Экзистенциально-аналитическая теория личности

Теперь мы можем перейти к теории личности.

В экзистенциальном анализе Альфрида Лэнгле мы встречаемся с понятиями Самость {Self- англ.; Selbst-нем.), Я, самоценность и Person.

Первые два понятия в обших чертах соответствуют описанным Уильямом Джеймсом в начале XX века двум аспектам личности. То, что Джеймс называл эмпиричес­ким Я, и считал тем, что оценивают, это в экзистенци­альном анализе — Самость. Чистое Я по Джеймсу, то, которое выносит оценки, — здесь обозначено как Я. Самость представляет ценностную сферу личности, то же, что проприум (с лат. — «достояние») Гордона Олпорта. Самость — сфера важного для человека, того, к чему он не безразличен. Франкл говорил: «самость — это поле, в котором Я дышит»17. Я — орган, функция ко­торого внимательно всматриваться, рассматривать и оценивать все то, что человек считает собственным: его намерения, желания, чувства, поведение. Работа Я со­ставляет основное содержание третьей фундаменталь­ной мотивации, в то время как Самость — тема второй и отчасти первой фундаментальных мотиваций18. Третье понятие — самоценность — описывает результат нор­мального или отклоняющегося функционирования оие-

17 Формированием этой сферы в психоаналитической традиции
интересуется теория объектных отношений.

18 Первой — потому что в ней идет речь о том, чего я не пожелал
бы себе и другому в жизни. Самость же включает не только ценное,
утверждению которого ты готов способствовать, но и неценное, чего
не должно быть. И то, и другое — важное.





ниваюшего Я. Внешние предпосылки самоценности и ее функционирование у зрелой личности исчерпывающе описаны в статье «Грандиозное одиночество». Обобшая сказанное о работе Я, можно сформулировать несколь­ко положений:

1) каждый человек уязвим в ситуации, когда он воль­но или невольно предъявляет себя и плоды своих трудов на суд других;

2) защищаясь от страха быть обиженным игнориру­ющей, обесценивающей или несправедливой оценкой, человек может выбрать защитное не­свободное поведение (например, никогда не предъявлять Собственное или заранее обесцени­вать других — тех, кто может высказать отрица­тельную оценку);

3) альтернативой копинговым реакциям будет разви­тие самоценности — способности постепенно ста­новиться самому себе окончательным судьей. Собственная оценка, закрепленная в форме суж­дения, становится опорой, поддерживающей лич­ность перед лицом внешних оценок. Этот процесс получил название укрепление Я;

4) доверие к собственным оценкам возникает в том случае, если внешние, имевшиеся прежде всего

в детском опыте человека, прелпосылки формиро­вания самоценности — уважительное внимание, справедливая оценка Собственного и признание безусловной ценности личности — не просто ста­новятся привычными критериями собственных оценок, но превращаются в персональную уста­новку по отношению к себе;

5) когда человек оправдан в собственных глазах, он может смело предъявить свои решения или плоды своих трудов на суд людей, так возникает соци­альное поведение: развитая самоценность делает человека социальным;

6) привычка так относиться к себе приводит к заме­чательному последствию — Я все реже становится темой переживаний, оно как бы отступает на зад­ний план, «выносится за скобки», исключается из ситуации, потому что с ним более не связано на­пряжение ситуации внешней оценки.

Таким образом, концепция развития самоценности посвящена появлению во внутреннем мире личности темы Я в начальных стадиях процесса и, согласно зако­нам диалектики, постепенному исчезновению этой темы на зрелом этапе развития. Но что же остается, когда те­матика самоутверждения, обид, критики и социального признания Собственного исчерпана и более не вызыва­ет напряжения? Тогда темой анализа в экзистенциально-аналитической теории личности становится Person, четвертая и главная составляющая теории. Высокая са­моценность, лелаюшая Я сильным, — условие, при кото­ром становится возможным лоступ к Person. Концепция Person — ядро теории личности Альфрида Лэнгле. От­крыть доступ человека к собственному духовному изме­рению— цель экзистенциально-аналитической психотерапии.

Концепция Person

И Макс Шелер, и Виктор Франкл искали подходы к оп­ределению Person. Поскольку речь идет о самотранс-





иендируюшем, выходяшем за собственные пределы сво­бодном начале, дать определение Person невозможно. Однако нам уже ясно, что это — центральное понятие экзистенциального анализа для обозначения духовного измерения человека и его способности к экзистенции. Франкл определял Person как «своболное в человеке» и помешал на противоположный каузально-детерминиро­ванному психодинамическому (которое по определе­нию свободным не является) полюс. Духовное может находиться в оппозиции по отношению к психодинами­ческому: «Person — это то, что говорит "НЕТ"» (М. Ше-лер). Но это также и то, что занимает позицию и говорит «ДА», добавляет А. Лэнгле, персональное фено­менологически проявляется как чувство внутреннего согласия по отношению к своим чувствам, желаниям, поведению. Если Person есть свободное, то ее нельзя улержать, она всегла больше, чем то, что мы о ней зна­ем или можем о ней сказать (К. Ясперс), и по своей сути она всегда другая. Так как она — свобода, она всегда способна удивлять, быть непредсказуемой и уникаль­ной, ни с чем не сравнимой.

Вместе с тем уникальность Person проявляется в «ошеломляющем феномене тождества как для других, так и для себя самого. Person всегда узнается как "та же самая"»19. Когда бы человек ни осуществлял себя как Person, он переживает себя как Я. «Если я вслушиваюсь в себя самого, нахожусь наедине с собой, я чувствую в своей глубине что-то постоянное, неизменное. Per­son — это способность быть Я»20...

19 Материалы семинаров по экзистенциальному анализу, прове­
денных А. Лэнгле в Москве (1 999-2004).

20 Там же.

Свобола традиционно считается критерием персо­нального в человеке, но сегодня — и это смешение ак­центов делает уже А. Лэнгле21 — главное отличие person — это способность к лиалогу. Феноменологичес­ки точно о наличии Person можно судить, потому что она говорит мне и во мне. Этот внутренний голос слы­шал, наверное, каждый как голос совести, голос интуи­тивного чутья. Эта способность к диалогу является сущностью Person. Она всегла в Аналоге с лругими или с собой. Можно сказать, что персональное в человеке проявляет себя в том, как он строит этот Аналог и стро­ит ли его вообще.

Распознать это говорящее в человеке, собственно, и является задачей Персонального экзистенциального анализа. И поэтому в нем очень важна работа с внут­ренним разговором. Из этой способности к диалогу рождается присущая Person открытость, «распахну­тость» (М. Хайдеггер). Степень этой распахнутости мо­жет варьировать, но, подобно зрачку, который никогда не может совсем закрыться, способность чувствовать, видеть, реагировать персонально никогда не исчезает у человека насовсем, даже если он находится в плену ко-пинговых реакций или психически нездоров.

Person — это внутренняя сила, которую мы не мо­жем постичь, или удержать, или создать, она не под­дается контролю. Человек перед лицом этой силы переживает невозможность до конца постичь самого себя. Эта глубинная духовная первооснова снова и сно­ва приходит ко мне — адресуется мне. Я лишь окаймле-

21 Langle А. (1993): Personale Existenzanalyse. In: Langle A. (Hrsg.) Wertbegegnung. Phanomene und methodische Zugange. GLE-Verlag, Wien, 133-160.





ние этого, подобно тому как твердая почва окаймляет источник. Эта глубинная Person — одновременно тоже я, это не кто-то другой, кто говорит со мной. Во мне есть внутреннее чувство полразумеваемости: глубина, которая поднимается во мне (как из источника), имеет в виду меня. В этом заключается и глубочайшее соотне­сение с самим собой, на котором строится кониепиия аутентичности А. Лэнгле, описанная во второй статье. Чувства, идушие из самой глубины, желания и намере­ния, которым я говорю «Да», а также соотнесенные с собой предпочтения и работа совести — органа вос­приятия правильного, — это проявления Person, не­постижимой, текущей, поднимающейся из глубины, говорящей. И все это попадает в руки моего Я, я как Person отлан своему Я — тому, кто принимает решения, определяет и действует. Но... еше один парадокс — Я наделено свободой, поэтому оно также свободно игно­рировать персональное. Однако лишь тогла, когла мое Я берет на себя ответственность за Person, лействует в соответствии с этим, появляется условие экзистенци­ального существования.

Моя Person доверена мне, и единственная ответ­ственность Я — это ответственность за эту таинствен­ную, непостижимую глубину, которая есть я сам22.

Актуальность такого понимания человеческой сущ­ности сегодня не нужно специально доказывать. Если я

22 К. Ясперс: «Мы не можем сделать себе свободу — она дарится нам. Мы не своболны по причине себя самих, мы получаем себя в на­шей свободе себе в поларок и не знаем откуда. Не через себя самих мы есть, дело обстоит таким образом, что мы не можем хотеть нашу волю, что мы не можем планировать то, чем мы сами являемся в на­шей свободе, что в значительно большей степени исходом всех на­ших планов и желаний является то, в чем нам нас дарят» (Chiffren, 1984. S. 48).

азделяю такое понимание себя, то я отношусь к себе с очень скромной позиции — позиции хранителя того непостижимого и глубокого, что я чувствую как соот­ветствующее моей сущности. Если я разделяю эту фило­софию, то я проникаюсь естественным почтением к персональному в других людях. Если все общество признает уникальность личности, в нем присутствует больше уважения к людям, их чувствам, их правам. В общественном сознании естественно развиваются терпимость и милосердие, а нравственные законы пре­валируют над всеми иными.

Наши рекомендации