Инструментарий менторства: фрейм «как если бы»
Фрейм «как если бы» — один из самых простых, но и самых полезных инструментов ментора. Фрейм «как если бы» — это процесс, с помощью которого человека или группу инструктируют действовать, «как если бы желаемая цель или результат были уже достигнуты». Фрейм «как если бы» — мощный способ помочь людям идентифицировать и обогатить их восприятие мира или желаемых состояний в будущем. Это также полезный способ помочь людям преодолеть сопротивление и ограничения в рамках их текущей карты мира.
Фрейм «как если бы» часто используется, чтобы бросить вызов ограничивающим убеждениям, создавая противоположные примеры или альтернативы. Например, если человек говорит: «Я не могу сделать X» или «Невозможно сделать X», фрейм «как если бы» можно применить, спросив: «Что бы случилось, если бы вы могли сделать X?», или «На что это было бы похоже, если бы вы действовали так, как будто вы можете сделать X?», или «Если бы вы были (уже) способны сделать X, что бы вы делали?» Например, если руководитель компании не способен описать желаемое состояние для конкретного проекта, ментор может сказать: «Представьте, что с настоящего момента прошло пять лет. Что изменилось?»
Действие «как если бы» позволяет нам снижать интенсивность текущего восприятия ограничений реальности и более полно использовать воображение. При этом мы используем врожденную способность воображать и притворяться. Это также позволяет нам понижать границу нашей личной истории, систем убеждения и «эго».
В процессе достижения целей, результатов и видения, например, мы сначала действуем, «как если бы» они были возможны. Мысленно мы создаем визуальные картины и придаем этим картинам желаемые качества. Затем мы начинаем воплощать их в жизнь, действуя, «как если бы» мы испытывали эти чувства и практиковали определенные формы поведения, которые соответствуют этим мечтам и целям.
Действие «как если бы» — это также важный компонент петли «коучинг—моделирование». Фрейм «как если бы» — один из ключевых инструментов для менторов и консультантов. В следующем формате фрейм «как если бы» применяется как способ помочь клиентам не принимать во внимание ограничивающие убеждения и сомнения.
1. Ментор просит клиента вспомнить какую-либо цель или ситуацию, в связи с которой он испытывает сомнение. Клиент должен вер-бально выразить ограничивающее убеждение ментору: «Для меня невозможно...», «Я не способен...», «Я не заслуживаю...» и т. д.
2. Ментор вежливо ободряет клиента, говоря примерно следующее.
«Что бы случилось, если бы это было возможно / вы были бы на это способны / вы действительно заслуживали бы этого ?»
«Действуйте, "как если бы" это было возможно / вы были бы на это способны / вы действительно заслуживали бы этого. Ну как?»
«Вообразите, что вы уже имели дело со всеми проблемами, касающимися вашего убеждения, что это невозможно / вы не способны это сделать / вы не заслуживаете этого. Что бы вы думали, действуя или полагая иначе?»
3. Если у клиента обнаруживаются другие возражения или препятствия, ментор должен продолжить задавать вопросы.
«Действуйте, "как если бы" вы уже имели дело с этим препятствием или возражением. Как бы вы реагировали иначе?»
Рефрейминг
Менторы также могут помочь клиентам обойти воспринимаемые ограничения с помощью процесса рефрейминга. Рефрейминг буквально означает помещение нового или иного фрейма вокруг некоторого образа или переживания. С точки зрения психологии подвергнуть что-либо «рефреймингу» означает трансформировать значение, поместив это в иные рамки или контекст, чем ранее. Психологические «фреймы» связаны с когнитивным контекстом конкретного явления или переживания. Такой «фрейм» устанавливает границы и ограничения для ситуации. Фреймы оказывают большое влияние на то, как мы интерпретиру-
ем определенные переживания и события и реагируем на них, поскольку они «акцентируют» эти переживания и направляют внимание. Болезненное воспоминание, например, может стать всепоглощающим, если его воспринимать в пределах краткосрочного фрейма пяти минут, в течение которых произошло это событие. То же самое болезненное переживание может казаться почти обыденным, когда в результате «ре-фрейминга» оно воспринимается на фоне всей жизни. Подобный «ре-фрейминг» — один из самых глубоких и мощных способов помочь клиенту изменить точку зрения и расширить его карту мира.
Рефрейминг имеет отношение к тому факту, что на наши переживания и интерпретации событий оказывают влияние наша точка зрения и контекст. Например, вероятность дождя — это благо для того, кто испытывает засуху, хорошее оправдание для того, кто искал повод остаться дома и не поехать на пикник с компанией, неудобство для того, кто планировал сходить за покупками, и проклятие для того, кто планировал свадьбу на открытом воздухе. Иногда мы оказываемся в тупиковом положении, рассматривая лишь одну сторону ситуации, случая или последствия, и попадаем в ловушку единственной точки зрения. Важно понять, что есть различные способы взглянуть на что-либо.
Рамка вокруг картины — хорошая метафора для осмысления понятия и процесса рефрейминга. В зависимости от того, какая часть картины помещена в рамку, мы будем иметь различную информацию о содержании картины и, следовательно, различное восприятие картины. Фотограф или живописец, передающий конкретный пейзаж, например, может «поместить в рамку» только дерево, а может и включить в нее весь луг с целой рощей, животными и, возможно, рекой или прудом. Это определяет, что из первоначального пейзажа впоследствии увидит на картине зритель. Кроме того, человек, купивший картину, может впоследствии решить изменить фрейм — поменять рамку так, чтобы это эстетически больше соответствовало интерьеру.
Подобным образом, поскольку психологические фреймы определяют то, что мы «видим» и воспринимаем относительно некоторого переживания или события, они влияют на то, как мы переживаем и интерпретируем ситуацию. В качестве иллюстрации рассмотрим следующую картинку.
Фрейм № 1
1"?8 Обратите внимание, как расширяются ваше восприятие и пони-
мание изображаемой ситуации, если включить в рамку больше информации.
Фрейм № 2
Первая картина сама по себе не имеет большого «значения». На ней просто изображена некая «рыба». Когда фрейм расширяется, как на второй картине, мы вдруг видим другую ситуацию. Первая рыба — не просто «рыба», это — «маленькая рыбка, которую вот-вот съест большая рыба». По всей видимости, маленькая рыбка не осознает ситуации, которую мы ясно видим благодаря нашей точке зрения и «большему фрейму». Мы можем чувствовать тревогу и страх за маленькую рыбку или признать, что большая рыба должна есть, чтобы выжить.
Отметьте, что происходит, когда мы снова подвергаем ситуацию «рефреймингу», еще больше расширяя нашу перспективу.
Фрейм № 3
Теперь мы имеем другую точку зрения и в целом другую семантику картины. Мы видим, что опасности подвергается не только маленькая рыбка. Большая рыба также может быть съедена еще более крупной рыбой. В своем стремлении выжить большая рыба настолько сосредоточилась на желании съесть маленькую рыбку, что не обращает внимания на еще более крупного хищника, который угрожает ее собственной жизни.
Изображенная здесь ситуация и новый уровень понимания, являющийся результатом рефрейминга нашей точки зрения на ситуацию, — яркая метафора процесса и цели рефрейминга. Люди часто останавливаются на ситуации маленькой рыбки или средней рыбы. Они либо не осознают нависшей угрозы в большем окружении, как не осознает ее маленькая рыбка, либо настолько сосредоточены на достижении определенного результата, как рыба в середине, что не замечают приближающегося кризиса. Для рыбы в середине парадокс состоит в том, что она настолько сосредоточена на одном конкретном действии, связанном с выживанием, что подвергает опасности свою жизнь в другом отношении. Рефрейминг позволяет нам увидеть «большую картину», позволяя сделать более адекватный выбор и предпринять соответствующие действия.
В НЛП рефрейминг предполагает помещение содержания опыта или ситуации в новый ментальный фрейм, чтобы его можно было рассматривать более разумно и использовать как ресурс.
Однословный рефрейминг
Простой базовый способ, которым менторы могут применить процесс рефрейминга в беседах с клиентами, — «однословный рефрейминг» других слов. Для его проведения следует взять слово, выражающее конкретную идею или понятие, и найти для этой идеи или понятия другое слово, изменяющее отношение к этому понятию. Как в шутку отметил философ Бертран Расселл, «я непоколебим, вы упрямы, он твердолобый дурак». Используя формулу Расселла, мы можем произвести другие примеры.
Я справедливо возмущен, вы раздражены, он поднимает много шума из ничего.
Я обдумал все заново, вы изменили точку зрения, он нарушил слово.'
Я нечаянно ошибся, вы исказили факты, он отъявленный лгун.
Я сострадателен, вы мягки, он тряпка.
В каждом из этих утверждений конкретное понятие или переживание рассматривается в несколько различных ракурсах путем «рефрейминга» его с помощью других словам. Например, рассмотрим слово «деньги». «Успех», «инструмент», «ответственность», «коррупция», «всеобщий эквивалент» и т. д. — все это слова или фразы, которые помещают вокруг понятия «деньги» различные «фреймы», создавая различные точки зрения. Пробуйте найти ваши собственные однословные фреймы для следующих понятий:
ответственный (например, твердый, ригидный)
игривый (например, гибкий, неискренний)
скромный (например, мудрый, скупой) дружелюбный (например, приятный, наивный) уверенный (например, самонадеянный, вульгарный) почтительный (например, деликатный, безвольный)