Философия как разновидность мировоззрения

Мировоззрение— целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основные формы ми­ровоззрения:

• мифология;

• религия;

• философия.

1.1 Мифология— форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Как правило, мифы пытаются дать ответы на следующие

основные вопросы:

• происхождение Вселенной, Земли и человека;

• объяснение природных явлений;

• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека ;

• вопросы чести, долга, нравственности и другие.

Чертами мифа являются:

• очеловечивание природы (антропоморфизм - греки и зооморфизм - египтяне) ;

• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);

• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

1.2 Религия— форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Основными мировыми религиями являются:

• христианство (возникло в первом веке н. э.);

• ислам (возник в седьмом веке н. э.);

• буддизм (возник в шестом веке до н.э.).

1.3 Философия— особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического мировоззрения тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философияпредставляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической обоснованностью.

Философия как мировоззрение прошла три основных стадии своей эволюции:

• космоцентризм;

• теоцентризм;

• антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был широко распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека и он понимается как высшая цель мироздания.

Вопрос № 2.

Предмет философии. Историческое изменение предмета филосо­фии. Проблема основного вопроса философии.

2.1.Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия.

Общую структуру предмета философии,философского знания составляют четыре основных раздела:

• онтология (учение о бытии);

• гносеология (учение о познании);

• ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ);

• СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ).

В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

• проблема бытия в истории философии;

• проблема картины мира (религиозная, философская, научная);

• материя (субстанция), ее атрибутивные свойства, формы существования и уровни организации;

• сознание, его происхождение и сущность;

• взаимоотношение материи и сознания;

•этапы и закономерности развития науки и типы научной рациональности;

• человек, его сущность и существование;

• духовный мир человека;

• философия общества;

• общество и человек;

• природа и общество;

• духовная сфера жизни общества;

• материально-экономическая сфера жизни общества;

• социальная сфера общества;

• общественно-экономические формации, цивилизации;

• перспективы развития человека, общества;

• проблемы выживания человека и человечества;

• специфика познания в современной науке;

• влияние познающего субъекта на процесс познания иего ре­зультаты;

• ограниченность и безграничность познания;

• философская прогностика (футурология);

• проблемы глобализации и глобальные проблемы;

• диалектика и синергетика и их роль в современной картине мира;

• другие вопросы.

Наши рекомендации