О природе и функциях позитивного права.
Этот вопрос тесно связан с двумя первыми, но касается конкретно позитивного, т.е. «теперешнего», реально действующего права, обеспечивая его обоснование.
Объектом философии права является, собственно, само право или, как иногда пишут, правовая реальность. Однако, как это бывает с любым предметом, право изучается множеством наук и областей знания: это и различные юридические дисциплины, и социология права, и его история, и многие другие. А отделить их друг от друга позволяет понятие предмета. Предмет – это та сторона объекта познания, которую наука выделяет для себя своими методами. И здесь у философии права начинаются сложности, потому что существуют разные точки зрения по вопросу о ее предмете.
Например, Г.Гегель, сделавший огромный вклад в развитие философии права, со своей объективно-идеалистической позиции считал ее предметом идею права.
Отечественный философ XX века С.Л.Франк полагал, что предмет философии права – это общественный идеал, т.е. философии права необходимо установить, каким должно быть наиболее совершенное общественное устройство.
Современный исследователь права В. Нерсесянц считает, что философия права стремится понять смысл права, его сущность и понятие, его основания и место в мире, его ценность и значимость, его роль в жизни человека, общества и государства. Авторы современного учебника по философии права Г.И.Иконникова и В.П.Ляшенко также пишут, что предмет философии права – это понятие права, смысл права, его место в мире. С точки зрения Н.В.Михалкина и А.Н.Михалкина, предметом философии права являются общие закономерности возникновения, становления и развития «регулятивов права», самого «права» как цельного и одновременно сложного социального образования, причины и источники развития «права», формирования законов, а также содержание, структура познания юристов, методы и средства этого познания, критерии истинности получаемых при этом знаний, место и роль «права» в жизни человека и общества, а также взаимосвязь, взаимообусловленность права, закона, человека, социоисторического организма, государства в истории и развитии.
Если попытаться подвести какой-то итога под всеми этими определениями, можно воспользоваться формулировкой современного исследователя М.Н.Марченко: «Предмет философии права – наиболее общие и вместе с тем предельные основания правовой материи и ее познания, глубинная ценностная характеристика и философское обоснование права [13]».
Проблематичен и статус философии права среди других дисциплин, занимающихся изучением правовой реальности.
Поскольку, с одной стороны, философия права связана с философией как таковой, а с другой, с юридическими дисциплинами, возникает вопрос, к какой же области она принадлежит: к философской или к юридической?
В литературе существуют разные точки зрения.
1. Философия права – это юридическая дисциплина.
Некоторые авторы напрямую относят ее к общей теории права, т.е. для них в общую теорию права наряду с другими областями входит и философия права. Другие авторы считают, что философия права – это отдельная и относительно самостоятельная юридическая дисциплина.
2. Философия права – это чисто философская дисциплина, рассматривающая внеюридические основания права.
В этом же ключе установления отношений между философией права, философией и правоведением выделяют два способа формирования философии права.
В первом случае исследователь (правовед) идет от решения практических юридических задач к их философской рефлексии.
Во втором - исследователь (философ) распространяет какую-либо философскую концепцию на область права.
Однако строгое отнесение философии права или к правоведению, или к философии – не самый лучший путь, как отмечает другая группа исследователей. Философия права невозможна без собственно философского категориального аппарата и методологии, однако и без юридических знаний и эмпирии она также невозможна.
Наилучшим решение здесь кажется сказать, что философия права – это сложный симбиоз философии, общей теории права, отраслевых юридических науки, социологии и проч., и что она является междисциплинарной областью, не относящейся ни только к правоведению, ни только к философии, но существующей на их пересечении.
Вот какое определение дается в «Энциклопедии философии и социологии права» В.А.Бачинина: «Философия права - это междисциплинарная отрасль знаний, объединяющая познавательные усилия философии, юриспруденции, социологии, психологии и других социогуманитарных дисциплин в исследовании сущности правовых реалий, анализе причинно-следственных связей, которыми они соединены с онтологически-метафизическими первоначалами бытия».
В «Новой философской энциклопедии» также отмечается: «…Если речь идет о философии права в целом, то очевидно, что мы имеем дело с междисциплинарной наукой, объединяющей те или иные начала, как минимум, двух дисциплин – юридической науки и философии».
1.2. Структура философии права
Традиционно выделяют следующие разделы философии, примерно повторяющие структуру философии в целом:
Онтология права
Онтология – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
Онтология права изучает основания права, его бытие и проявления.
Гносеология права
Гносеология – это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его
1.3. Функции философии права границы и условия достоверности.
Гносеология права изучает познание права, его специфику, формы, методы и границы, рассматривает проблему истины в праве.
Антропология права
Антропология – это философское учение о человеке.
Она изучает антропологические основы права, понятие «правовой человек», права
человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т.д.;
Аксиология права
Аксиология – это философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений.
Аксиология права изучает основные правовые ценности, их природу и происхождение, их иерархию, возможность универсальных общечеловеческих ценностей и их реализации в праве, через аксиологию право связано с моралью, к аксиологии права относится и вопрос о правовом идеале.
Прикладной раздел
Он рассматривает проблемы отдельных отраслей права (уголовного, гражданского, конституционного и проч.).
Методологическая
Философия права создает самые общие методологические основы для всего правоведения.
Она разрабатывает категории, имеющие принципиальное значения для всестороннего и углубленного познания правовой материи и определения ее основания.
Мировоззренческая
Философия права вырабатывает представление о правовой жизни, ее общее понимание, исследует место и роль человека в окружающей его правовой среде.
Аксиологическая
В рамках этой функции философия права выносит оценку права, разрабатывает учение о должном, о правовом идеале и проч. Кроме того, философия права выявляет ценностные и мировоззренческие основания различных элементов права. Как пишет, Г.Радбрух: «Подобно палеонтологу, берущемуся реконструировать по отдельной кости скелет доисторического живого существа, правовед должен воссоздать всю систему ценностей в целом, исходя из единичной правовой оценки, эту систему обусловившую. … Человек, дающий ценностную оценку, всегда обязан помнить, что он, принимая решение о какой-либо правовой цели в сфере должного, не может отвергать не только средства ее достижения, продиктованные каузальной необходимостью, но и оценок общего порядка, в контексте которых ее следует рассматривать на основе логических взаимосвязей. Это позволит ему в полной мере проникнуться осознанием важности данной цели».
Гносеологическая
Философия права осуществляет познание правовой реальности своими методами.
Воспитательная
Философия права способствует формированию уважительного отношения в праву, осознанию его значимости для жизни общества и каждого отдельного человека, формированию правовой культуры, рефлексии собственного правового поведения.
[12]