Инструментарий обучения: построение взгляда из «второй позиции»
Процесс принятия второй позиции предполагает перенос вашего сенсорного опыта и ментальных карт на точку зрения другого человека. Это можно делать полностью или только частично. Например, если кто-то говорит: «На вашем месте я бы...», — то этот человек в действи-
тельности не находится во второй позиции. Человек, говорящий так, не принимает мировоззрение другого, а скорее проецирует свое мировоззрение на чужую ситуацию.
Высказывание: «С точки зрения этого человека, я вижу себя, стоящего там», — также указывает на то. что человек не полностью находится во «второй позиции». Упоминание «себя, стоящего там» говорит о том, что человек в большей степени идентифицируется со своей первой позицией. Это утверждение отражает вторую позицию, которая является скорее теоретической, чем воспринимаемой на уровне чувств. Для того чтобы полностью находиться во второй позиции, нужно видеть, слышать, ощущать и говорить с точки зрения другого человека (говоря: «Я вижу там этого человека», когда речь идет о вас самих).
Таким образом, можно находиться в «смешанных» или «искаженных» позициях восприятия. То есть человек может видеть и чувствовать ситуацию с его собственной первой позиции, но обращаться к себе на языке второй позиции (то есть говорить себе: «Будь осторожным, чтобы ты не допустил ошибку»). Способность сознательно полностью принимать вторую позиции или выбирать конкретные аспекты второй позиции — это навык, который можно развить посредством коучинга и практики.
Есть различные уровни и степени принятия второй позиции. Находясь у кого-то дома или на работе, вы занимаете вторую позицию на уровне окружения. Подражание действиям другого человека позволяет занять вторую позицию на поведенческом уровне. Понимание стратегий мышления другого и его ментальных карт — способ развить вторую позицию на уровне способностей. Для того чтобы занять вторую позицию на более глубоком уровне, нужно принять ценности и убеждения другого человека. Идентификация с другим человеком и принятие его личности предполагают вторую позицию на уровне идентичности.
Можно использовать следующий процесс, чтобы помочь клиентам построить полноценную вторую позицию на всех этих уровнях.
Попросите клиента выбрать человека, которого он хотел бы смоделировать или лучше понять. Выберите два физических местоположения: одно для клиента и одно для другого человека.
Предложите клиенту начать с «первой позиции». Пусть ваш кта-ент. стоя в «собственной позиции», опишет свои переживания в данном окружении, физическое состояние, мысли, убеждения, ценности, ощущение себя, своего видения и целей. Создайте якорь или «линию жизни» для этого местоположения «первой позиции».
Затем с помощью коучинга помогите клиенту начать постепенно принимать точку зрения другого человека, перемещаясь на место другого человека и предпринимая следующие шаги:
1. Представьте, что вы находитесь в том же окружении, что и другой человек. Где и когда это происходит?
2. Представьте, что вы находитесь на месте другого человека. Какие действия вы выполняете в данном окружении?
3. Представьте, что вы находитесь в сознании другого человека. Какие навыки и способности вам нужны, чтобы эффективно действовать в данном окружении?
4. Представьте, что вы находитесь в системе убеждений и ценностей другого человека. Какие у вас есть приоритеты и допущения, связанные с вашей работой?
5. Представьте, что вы приняли идентичность или роль другого человека. Как вы воспринимаете вашу миссию и самого себя как другого человека?
6. Представьте, что вы принадлежите той же системе, что и другой человек. Кто и что еще важно для достижения вашей цели или выполнения миссии ?
Когда вы закончите, попросите клиента возвратиться в его первую позицию. Для этого он должен перейти из воображаемых местоположения, физического и внутреннего состояния другого человека в свои «местоположение» и состояние. Чтобы полностью перенести клиента обратно в его собственную позицию восприятия, используйте установленный ранее якорь или «линию жизни».
Часто полезно установить нейтральную «метапозицию» или «третью позицию» между местоположением «себя» и «другого». Вы можете использовать это третье местоположение как переходное состояние между точками зрения клиента и другого человека, чтобы обеспечить хорошее разделение этих двух позиций восприятия.