Концепция четырех фунламентальных мотиваций А. Лэнгле

Основной вопрос уровня первой фунламентальной мо­тивации — могу ли я быть в этом мире? Речь идет не о качестве жизни и не о том, свою ли жизнь ты живешь, пока лишь — о самой возможности существования чело­века в определенной экзистенциальной ситуации. Вслед за Хайдеггером Лэнгле рассматривает положительный ответ на вопрос «Могу ли я быть в этом мире?» как фун­дамент для создания всей экзистенции. Но как обрести это чувство? Прежде чем так или иначе включаться в жизнь, человек должен как-то обойтись с тревогой, страхом и неуверенностью, постоянно сопровождающи­ми его по жизни. В некоторых ситуациях переживание беспомощности перед лицом обстоятельств становится главной темой. Как найти силы справиться с этим чув­ством, преодолеть его? Почему одни люди более прочно «держатся в седле» собственной жизни, чем другие? Это хорошо видно в клинике фобий, в терапии тревожных пациентов, да и любой экзистенциальный кризис начина­ется с работы над условиями, при которых вообше воз­можно существование человека.

В поисках ответа на эти вопросы Лэнгле прежде все­го отделяет персональную переработку проблемы от за­щитных автоматических копинговых реакций. Копин-говые реакции относятся к психодинамическому измерению, они не своболны. Они могут быть формами выученного поведения или имеющей психофизиологи­ческие предпосылки спонтанной реакции: бегства или уничтожения, замирания по типу мнимой смерти или бесполезной ритуальной активности. Так или иначе, эти реакции не персональны, человек может надолго погру­зиться в них или справиться с ними довольно быстро. Копинговые реакции как стражи, сохраняющие чело­века, «включаются» раньше персональных решений. И проблема не в том, чтобы отказаться от них совсем — это невозможно, а в том, чтобы в конце концов перейти от копинговых реакций к собственно персональному рассмотрению своих проблем, которые на уровне пер­вой мотивации связаны с мучительным чувством «я не могу здесь быть».

В первой фундаментальной мотивации основное со-лержание персональной переработки — принять и вы-лержать. Суть принятия — «я могу быть, и это может быть». Принять означает дорасти до спокойствия в от­ношении данностей существования, которые прежде вызывали бессильную ярость или желание бежать. Су­ществуют определенные предпосылки принятия, кото­рые могут стать темой психотерапевтической работы. Последствия принятия — чувство ловерия к миру, пе­реживаемое в пределе как готовность обнаруживать в мире множество опор, в том числе и луховных, выхо­дящих за пределы одной индивидуальной жизни, за пре­делы рационального.






Вопрос второй фундаментальной мотивации — нра­вится ли мне жить? Этот вопрос обычно не стоит на по­вестке, когда человек выживает, но становится чрезвычайно важным, когда страх побежден и первая мотивация исполнена. Я могу быть в этом мире, но хо­роша ли моя жизнь? Ведь если в жизни меня ничего не радует, не привлекает, стоит ли жить такую жизнь? Это тема депрессий в клинике. В рамках второй фундамен­тальной мотивации речь идет о способности быть эмо­ционально открытым, о зарождении чувств, о функции эмоций, об искусстве наслаждаться жизнью и глубоко страдать по поводу потери ценности. Радость и печаль, вся полнота чувственных переживаний открываются че­ловеку, когда он способен не прятаться, а идти навстре­чу всему, что приносит жизнь. Глубина переживания радости соразмерна глубине страдания. Страдания — такая же естественная сторона жизни, как и радость. Открытость в отношении радости и страданий — обра­щение к ним — тема персональной переработки чувства неудовлетворенности жизнью. Новообразование, воз­никающее при наличии у человека подобных установок к жизни, — переживание фунламентальной иенности жизни.

Исполненная вторая мотивация является одной из предпосылок для построения третьего этажа экзистен­ции, посвященного человеческому Я. Я — жесткая ре­альность человеческой жизни. Игнорирование Соб­ственного, перешагивание через свое Я вызывает страдание. Не важно, другие или ты сам сделал это. Аля человека важно утверждать и отстаивать Соб­ственное. Но не обижу ли я при этом Другого? Не буду ли сам обижен несправедливым обесценивающим от-

ношением? В каждой ситуации для человека важно по­лучить ответ на вопрос: имею ли я право быть таким? Это основной вопрос третьей фундаментальной моти­вации. Оценка собственного поведения, желания, на­мерения закрепляется в виде суждения, оправдываю­щего или обвиняющего. Приговор себе является результатом внимательного всматривания в себя. Рас­сматривание и оценивание (an-seitem и wert-shutsung) не являются только когнитивными процессами, роль когнииии подчиняется в них чутью в отношении пра­вильного. Уентральный механизм оценивания — согла­сование ситуации и всех содержащихся в ней ценнос­тей с собой, с собственной сущностью — справедливо называется совестью. Решив для себя вопрос «имею ли я право?» положительно, человек может быть более за­щищен перед лицом людей, которые также выносят свои суждения о нем. Копинговые реакции, свойствен­ные уровню третьей фундаментальной мотивации, воз­двигают стену между мной настоящим и тем, что я предъявляю на суд людей, защищая меня таким обра­зом от обиды, несправедливой критики или же самой возможности какой угодно оценки. В противополож­ность психодинамическим реакциям зашиты в персо­нальной переработке развиваются доверие к собст­венным оценкам, ориентация на себя и через это резистентность к внешним оценкам. Таковы послед­ствия развития самоценности личности — основного новообразования уровня третьей мотивации. А след­ствием высокой самоценности является готовность к Аналогу: только имея в опыте переживание ценности собственного Я, человек способен ценить и уважать Я Другого.







Решив проблемы с собственным Я, человек может поднять глаза и посмотреть вокруг. Каков сейчас за­прос жизненной ситуации? Какие жизненные задачи для меня главные? Что я могу расслышать как запрос жиз­ни? В каком контексте нахожусь? Насколько широк го­ризонт моего видения и понимания жизни? Основной вопрос четвертой фундаментальной мотивации звучит так: что я лолжен лелать? И это вопрос, который адре­суется будущему. Тема этой завершающей мотивации — внесение себя в жизнь. Без этого деятельного осуществ­ления себя нет шансов пережить чувство экзистенци­альной исполненности — глубокого удовлетворения, что задуманное сбывается, что ценности живут благода­ря моим стараниям. Решимость воплотить Собственное и есть вершина мотивационной иерархии — «воление» (vollen), воля. В нем в снятом виде присутствуют могу, нравится и имею право. Наполненное смыслом воле­ние — основной процесс четвертой фундаментальной мотивации. Он противостоит экзистенциальному ваку­уму— чувству глубокого разочарования жизнью, пере­живанию ее бессмысленности. Экзистенциальный вакуум в качестве копинговой реакции формирует по­зицию «временщика», приспосабливающегося к «невы­носимой легкости бытия», фанатика или циника. В противовес этому человек, проживающий свою един­ственную жизнь всерьез, стремится увидеть ее как включенную в систему более общих взаимосвязей: ис­торических, культурных, биографических, религиозных. Смысл его поступка или намерения становится частью превосходящих его смыслов, общечеловеческой смыс­ловой сферы. Его жизнь, объективные обстоятельства которой задуманы не им, благодаря его духовным уси-

созвучна его сущности и хорошо устроена в пре-восходяшей его системе смысловых взаимосвязей.

Наши рекомендации