Философия науки К. Поппера, П. Фейерабенда, Дж. Холтона, М. Полани, С. Тулмина.

План изложения: 1. Постпозитивизм как критика верификации и сциентизма в неопозитивизме

2. Поппер: критический рационализм как выдвижение, критику и отбор предположений.

3. Поппер: принцип фаллибилизма; принцип фальсификации как способ решения проблемы демаркации; принцип фальсификации и объективная истина; проблема «роста знаний»

4. Поппер: концепция трех миров

5. Фейерабенд: «методологический анархизм» - принцип неограниченной пролиферации теорий, несопоставимости теорий, принцип «anything goes»; субъективизм, релятивизм и антисциентизм – смычка с постструктурализмом.

6. Холтон: идея преемственности в науке – «сквозные» тематические структуры

7. Полани: понятие научное сообщество; концепция «неявного (невербализованного) знания

8. Тулмин: эволюционная эпистемология; аналогии развития науки и эволюционной биологии (популяция концепций, социокультурная среда, интеллектуальный отбор на «форумах конкуренции» концепций)

1.Постпозитивизм – влиятельное течение начала 60х. Основоположник Поппер - критикует верификации и индукцию. Поппер исходит из того, что проблема бесконечности не решается, наши знания ограничены, ничего в науке доказать нельзя, нет ресурсов обследовать все сферы, верификация и индукция не имеет того значения в науке и заменяет другим принципом – принципом фальсификации.

Суть принципа: научный смысл имеют только те утверждения, которые могут быть фальсифицированы, т.е. для которых мыслимы такие условия, когда эти утверждения оказываются ложными. Пример: астрономия – это наука, т.к. исходит из принципа возможной фальсификации своих суждений, а вот астрология – не наука, т.к. её положения не могут быть фальсифицированы (её положения претендуют на статус абсолютной истины).

2. Поппер предлагает критический рационализм – выдвижение, критика и отбор гипотез, положений, то есть усовершенствовать знания, но никогда не придем к объективной истине, не можем быть уверены, что это она.

3. Есть ещё один специфический принцип постпозитивизма – принцип фаллибализма. Суть: любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины. Все знания ограничены, они имеют гипотетический характер, временно поддержаны гипотезой.

Если объективная истина не достижима и доказать ничего нельзя, то единственное что дано философии науки – это решать проблему демаркации, отделять науку от ненауки. Вводится понятие фальсификация – требование, по которому научные высказывания можно фальсифицировать, опровергнуть фактами, то, что можно фальсифицировать относится к науке, остальное – нет. Науки демонстрируют феномен роста знаний, то есть благодаря отбору гипотез мы выбираем наилучшее из них, совершенствуем наши знания.

4. В своих поздних работах Поппер выдвинул гипотезу трёх миров: 1) мир физических объектов и состояний; 2) мир психических и ментальных состояний сознания; 3) мир объективного знания (сюда входят содержание научных гипотез, литературные произведения и другие, независящие от субъективного восприятия объекты).

Изъян постпозитивизма - явно не дооценивает объективной истины для науки, он всегда чреват субъективизмом.

Постпозитивизм как направление привнес следующее:

● отказ от догматических представлений в науке и признание бесконечности процесса постижения абсолютной истины;

● анализ социокультурных факторов научной деятельности;

● признал роль философии;

● анализировал динамику развития научной мысли во времени.

5. Фейерабенд ввел понятие методологический анархизм – против методов. Он предлагает неограниченное размножение теорий, то есть задача философа произвести много теорий.

Принцип несопоставимости теорий – каждая из них уникальна, нельзя сравнивать, принцип – все пойдет вперед – любая теория имеет право на существование.

Его идея «методологического анархизма» заключается в следующем: «Каждый ученый волен развивать свою идею, какой бы абсурдной или устаревшей она ни казалась, а каждый из нас, в свою очередь, должен быть свободен в выборе, с какими из этих теорий соглашаться и каких взглядов придерживаться». Эта идея вылилась в принцип «anything goes»: каждый ученый волен изобретать свою собственную концепцию и защищать её какими угодно аргументами. Причем аргументы отбираются в произвольном порядке, согласовываясь с личными интересами, желанием произвести впечатление на других, от скуки, и т д.

Проще говоря: если Вы настолько умны, обаятельны и красноречивы, что можете доказать людям, что Солнце вращается вокруг Земли, то так оно и есть и неважно, что факты говорят обратное. Ценна не сама истина, а то, как её доказывают и как люди к ней относятся.

Нетрудно заметить, что Фейербанд отрицает необходимость рационального обоснования теории, таким образом, уводя свою концепцию в область крайнего релятивизма. Получается, что сама идея неверна, но рациональное зерно в ней есть.

Наука не лучше мифа

6. Джеральд Хотлон - американский физик (идея дискретности и непрерывности) и философ, взвешенный исследователь, он акцентирует внимание на преемственности в науке, считал, что существуют так называемые «сквозные тематические структуры» - широкие идеи, которые особым образом решаются на любом этапе развития науки и философии. Тематические структуры выступают своеобразной траекторией исторического развития науки. Например, идея атомистического строения вещества, взятая в ее историческом развитии, является, по Холтону, типичной тематической структурой. Она формируется еще в античной философии, а затем развивается в физике и химии. Тема атомизма была представлена в механике Ньютона, в концепции о неделимых корпускулах. Из механики она транслировалась в теорию электричества.

7. Майкл Полани - английский физик, химик и философ, выдвинул концепцию «неявного знания» - далеко не все знания научны. Знания могут быть как существующими в виде текстов, так и существующими в форме неявного знания. Последние передаются от учителя к ученику или от поколения к поколению на уровне непосредственной демонстрации образцов деятельности или, как иногда говорят, на уровне социальных эстафет. Все это привело его к фидуциарному посткритическому подходу, согласно которому «мы полагаем больше, чем можем доказать, и знаем больше, чем можем выразить словами».

Проще говоря: есть какое-то невыразимое словами интуитивное знание, которое передается от учителя ученику, некая экзистенция, которая «заражает» любовью к науке и пониманием происходящего.

8. Стивен Эделстон Тулмин - британский философ, выдвинул идею «эволюционной модели». Он считал, что развитие науки это процесс инновации и отбора. Инновация означает появление множества вариантов теорий, а отбор – выживание наиболее стабильных из этих теорий.

Наши рекомендации