Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Рис. 4. Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?» |
Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
Оценка результатов
10 баллов— ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8-9 баллов— ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6-7 баллов— ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов— ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2-3 балла— ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0-1 балл— за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Выводы об уровне развития
10 баллов— очень высокий. 8-9 баллов— высокий. 4-7 баллов— средний. 2-3 балла —низкий. 0-1 балл— очень низкий.
Методика 4. «Чем залатать коврик?»
Цель этой методики — определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 5. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и за-
Часть I. Психологическая диагностика
платы не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.
Рис. 5. Картинки к методике «Чем залатать коврик?»
Оценка результатов
10 баллов— ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек.
8-9 баллов— ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов— ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов— ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла— время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл— ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
Выводы об уровне развития
10 баллов— очень высокий. 8-9 баллов— высокий. 4-7 баллов— средний. 2-3 балла— низкий. 0-1 балл— очень низкий.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ
Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию (методика 5, 6, 7 и 8), можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.