R3: Область единичных событий, в которой существуют и через которую проявляются общие и особенные черты социальной организации, реальные отношения сходства и подобия конкретных человеческих обществ
L1R1
L2R2
L3R3
565. В структуру современных производительных сил общества не входит(-ят)...
-: производственно-экономическая инфраструктура
-: отношения распределения продуктов производства
-: научное знание
-: технология производственных процессов
566. Рассмотрение общества как естественного продолжения природных и космических закономерностей характерно для…
-: рационализма
-: материализма
-: натурализма
-: идеализма
567. Социальная сфера общества включает в себя...
-: средства производства
-: общности людей
-: транснациональные корпорации
-: государственные структуры
568. Решающую роль техники в общественном развитии признают сторонники...
-: географического детерминизма
-: демографического детерминизма
-: провиденциализма
-: технологического детерминизма
569. Общественный прогресс связывает с достижениями науки...
-: либерализм
-: сциентизм
-: прагматизм
-: антисциентизм
570. Эволюционный тип развития общества предполагает…
-: реформы
-: войны
-: восстания
-: политические перевороты
571. Традиционное общество — это _______ общество.
-: доиндустриальное
-: массовое
-: информационное
-: индустриальное
572. В явном виде идея общественного прогресса была сформулирована в…
-: современной западной философии
-: философии Просвещения
-: средневековой философии
-: античной философии
573. Модель революционного развития общества получила обоснование в трудах…
-: О. Шпенглера
-: К. Маркса
-: М. Вебера
-: О. Конта
574. Глобальные проблемы могут быть решены...
-: объединенными усилиями всех стран
-: выдающимися личностями
-: научными сообществами
-: политическими партиями
575. Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, то есть принципа...
-: эволюции
-: детерминизма
-: дополнительности
-: коэволюции
576. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование:
а) антропосоциогенез; в) космогенез;
б) социал-дарвинизм; г) историософия.
577. Наиболее закрытой социальной группой является:
а) род; г) сословие;
б) класс; д) страта.
в) каста;
578. Концепция, утверждающая, что государство возникает в результате разделения труда в обществе,
носит название:
а) конвенциональной;
б) социал-экономической;
в) патерналистской;
г) теократической;
д) психологической.
579. Выделите формы социальной стратификации, не рассматриваемые П. Сорокиным.
а) экономическая;
б) политическая;
в) профессиональная;
г) возрастная.
580. Теория единой глобальной цивилизации была сформулирована:
а) Хангтинтоном;
б) Данилевским;
в) Шпенглером;
г) Моисеевым.
581. Ф. Фукуяма в своей философии провозгласил:
а) конец политики; г) конец государства;
б) конец истории; д) конец человека.
в) конец экономики;
582. По мнению А. Тойнби всякая историческая общность людей развивается по принципу:
а) причины и следствия;
б) вызова и ответа;
в) борьбы классов;
г) борьбы расс.
583. Составлением глобальных прогнозов занимается:
а) информатика; г) космология;
б) евгеника; д) футурология.
в) глобалистика;
584. В философских учениях Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского область сознательной деятельности человека («мыслящий пласт земли») носит название:
а) духовная сфера; г) стратосфера;
б) семиосфера; д) биосфера.
в) ноосфера;
585. В современности господствующим типом культуры является:
а) поп-культура; г) антикультура;
б) элитарная культура; д) маргинальная культура.
в) контркультура;
586. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:
а) культурология; г) политология;
б) социальная философия; д) экономика.
в) гносеология;
587. Философским учением о сущности и развитии человеческого общества является:
а) онтология; г) антропология;
б) метафизика; д) история.
в) социальная философия;
588. Целостность и устойчивость общественного организма основывается на:
а) эстетических ценностях; г) системе традиций;
б) логических принципах; д) социальном опыте.
в) творческой деятельности;
589. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда:
а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;
б) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;
в) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;
г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.
590. Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется:
а) семья; г) власть;
б) государство; д) закон.
в) собственность;
591. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:
а) государству; г) науке;
б) нации; д) религии.
в) экономике;
592. Установите соответствие понимания общества той или иной исторической эпохе:
А) Античность б) Средние века в) Новое время г) XX в. | 1. Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором. 2. Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.). 3. Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости. 4. «Град земной», стремящийся к "Граду небесному". |
3 4 1 2
593. Сторонниками цивилизационной трактовки истории человечества являются:
а) Тойнби; г) Конт;
б) Шпенглер; д) Данилевский.
в) Маркс;
594. Что понимали под цивилизацией в XVIII в.
а) идеальное этическое и историческое образование;
б) идеальное общество, основанное на принципах разумности и справедливости;
в) определнный уровень научно-технического развития;
г) бесклассовое общество.
595. С точки зрения Хантингтона отношения между цивилизациями в будущем приведут к:
а) конфликту; г) единой цивилизации;
б) миру; д) бесклассовому обществу.
в) самоизоляции цивилизаций;
596. Понятие «футуршока» (столкновения с будущим) в науку ввел:
а) Маркс; в) Шпенглер;
б) Тоффлер; г) Тойнби.
597. Создателем теории локальных «культурно-исторических типов» общества является /Данилевский Н.Я./
598. Создателем учения об «идеальном государстве» был /Платон/
599. Создатель «Утопии», описывающей картину идеального общества без частной собственности - это /Томас Мор/
600. Социальная философия - это максимально обобщенное знание /Об обществе/
601. Социальное время, имея физическую основу, связывается с: /Важнейшими историческими событиями/
602. Социальное неравенство, существующее в современном обществе, выражается в понятии - /Класс/
603. Социальный порядок, основанный на однопартийной системе и всеобъемлющем проникновении государственной идеологии в экономику, культуру, общественную и личную жизнь характеризуется как: /Тоталитаризм/
604. Ступень общественного развития, следующая за эпохами дикости и варварства, названа /Цивилизацией/
605. Суждение о том, что сознание предшествовало труду и обществу, а не наоборот, является ответом оппонентов такому течению, как /Марксизм/
606. Сценарии «столкновения цивилизаций» в 21 веке были выдвинуты /С. Хантингтоном/
607. Тезис об определяющей роли общественного бытия по отношению к сознанию обосновывался /К. Марксом/
608. Тема трагичности человеческого бытия характерна для такой философской школы, как /Экзистенциализм/
609. Теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества называют /Философию/
610. Теоретической основой либеральной демократии является ______, провозгласивший принцип «наибольшего счастья для наибольшего числа людей» /Гуманизм/
611. Теория локальных культур, переходящих в цивилизацию, была предложена: /О. Шпенглером/
Течение в западной философии и культуры, обоснование которого было дано в работах Ж. Ф. Лиотара /Постмодернизм/
612. Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества н природы, т.е. принципа. /Коэволюции/
613. Цивилизация есть упадок культуры с точки зрения. /О. Шпенглера/
614. Ядром политической системы общества является /Государство/
615. В структуре общественно-экономической формации К. Маркс выделял /базис и надстройку/
616. В формационной теории важнейшей движущей силой истории объявляется /Классовая борьба/
617. Волнообразный характер развития техники и ее влияния на общество обосновывал. /О.Тоффлер/
618. Деление общества на «избранное меньшинство» и «массы» является основополагающим в творчестве /X. Ортеги-и–Гассeтa/
619. Демократизация предполагает /Формирование гражданского общества и правового государство/
620. Идею права как условия формирования гражданского общества дали миру /Древние римляне/
621. Идея «конца истории» была выдвинута /Ф. Фукуямой/
Идея линейной направленности общественной жизни возникла в /Средние века/
622. Исследованием общества как особого рода деятельности занимается /Социальная философия/
623. История общества как существование локальных культур, переходящих в цивилизацию, представлена в творчестве: /О. Шпенглера/
624. Кому принадлежит высказывание «Каждый народ достоин своего правителя»? /Гегелю/
625. Конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства, назван термином /Формация/
626. Концепция «открытого общества» получила обоснование в творчестве /К. Поппера/
627. Кратчайший путь к глобальному мироустройству лежит через всесторонний гегемонизм США. Утверждает /3. Бжезинский/
628. Культура XX века характеризуется как культура /Постмодернистская/
629. Одним из первых на противоречия между культурой и цивилизацией обратил внимание: /Ж.-Ж. Руссо/
630. Одним из теоретиков концепции постиндустриального общества является /Дж. Белл/
631. Относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное разнообразными формами совместной деятельности людей, называют /Обществом/
632. Признание ведущей роли в развитии общества промышленного производства и технического прогресса специфично для так называемого детерминизма. /Технологического/
633. Признание независимого существования биологического и социального в человеке характеризуется как: /Психофизический параллелизм/
634. Применив материалистическую философию к области истории, Маркс и Энгельс явились создателями /Исторического материализма/
635. С точки зрения _____ решающее значение в развитии общества принадлежит технике и технологии: /Технологического детерминизма/
636.. Крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность" - это …
£ низменное
£ возвышенное
£ трагическое
£ комическое
637. Способность человека видеть прекрасное во всех проявлениях жизни и искусстве - это…
£ эстетизм
£ вкус
£ талант
£ харизма
638. Философское учение о прекрасном, в т.ч. в искусстве и художественной деятельности, называется…
£ этикой
£ эстетикой
£ культурологией
£ искусствознанием
639. Философская дисциплина, исследующая происхождение, природу, функции, структуру, роль в обществе нравственности, морали есть - …
£ эстетика
£ эргономика
£ экономика
£ этика
640. Древнейший принцип - "Не делай того другим, чего не желаешь себе" - называется золотым правилом …
£ бизнеса
£ правосудия
£ нравственности
£ политики
641. Совершенный образец чего-либо, конечная цель стремлений называется…
£ идеалом
£ ценностью
£ успехом
£ раем
642. Если свободу понимать по принципу "куда хочу, туда поворочу", то такая позиция может оказаться в недопустимом противоречии с нормами …
£ эгоизма
£ анархии
£ вседозволенности
£ морали
643. Свобода делится на негативную и…
£ конструктивную
£ политическую
£ абсолютную
£ позитивную
644. Религиозные ценности выражаются в…
£ заповедях
£ нормах
£ законах
£ морали
645. Хранительницей вневременных ценностей и сегодня продолжает оставаться …
£ риторика
£ религия
£ политика
£ право
646. Впервые термин "ценность" в собственно философском смысле употребил…
£ Н. Кузанский
£ Сократ
£ И. Кант
£ К. Маркс
647. Нравственный принцип совместной жизни людей с точки зрения столкновения их интересов называется …
£ равенством
£ добром
£ справедливостью
£ гуманностью
648. Высшая степень ценного, значимого для человека называется …
£ идеалом
£ счастьем
£ благом
£ красотой
649. Воплощение эстетического идеала называется …
£ трагическим
£ прекрасным
£ комическим
£ совершенным
650. Положительное значение предметов и явлений с точки зрения чьих-либо интересов выражается в понятии…
£ благо
£ добро
£ счастье
£ польза
651. Способность человека осознавать и переживать собственное несоответствие должному называется…
£ моралью
£ нравственностью
£ совестью
£ волей
652. Вопрос о смысле жизни, прежде всего, порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек …
£ эгоистичен
£ смертен
£ одинок
£ бездуховен
653. Проблема смысла и значения жизни и смерти была одной из центральных в философии …
£ Маркса К
£ Аристотеля
£ Шопенгауэра А
£ Платона
654. Тема трагичности человеческого бытия характерна для такой философской школы, как …
£ марксизм
£ постмодернизм
£ экзистенциализм
£ феноменология
655. Светская философия отказывается от поиска смысла жизни в …
£ потустороннем мире
£ самой жизни
£ служении людям
£ преобразовании себя и общества
656. С точки зрения религиозного сознания смысл жизни заключается в:
£ самосовершенствовании
£ соблюдении заповедей
£ стремлении попасть в рай или нирвану
£ спасении души
657. Этической позиции, что "нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться" придерживается…
£ альтруизм
£ сциентизм
£ гедонизм
£ эгоизм
658. Важнейшую роль в становлении социума сыграла заповедь…
£ Не убий!
£ Не кради!
£ Не прелюбодействуй!
£ Не лжесвидетельствуй!
659. Создателем этической системы, в основе которой лежат две основные идеи - безусловная самоценность человека и долг перед людьми, является …
£ Кант И.
£ Архимед
£ Галилей Г.
£ Герцен А. И.
660. Если для неверующего человека целью и смыслом жизни является стермление к счастью, то для верующего:
£ рай или нирвана
£ спасение души
£ избавление от страданий
£ исполнение религиозных обрядов
661. Свобода как основной принцип человеческого существования получил обоснование в:
£ экзистенциализме
£ персонализме
£ нигилизме
£ анархизме
662. Веротерпимостью и уступчивостью по отношению к другим верованиям отличается …
£ ислам
£ христианство
£ язычество
£ буддизм
663. Триада - Вера, Надежда, Любовь - впервые высказана…
£ в искусстве
£ в светской культуре и философии
£ в науке
£ в христианской философии
664. Не хочешь - не верь, но и не богохульствуй" - таков принцип…
£ бездуховности
£ атеизма
£ теизма
£ веротерпимости
665. Высшее благо, как завершенное, самодостаточное состояние жизни называется …
£ добродетелью
£ счастьем
£ наслаждением
£ эйфорией
666. Обоснование ценности и особой значимости человека в истории европейской культуры было дано в философии…
£ Возрождения
£ Античности
£ Средних веков
£ Просвещения
667. Понимание гуманизма как свободы человека выбирать самого себя, было представлено в философии…
£ позитивизма
£ экзистенциализма
£ марксизма
£ фрейдизма
668. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:
£ теоцентризм
£ природоцентризм
£ гуманизм
£ идеализм
669. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:
£ космизм
£ идеализм
£ романтизм
£ гуманизм
670. Сторона социального познания, рассматривающая ценностные ориентиры общественных явлений :
£ антропологическая
£ социологическая
£ гносеологическая
£ аксиологическая
671. Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере занимается:
£ эпистемология
£ гносеология
£ эстетика
£ этика
672. Высшим моральным долгом человека Сократ считал:
£ попечение о душе
£ познание природы
£ занятия наукой
£ изучение диалектики
673. По Аристотелю добродетель состоит в :
£ душевной уравновешенности
£ храбрости
£ слабости духа
£ безудержности
674. Согласно киникам добродетель заключается в :
£ малым уравновешенности
£ мудрости
£ умении довольствоваться малым
£ постоянстве
675. Отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества относится к:
£ Эпикуру
£ кинизму
£ стоицизму
£ скептицизму
676. Идеалом стоика-мудреца является:
£ совершенствование
£ знание
£ невозмутимость
£ наслаждение
677. К чему приводила софистика в области морали:
£ гуманизму
£ нравственному релятивизму
£ человеколюбию
£ гносеологическому релятивизму
678. Причины существования зла по Ф. Аквинскому:
£ утрата рациональности
£ неподчинение Богу
£ ошибки в расчетах
£ бесформенная материя
679. Причины существования зла, согласно Платону:
£ небытие
£ бесформенная материя
£ телеологизм
£ утрата рассудительности
680. Дополните
… - система взглядов, образ жизни, в основе которого лежит принцип наслаждения.
+: гедонизм;
681. Дополните
… - система взглядов, согласно которой признается ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие.
+: гуманизм;
682. Дополните
… - понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным интересом.
+: индивидуализм;
683. Дополните
… - понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным интересом.
+: социальной;
684. Дополните
Понятие, означающее невозмутимость духа - ...
+ атараксия;
685. Дополните
Основное понятие этики стоицизма, полная свобода души от страстей и аффектов - ...
+апатия;
686. Дополните
Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества - это ...
+аскетизм;
687. Дополните
Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил - ...
+релятивизм;
688. Дополните
Философское учение о ценностях и их природе - ...
+аксиология;
689. Дополните
Эпоха, в которой ценности связывали с божественной сущностью - ...
+средневековье;
690. Дополните
Понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности - ...
+ценность;