R3: Область единичных событий, в которой существуют и через которую проявляются общие и особенные черты социальной организации, реальные отношения сходства и подобия конкретных человеческих обществ

L1R1

L2R2

L3R3

565. В структуру современных производительных сил общества не входит(-ят)...

-: производственно-экономическая инфраструктура

-: отношения распределения продуктов производства

-: научное знание

-: технология производственных процессов

566. Рассмотрение общества как естественного продолжения природных и космических закономерностей характерно для…

-: рационализма

-: материализма

-: натурализма

-: идеализма

567. Социальная сфера общества включает в себя...

-: средства производства

-: общности людей

-: транснациональные корпорации

-: государственные структуры

568. Решающую роль техники в общественном развитии признают сторонники...

-: географического детерминизма

-: демографического детерминизма

-: провиденциализма

-: технологического детерминизма

569. Общественный прогресс связывает с достижениями науки...

-: либерализм

-: сциентизм

-: прагматизм

-: антисциентизм

570. Эволюционный тип развития общества предполагает…

-: реформы

-: войны

-: восстания

-: политические перевороты

571. Традиционное общество — это _______ общество.

-: доиндустриальное

-: массовое

-: информационное

-: индустриальное

572. В явном виде идея общественного прогресса была сформулирована в…

-: современной западной философии

-: философии Просвещения

-: средневековой философии

-: античной философии

573. Модель революционного развития общества получила обоснование в трудах…

-: О. Шпенглера

-: К. Маркса

-: М. Вебера

-: О. Конта

574. Глобальные проблемы могут быть решены...

-: объединенными усилиями всех стран

-: выдающимися личностями

-: научными сообществами

-: политическими партиями

575. Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, то есть принципа...

-: эволюции

-: детерминизма

-: дополнительности

-: коэволюции

576. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование:

а) антропосоциогенез; в) космогенез;

б) социал-дарвинизм; г) историософия.

577. Наиболее закрытой социальной группой является:

а) род; г) сословие;

б) класс; д) страта.

в) каста;

578. Концепция, утверждающая, что государство возникает в результате разделения труда в обществе,

носит название:

а) конвенциональной;

б) социал-экономической;

в) патерналистской;

г) теократической;

д) психологической.

579. Выделите формы социальной стратификации, не рассматриваемые П. Сорокиным.

а) экономическая;

б) политическая;

в) профессиональная;

г) возрастная.

580. Теория единой глобальной цивилизации была сформулирована:

а) Хангтинтоном;

б) Данилевским;

в) Шпенглером;

г) Моисеевым.

581. Ф. Фукуяма в своей философии провозгласил:

а) конец политики; г) конец государства;

б) конец истории; д) конец человека.

в) конец экономики;

582. По мнению А. Тойнби всякая историческая общность людей развивается по принципу:

а) причины и следствия;

б) вызова и ответа;

в) борьбы классов;

г) борьбы расс.

583. Составлением глобальных прогнозов занимается:

а) информатика; г) космология;

б) евгеника; д) футурология.

в) глобалистика;

584. В философских учениях Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского область сознательной деятельности человека («мыслящий пласт земли») носит название:

а) духовная сфера; г) стратосфера;

б) семиосфера; д) биосфера.

в) ноосфера;

585. В современности господствующим типом культуры является:

а) поп-культура; г) антикультура;

б) элитарная культура; д) маргинальная культура.

в) контркультура;

586. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

а) культурология; г) политология;

б) социальная философия; д) экономика.

в) гносеология;

587. Философским учением о сущности и развитии че­ловеческого общества является:

а) онтология; г) антропология;

б) метафизика; д) история.

в) социальная философия;

588. Целостность и устойчивость общественного организма основывается на:

а) эстетических ценностях; г) системе традиций;

б) логических принципах; д) социальном опыте.

в) творческой деятельности;

589. Отчуждение во взаимоотношениях человека и обще­ства наступает тогда, когда:

а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;

б) происходит растворение человека в абстрактных соци­альных качествах, в утрате им контроля над результата­ми своей деятельности в обществе;

в) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результа­тов;

г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.

590. Социальный институт, который представляет со­бой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, назы­вается:

а) семья; г) власть;

б) государство; д) закон.

в) собственность;

591. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

а) государству; г) науке;

б) нации; д) религии.

в) экономике;

592. Установите соответствие понимания общества той или иной исторической эпохе:

А) Античность б) Средние века в) Новое время г) XX в.   1. Люди, живущие в соответствии с ими же установ­ленным общественным договором. 2. Система социальных действий людей, смысл кото­рых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.). 3. Совокупность людей, более или менее удачно жи­вущих по законам справедливости. 4. «Град земной», стремящийся к "Граду небесному".

3 4 1 2

593. Сторонниками цивилизационной трактовки истории человечества являются:

а) Тойнби; г) Конт;

б) Шпенглер; д) Данилевский.

в) Маркс;

594. Что понимали под цивилизацией в XVIII в.

а) идеальное этическое и историческое образование;

б) идеальное общество, основанное на принципах разумности и справедливости;

в) определнный уровень научно-технического развития;

г) бесклассовое общество.

595. С точки зрения Хантингтона отношения между цивилизациями в будущем приведут к:

а) конфликту; г) единой цивилизации;

б) миру; д) бесклассовому обществу.

в) самоизоляции цивилизаций;

596. Понятие «футуршока» (столкновения с будущим) в науку ввел:

а) Маркс; в) Шпенглер;

б) Тоффлер; г) Тойнби.

597. Создателем теории локальных «культурно-исторических типов» общества является /Данилевский Н.Я./

598. Создателем учения об «идеальном государстве» был /Платон/

599. Создатель «Утопии», описывающей картину идеального общества без частной собственности - это /Томас Мор/

600. Социальная философия - это максимально обобщенное знание /Об обществе/

601. Социальное время, имея физическую основу, связывается с: /Важнейшими историческими событиями/

602. Социальное неравенство, существующее в современном обществе, выражается в понятии - /Класс/

603. Социальный порядок, основанный на однопартийной системе и всеобъемлющем проникновении государственной идеологии в экономику, культуру, общественную и личную жизнь характеризуется как: /Тоталитаризм/

604. Ступень общественного развития, следующая за эпохами дикости и варварства, названа /Цивилизацией/

605. Суждение о том, что сознание предшествовало труду и обществу, а не наоборот, является ответом оппонентов такому течению, как /Марксизм/

606. Сценарии «столкновения цивилизаций» в 21 веке были выдвинуты /С. Хантингтоном/

607. Тезис об определяющей роли общественного бытия по отношению к сознанию обосновывался /К. Марксом/

608. Тема трагичности человеческого бытия характерна для такой философской школы, как /Экзистенциализм/

609. Теоретическим ядром, сердцевиной духовной культуры человека и общества называют /Философию/

610. Теоретической основой либеральной демократии является ______, провозгласивший принцип «наибольшего счастья для наибольшего числа людей» /Гуманизм/

611. Теория локальных культур, переходящих в цивилизацию, была предложена: /О. Шпенглером/

Течение в западной философии и культуры, обоснование которого было дано в работах Ж. Ф. Лиотара /Постмодернизм/

612. Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества н природы, т.е. принципа. /Коэволюции/

613. Цивилизация есть упадок культуры с точки зрения. /О. Шпенглера/

614. Ядром политической системы общества является /Государство/

615. В структуре общественно-экономической формации К. Маркс выделял /базис и надстройку/

616. В формационной теории важнейшей движущей силой истории объявляется /Классовая борьба/

617. Волнообразный характер развития техники и ее влияния на общество обосновывал. /О.Тоффлер/

618. Деление общества на «избранное меньшинство» и «массы» является основополагающим в творчестве /X. Ортеги-и–Гассeтa/

619. Демократизация предполагает /Формирование гражданского общества и правового государство/

620. Идею права как условия формирования гражданского общества дали миру /Древние римляне/

621. Идея «конца истории» была выдвинута /Ф. Фукуямой/

Идея линейной направленности общественной жизни возникла в /Средние века/

622. Исследованием общества как особого рода деятельности занимается /Социальная философия/

623. История общества как существование локальных культур, переходящих в цивилизацию, представлена в творчестве: /О. Шпенглера/

624. Кому принадлежит высказывание «Каждый народ достоин своего правителя»? /Гегелю/

625. Конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства, назван термином /Формация/

626. Концепция «открытого общества» получила обоснование в творчестве /К. Поппера/

627. Кратчайший путь к глобальному мироустройству лежит через всесторонний гегемонизм США. Утверждает /3. Бжезинский/

628. Культура XX века характеризуется как культура /Постмодернистская/

629. Одним из первых на противоречия между культурой и цивилизацией обратил внимание: /Ж.-Ж. Руссо/

630. Одним из теоретиков концепции постиндустриального общества является /Дж. Белл/

631. Относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное разнообразными формами совместной деятельности людей, называют /Обществом/

632. Признание ведущей роли в развитии общества промышленного производства и технического прогресса специфично для так называемого детерминизма. /Технологического/

633. Признание независимого существования биологического и социального в человеке характеризуется как: /Психофизический параллелизм/

634. Применив материалистическую философию к области истории, Маркс и Энгельс явились создателями /Исторического материализма/

635. С точки зрения _____ решающее значение в развитии общества принадлежит технике и технологии: /Технологического детерминизма/

636.. Крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность" - это …

£ низменное

£ возвышенное

£ трагическое

£ комическое

637. Способность человека видеть прекрасное во всех проявлениях жизни и искусстве - это…

£ эстетизм

£ вкус

£ талант

£ харизма

638. Философское учение о прекрасном, в т.ч. в искусстве и художественной деятельности, называется…

£ этикой

£ эстетикой

£ культурологией

£ искусствознанием

639. Философская дисциплина, исследующая происхождение, природу, функции, структуру, роль в обществе нравственности, морали есть - …

£ эстетика

£ эргономика

£ экономика

£ этика

640. Древнейший принцип - "Не делай того другим, чего не желаешь себе" - называется золотым правилом …

£ бизнеса

£ правосудия

£ нравственности

£ политики

641. Совершенный образец чего-либо, конечная цель стремлений называется…

£ идеалом

£ ценностью

£ успехом

£ раем

642. Если свободу понимать по принципу "куда хочу, туда поворочу", то такая позиция может оказаться в недопустимом противоречии с нормами …

£ эгоизма

£ анархии

£ вседозволенности

£ морали

643. Свобода делится на негативную и…

£ конструктивную

£ политическую

£ абсолютную

£ позитивную

644. Религиозные ценности выражаются в…

£ заповедях

£ нормах

£ законах

£ морали

645. Хранительницей вневременных ценностей и сегодня продолжает оставаться …

£ риторика

£ религия

£ политика

£ право

646. Впервые термин "ценность" в собственно философском смысле употребил…

£ Н. Кузанский

£ Сократ

£ И. Кант

£ К. Маркс

647. Нравственный принцип совместной жизни людей с точки зрения столкновения их интересов называется …

£ равенством

£ добром

£ справедливостью

£ гуманностью

648. Высшая степень ценного, значимого для человека называется …

£ идеалом

£ счастьем

£ благом

£ красотой

649. Воплощение эстетического идеала называется …

£ трагическим

£ прекрасным

£ комическим

£ совершенным

650. Положительное значение предметов и явлений с точки зрения чьих-либо интересов выражается в понятии…

£ благо

£ добро

£ счастье

£ польза

651. Способность человека осознавать и переживать собственное несоответствие должному называется…

£ моралью

£ нравственностью

£ совестью

£ волей

652. Вопрос о смысле жизни, прежде всего, порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек …

£ эгоистичен

£ смертен

£ одинок

£ бездуховен

653. Проблема смысла и значения жизни и смерти была одной из центральных в философии …

£ Маркса К

£ Аристотеля

£ Шопенгауэра А

£ Платона

654. Тема трагичности человеческого бытия характерна для такой философской школы, как …

£ марксизм

£ постмодернизм

£ экзистенциализм

£ феноменология

655. Светская философия отказывается от поиска смысла жизни в …

£ потустороннем мире

£ самой жизни

£ служении людям

£ преобразовании себя и общества

656. С точки зрения религиозного сознания смысл жизни заключается в:

£ самосовершенствовании

£ соблюдении заповедей

£ стремлении попасть в рай или нирвану

£ спасении души

657. Этической позиции, что "нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться" придерживается…

£ альтруизм

£ сциентизм

£ гедонизм

£ эгоизм

658. Важнейшую роль в становлении социума сыграла заповедь…

£ Не убий!

£ Не кради!

£ Не прелюбодействуй!

£ Не лжесвидетельствуй!

659. Создателем этической системы, в основе которой лежат две основные идеи - безусловная самоценность человека и долг перед людьми, является …

£ Кант И.

£ Архимед

£ Галилей Г.

£ Герцен А. И.

660. Если для неверующего человека целью и смыслом жизни является стермление к счастью, то для верующего:

£ рай или нирвана

£ спасение души

£ избавление от страданий

£ исполнение религиозных обрядов

661. Свобода как основной принцип человеческого существования получил обоснование в:

£ экзистенциализме

£ персонализме

£ нигилизме

£ анархизме

662. Веротерпимостью и уступчивостью по отношению к другим верованиям отличается …

£ ислам

£ христианство

£ язычество

£ буддизм

663. Триада - Вера, Надежда, Любовь - впервые высказана…

£ в искусстве

£ в светской культуре и философии

£ в науке

£ в христианской философии

664. Не хочешь - не верь, но и не богохульствуй" - таков принцип…

£ бездуховности

£ атеизма

£ теизма

£ веротерпимости

665. Высшее благо, как завершенное, самодостаточное состояние жизни называется …

£ добродетелью

£ счастьем

£ наслаждением

£ эйфорией

666. Обоснование ценности и особой значимости человека в истории европейской культуры было дано в философии…

£ Возрождения

£ Античности

£ Средних веков

£ Просвещения

667. Понимание гуманизма как свободы человека выбирать самого себя, было представлено в философии…

£ позитивизма

£ экзистенциализма

£ марксизма

£ фрейдизма

668. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

£ теоцентризм

£ природоцентризм

£ гуманизм

£ идеализм

669. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

£ космизм

£ идеализм

£ романтизм

£ гуманизм

670. Сторона социального познания, рассматривающая ценностные ориентиры общественных явлений :

£ антропологическая

£ социологическая

£ гносеологическая

£ аксиологическая

671. Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере занимается:

£ эпистемология

£ гносеология

£ эстетика

£ этика

672. Высшим моральным долгом человека Сократ считал:

£ попечение о душе

£ познание природы

£ занятия наукой

£ изучение диалектики

673. По Аристотелю добродетель состоит в :

£ душевной уравновешенности

£ храбрости

£ слабости духа

£ безудержности

674. Согласно киникам добродетель заключается в :

£ малым уравновешенности

£ мудрости

£ умении довольствоваться малым

£ постоянстве

675. Отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества относится к:

£ Эпикуру

£ кинизму

£ стоицизму

£ скептицизму

676. Идеалом стоика-мудреца является:

£ совершенствование

£ знание

£ невозмутимость

£ наслаждение

677. К чему приводила софистика в области морали:

£ гуманизму

£ нравственному релятивизму

£ человеколюбию

£ гносеологическому релятивизму

678. Причины существования зла по Ф. Аквинскому:

£ утрата рациональности

£ неподчинение Богу

£ ошибки в расчетах

£ бесформенная материя

679. Причины существования зла, согласно Платону:

£ небытие

£ бесформенная материя

£ телеологизм

£ утрата рассудительности

680. Дополните

… - система взглядов, образ жизни, в основе которого лежит принцип наслаждения.

+: гедонизм;

681. Дополните

… - система взглядов, согласно которой признается ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие.

+: гуманизм;

682. Дополните

… - понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным интересом.

+: индивидуализм;

683. Дополните

… - понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным интересом.

+: социальной;

684. Дополните

Понятие, означающее невозмутимость духа - ...

+ атараксия;

685. Дополните

Основное понятие этики стоицизма, полная свобода души от страстей и аффектов - ...

+апатия;

686. Дополните

Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества - это ...

+аскетизм;

687. Дополните

Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил - ...

+релятивизм;

688. Дополните

Философское учение о ценностях и их природе - ...

+аксиология;

689. Дополните

Эпоха, в которой ценности связывали с божественной сущностью - ...

+средневековье;

690. Дополните

Понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности - ...

+ценность;

Наши рекомендации