плотности.

2. Жидкость А плотнее.

3. Жидкость В плотнее.


Оценка результатов исследования - student2.ru

19. В каком направлении будет вра­щаться вентилятор под напором воздуха?

1. В направлении стрелки А.

2. В направлении стрелки В.

3. В том и другом направлениях.

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей


Оценка результатов исследования - student2.ru

20. В каком положении остано­вится диск после свободного дви­жения по указанной линии?

1. В какого угодно.

2. В положении А.

3. В положении В.


Оценка результатов исследования - student2.ru

21. Какими ножницами легче резать лист железа?

1. Ножницами А.

2. Ножницами В.

3. Ножницами С.


Оценка результатов исследования - student2.ru

22. Какое колесо кресла-коляски вращается быстрее при движении коляски?

1. Колесо А вращается быстрее.

2. Оба колеса вращаются с одина­ковой скоростью.

3. Колесо В вращается быстрее.


Оценка результатов исследования - student2.ru

23. Как будет изменяться форма за­паянной тонкостенной жестяной банки, если ее нагревать?

1. Как показано на рисунке А.

2. Как показано на рисунке В.

3. Как показано на рисунке С.


Оценка результатов исследования - student2.ru

24. Какая из шестерен вращается быстрее?

1. Шестерня А.

2. Шестерня В.

3. Шестерня С.

Часть I. Психологическая диагностика


Оценка результатов исследования - student2.ru

25. С каким шариком столкнется ша­рик X, если его ударить о преграду в на­правлении, указанном сплошной стрел­кой?

1. С шариком А.

2. С шариком В.

3. С шариком С.


Оценка результатов исследования - student2.ru

26. Допустим, что нарисованные колеса изготовлены из резины. В ка­ком направлении нужно вращать ве­дущее колесо (левое), чтобы колесо X вращалось в направлении, указанном пунктирной стрелкой?

1. В направлении стрелки А.

2. В направлении стрелки В.

3. Направление не имеет значения.


Оценка результатов исследования - student2.ru

27. Если первая шестерня вращается в направ­лении, указанном стрелкой, то в каком направле­нии вращается верхняя шестерня?

1. В направлении стрелки А.

2. В направлении стрелки В.

3. Не знаю.


Оценка результатов исследования - student2.ru

28. Вес фигур А, В и С одинаковый. Какую из них труднее опрокинуть?

1. Фигуру А.

2. Фигуру В.

3. Фигуру С.


Оценка результатов исследования - student2.ru

29. Какими кусочками льда мож­но быстрее охладить стакан воды?

1. Куском на картинке А.

2. Кусочками на картинке В.

3. Куском на картинке С.

_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей____


Оценка результатов исследования - student2.ru

30. На какой картинке правильно
изображено падение бомбы из самолета?
1. На картинке А.
» 2. На картинке В.

3. На картинке С.


Оценка результатов исследования - student2.ru

31. В какую сторону занесет эту маши­ну, движущуюся по стрелке, на повороте?

1. В любую сторону.

2. В сторону А.

3. В сторону В.


Оценка результатов исследования - student2.ru

32. В емкости находится лед. Как изменит­ся уровень воды по сравнению с уровнем льда после его таяния?

1. Уровень повысится.

2. Уровень понизится.

3. Уровень не изменится.


Оценка результатов исследования - student2.ru

33. Какой из камней, Аили В,лег­че двигать?

1. Камень А.

2. Усилия должны быть одина­
ковыми.

3. Камень В.


Оценка результатов исследования - student2.ru

34. Какая из осей вращается медленнее? 1.ОсьА.

2. Ось В.

3. Ось С.


Оценка результатов исследования - student2.ru

35. Одинаков ли вес обоих ящиков или один из них легче?

1. Ящик А легче.

2. Ящик В легче.

3. Ящики одинакового веса.

Часть I. Психологическая диагностика


Оценка результатов исследования - student2.ru

36. Бруски А и В имеют одинаковые сече­ния и изготовлены из одного и того же мате­риала. Какой из брусков может выдержать больший вес?

1. Оба выдержат одинаковую нагрузку. .

2. Брусок А.

3. Брусок В.


Оценка результатов исследования - student2.ru

37. На какую высоту поднимется вода из шланга, если ее выпустить из резервуа­ров А и В, заполненных доверху.

1. Как показано на рисунке А.

2. Как показано на рисунке В.

3. До высоты резервуаров.


Оценка результатов исследования - student2.ru

38. Какой из этих цельнометал­лических предметов охладится бы­стрее, если их вынести горячими на воздух?

1. Предмет А.

2. Предмет В.

3. Предмет С.


Оценка результатов исследования - student2.ru

39. В каком положении остановится деревянный диск со вставленным в него металлическим кружком, если диск кат­нуть?

1. В положении А.

2. В положении В.

3. В любом положении.


Оценка результатов исследования - student2.ru

40. В каком месте переломится палка, если резко нажать на ее конец слева?

1. В месте А.

2. В месте В,

3. В месте С.

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей


Оценка результатов исследования - student2.ru

41. На какой емкости правильно нанесены риски, обозначающие рав­ные объемы?

1. На емкости А.

2. На емкости В.

3. На емкости С.


Оценка результатов исследования - student2.ru

42. На каком из рисунков пра­вильно изображена вода, выливаю­щаяся из отверстий сосуда?

1. На рисунке А.

2. На рисунке В.

3. На рисунке С.


Оценка результатов исследования - student2.ru

43. В каком пакете мороженое растает быстрее?

1. В пакете А.

2. В пакете В.

3. Одинаково.


Оценка результатов исследования - student2.ru

44. Как будет двигаться подвешен­ный груз, если верхнее колесо враща­ется в направлении стрелки?

1. Прерывисто вниз.

2. Прерывисто вверх.

3. Непрерывно вверх.


Оценка результатов исследования - student2.ru

45. Какое из колес, изготовлен­ных из одинакового материала, бу­дет вращаться дольше, если их рас­крутить до одинаковой скорости?

1. Колесо А.

2. Колесо В.

3. Колесо С.

Часть I. Психологическая диагностика


Оценка результатов исследования - student2.ru

46. Каким способом легче везти камень по гладкой дороге?

1. Способом А.

2. Способом В.

3. Способом С.


Оценка результатов исследования - student2.ru

47. В каком направлении будет двигаться вода в системе шестеренчатого насоса, если его шестер­ня вращается в направлении стрелок?

1. В сторону А. 2. В сторону В. 3. В обе стороны.


Оценка результатов исследования - student2.ru

48. При каком виде передачи подъем в гору на велосипеде тяжелее?

1. При передаче типа А.

2. При передаче типа В.

3. При передаче типа С.


Оценка результатов исследования - student2.ru

49. На дне емкости находится песок. Поверх него — галька (камешки). Как изменится уровень насыпки в емкости, если гальку и песок переме­шать?

1. Уровень повысится.

2. Уровень понизится.

3. Уровень останется прежним.


Оценка результатов исследования - student2.ru

50. Зубчатая рейка X двигается полмет­ра в указанном стрелкой направлении. На какое расстояние при этом переместится центр шестерни?


Оценка результатов исследования - student2.ru

51. Какая из шестерен, А или В, враща­ется медленнее, или они вращаются с оди­наковой скоростью?

1. Шестерня А вращается медленнее.

2. Обе шестерни вращаются с одина­ковой скоростью.

3. Шестерня В вращается медленнее.

Оценка результатов исследования - student2.ru ______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей____


Оценка результатов исследования - student2.ru

52. Какая из лошадок должна бе­жать на повороте быстрее для того, чтобы ее не обогнала другая?

1. Лошадка А.

2. Обе должны бежать с оди-

наковой скоростью.

3. Лошадка В.


Оценка результатов исследования - student2.ru

53. Из какого крана сильнее долж­на бить струя воды, если их открыть одновременно?

1. Из крана А.

2. Из крана В.

3. Из обоих одинаково.


Оценка результатов исследования - student2.ru

54. В каком случае легче под­нять одинаковый по весу груз?

1. В случае А.

2. В случае В.

3. В обоих случаях одинаково.


Оценка результатов исследования - student2.ru

55. Эти тела сделаны из одного и того же материа­ла. Какое из них имеет меньший вес?

1. Тело А. 2. Тело В.

3. Оба тела одинаковы по весу.


Оценка результатов исследования - student2.ru

56. В какой точке шарик двигается быстрее?

1. В обоих точках, А и В, скорость оди­наковая.

2. В точке А скорость больше.

3. В точке В скорость больше.

Часть I. Психологическая диагностика


Оценка результатов исследования - student2.ru

57. Какой из двух рельсов должен быть выше на повороте.

1. Рельс А.

2. Рельс В.

3. Оба рельса должны быть одина­ковыми по высоте.


Оценка результатов исследования - student2.ru

58. Как распределяется вес между крюками А и В?

1. Сила тяжести на обоих крю­ках одинаковая.

2. На крюке А сила тяжести больше.

3. На крюке В сила тяжести

больше.


Оценка результатов исследования - student2.ru

59. Клапаны какого насоса находятся в правильном положении?

1. Насоса А.

2. Насоса В.

3. Насоса С.


Оценка результатов исследования - student2.ru

60. Какая из осей вращается медлен­нее?

1-ОсьА.

2. Ось В.

3. Ось С.


Оценка результатов исследования - student2.ru

61. Материал и сечения тро­сов А и В одинаковые. Какой из них выдержит большую нагрузку?

1. Трос А.

2. Трос В.

3. Оба троса выдержат одинаковую нагрузку.

_________ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей____________


Оценка результатов исследования - student2.ru

62. Какой из тракторов должен отъехать дальше для того, чтобы лодки остановились у берега?

1. Трактор А.

2. Трактор В.

3. Оба трактора должны отъ­ехать на одинаковое расстоя­ние.


Оценка результатов исследования - student2.ru

63. У какой из калиток трос поддер­жки закреплен лучше?

1. У обоих калиток закреплен
одинаково.

2. У калитки А закреплен лучше.
■ 3. У калитки В закреплен лучше.


Оценка результатов исследования - student2.ru

64. Какой талью легче поднять груз?

1. Талью А

2. Талью В.

3. Обеими талями одинаково.


Оценка результатов исследования - student2.ru

65. На оси X находится ведущее ко­лесо, вращающее конусы. Какой из них будет вращаться быстрее?

1. Конус А.

2. Оба конуса будут вращаться одинаково.

3. Конус В.


Оценка результатов исследования - student2.ru

66. Если маленькое колесо будет вращаться в на­правлении, указанном стрелкой, то как будет вращать­ся большое?

1. В направлении стрелки А

2. В обе стороны. 3. В направлении стрелки В.

_______________ Часть I, Психологическая диагностика_____________


Оценка результатов исследования - student2.ru

67. Какой из тросов удерживает столб надежнее?

1. Трос А.

2. Трос В.

3. Трос С.


Оценка результатов исследования - student2.ru

68. Какой из лебедок труднее под­нимать груз?

1. Лебедкой А

2. Обеими лебедками одинаково.

3. Лебедкой В.


Оценка результатов исследования - student2.ru

69. Если необходимо поддержать стальным тросом построенный через реку мост, то как целесообразнее закре­пить трос?

1. Как показано на рис. А.

2. Как показано на рис. В.

3. Как показано на рис. С.


Оценка результатов исследования - student2.ru

70. Какая из цепей менее напря­жена?

1. Цепь А

2. Цепь В.

3. Обе цепи напряжены одина­ково.

За каждое правильное решенное в течение 25 минут задание ис­пытуемый получает по 1 баллу. Общая сумма набранных им бал­лов сравнивается с таблицей 17 и делается вывод о том, на каком из пяти возможных уровней находится его техническое мышление:

—очень высоком,

—высоком,

—среднем,

—низком,

—очень низком.

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Таблица 17 Средние показатели уровня развития технического мышления у юношей и девушек — учащихся старших классов школы

Группы испытуе­мых Уровень развития технического мышления (технических способностей)
очень низкий низкий средний высокий очень высокий
Юноши Девушки Меньше 26 Меньше 17 27-32 18-22 33-38 23-27 39-47 28-34 Больше 48 Больше 35

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ

Наиболее значительные изменения личностного плана, ко­торые происходят в подростковом и юношеском возрасте, каса­ются темперамента, характера, мотивов поведения, поэтому в данном разделе книги представлены психодиагностические ме­тодики, предназначенные для изучения именно этих сторон лич­ности. В целом описываемые далее методики позволяют полу­чить разностороннюю картину личности ребенка и судить о том, насколько он сформировался в личностном плане.

Наши рекомендации