Экзистенциальная залача Самостановления

Что значит самостановление? Что представляет собой поиск и нахождение своего Я? Кто Я? Как мне стать са­мим собой? Как все больше и больше становиться собой? Как найти себя и научиться ценить найденное? Ответы на эти вопросы дает экзистенииально-анали-





тическая антропология. Прежде всего это вопросы о Я и Person1.

Бытие самим собой требует:

1) умения отграничивать себя в отношениях с миром и с другими людьми и

2) ясности в обхожлении с самим собой (что также можно назвать «отношением к самому себе»).

Аля того и другого необходимы следующие предпо­сылки2:

- восприятие самого себя и своего Собственного в его отграничении от Собственного других;

- соотнесение с Собственным;

- суждение о самом себе;

- готовность вписаться в общественный контекст (готовность к Встрече).

Конкретно это означает: чтобы стать самим собой, нужно сначала увидеть самого себя и составить картину себя, что становится возможным благодаря определен­ной внутренней и внешней листаниии по отношению к собственным чувствам, решениям, действиям. А для того чтобы установить эту дистанцию по отношению к себе самому, требуется встреча с другим человеком. По контрасту с другим становится отчетливее своеоб­разие Собственного. И если теперь человек соотнесется

1 Термину «Person» трудно найти аналог в русском языке, поэто­
му мы оставляем его без перевола. Согласно антропологической мо­
дели, принятой в экзистенциальном анализе, человек рассматривается
как единство трех измерений: соматического (тело), психического (эмо­
ции, аффекты, черты характера и т. п.) и духовного. Термин «Person»
используется для обозначения духовного измерения человека. Под­
робнее о значении этого термина написано во Вступительной статье
научного редактора. — Примеч. научи, рел.

2 По своему содержанию эти предпосылки имеют аналогию с «фун­
даментальными экзистенциальными мотивациями» (см. Лэнгле, 2001 ).

с этим Собственным и начнет также уважать Собствен­ное другого человека, то станет возможной истинная встреча. Достигнув такого зрелого уровня бытия собой, человек сможет хорошо вписаться в социальный кон­текст, а именно — свободно оставаться собой в поле отличающегося от него другого.

Состоявшееся самостановление, таким образом, оз­начает бытие собой с чувством внутреннего согласия и с &анным себе разрешением быть таким, какой я есть, несмотря на все отличия от других. Не нужно прятать, скрывать свое, можно предстать перед другими, не сты­дясь за свои мысли, чувства, за свою биографию, идеа­лы, цели. Человек способен стоять за себя, смотреть самому себе в глаза и не бояться быть самим собой пе­ред другими. А это возможно только тогда, когда при всей верности себе {внутренний полюс) адекватно отно­сишься также и к другим, предоставляя и им возмож­ность быть самими собой (внешний полюс). Ведь это их поступки, взгляды и чувства показали мне, каков я, по­зволили раскрыть мою на них непохожесть, равно как и сходство с ними, то есть позволили увидеть мое соб­ственное, подарили мне меня самого. Без этих Встреч, без взаимообмена с другими мы не смогли бы стать

теми, кто мы есть.

Становление Я может произойти только в интерпер­сональной среде. Я не может развиваться иначе как че­рез то, чтобы дать Другому себя затронуть, встретить, разбудить (вспомните о таком прекрасном сказочном образе, как Спящая красавица). Вероятно, формирова­ние Я не являлось бы необходимостью, если бы мы не были зависимы от общества и не должны были в нем жить и утверждаться.





Таким образом, бытие Person, или персональное бытие (Personsein), — это линамический процесс, заключающийся в лвойном соотнесении: с внешним и внутренним. Одной стороной персональное бытие полностью находится в закрытой от других интимности своего внутреннего мира, а другой — в открытости, публичности мира внешнего, оно видимо другими и зависимо от других.

/ Person\ Внутренний мир[ (открытость) I Внешний мир

(интимность) \ J (инаковость)

Рис.1. Двойное соотнесение, характеризующее Person:

обращенность к внутреннему миру и открытость ему;

обращенность к внешнему миру и открытость ему

Мы видим экзистенциальнуюзадачу становления Person как необходимость обрести в этом двойном соотнесе­нии собственную самоценность, обосновать ее вну­тренне (в чувствующем отношении к себе самому) и утверлить вовне (в поступках и в обшении с другими людьми). Для этого в равной мере необходимы как по­мощь со стороны других, так и отграничение от них; включенность в сообщество, однако без того, чтобы симбиотически в нем раствориться3. Несмотря на всю

3 Экхарлту (Eckhardt, 1992) удалось эмпирически подтвердить, что самоценность складывается из обоих этих компонентов: из чувства по отношению к собственной ценности, то есть по отношению к цен­ности собственной жизни (в соответствии со второй фундаменталь­ной экзистенциальной мотивацией), и признания ценности собственных достижений (в соответствии с третьей фундаментальной экзистенци­альной мотивацией).

сИлу зависимости от других, следует добиваться соб­ственной автономности, дабы индивидуальность в ее ценности смогла стать действительно плодородной.

В этой открытости, в живом, дышащем обмене с дру­гими таятся разного рода опасности — приспособле­ния, зависимости, нескромности, обесценивания, различные злоупотребления, потери Я. Опасности, ко­торые приходят к Person извне и возникают изнутри вследствие незрелости, неопытности, недостаточного равновесия между желаниями и возможностями.

Person в этой лвойной функции служит мостиком между Я и обществом. Благодаря Person интимность во внутреннем мире выступает в соотнесенности с ценно­стью другого. Парадоксальным образом общественное связано с собственным Внутренним. На многих уров­нях имеется глубокая связь отдельного человека с дру­гими людьми, поскольку, по сути, «другой — такой же, как ты»4. Если мы хотим быть самими собой, мы не мо­жем не прилагать усилий к тому, чтобы любить и це­нить лругого.

Однако если естественная открытость Person отвер­гается другими людьми, если ею злоупотребляют, скры­то используют в своих целях, то человек утрачивает возможность проживать себя как Person. Это проявля­ется в чувстве потери Я. Бывает достаточно уже того, что ты в свое время не был замечен или принят всерьез, что взрослые не считали достаточно важным уделить

4 Можно сказать, что это соответствует основной христианской заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя», которая в од­ном из переводов звучит как «Возлюби ближнего своего, он такой же, как ты». Таким образом, уже в главной христианской заповеди лю­бовь к ближнему сформулирована как базовая установка, поддержи­вающая культуру и способствующая человеческому взаимодействию.





ребенку несколько минут, вникнуть в то, что его трога­ет. Человек, которому нужен другой и который ищет другого — независимо от возраста, — чувствует поте­рянность. Если подобное ошушение постоянно, то как человек может преодолеть собственное растворение, боль этой потери себя? Забегая вперед, скажем: через компенсацию за счет внешних объектов, если сам субъект так мало стоит. В нарциссизме поиски возмож­ностей обосновать ценность бытия-самим-собой пато­логически деформируются.

Конечно, человек стоит не только перед задачей самостановления и формирования Я. Аля полноты представлений здесь следует упомянуть о том, что в экзистенциальном анализе мы выделяем еще три та­кие же фундаментальные сферы, которые являются необходимыми для осуществления исполненной экзис­тенции. Так как они проявляют себя в любых решениях и действиях, мы называем их фундаментальными экзистенциальными мотивациями(Langle, 1 999). Коротко говоря, они состоят в стремлении человека к тому, чтобы:

- справиться с миром, условиями, в которые он нас ставит, и возможностями, им предоставляемыми;

- справиться с жизнью — ростом, созреванием, бренностью существования и связанными с этим желаниями и страданиями;

- открыться своему булушему, всему, что предсто­ит, и тому большему целому, во взаимосвязи с ко­торым человек ошушает себя, — то есть, действуя, посвятить себя смыслу.


Наши рекомендации