Наука в России, СССР, современной России.

План изложения:1. Институционализация науки в России: 1724 (Санкт-Петербургская Академия наук) и 1755 (МГУ)

2. Количественная и качественная характеристика науки царской России к началу 20 века: сколько ученых, университетов, структура Академии наук; первые русские Нобелевские лауреаты (Мечников, Павлов); проблемы российской науки: слабое влияние науки на социально-экономическое развитие страны в силу отсталости производственных отношений и социальных институтов – уровень грамотности в стране; являлось ли образование и наука эффективным «социальным лифтом» для масс талантливой молодежи в царской России?

3. Количественная и качественная характеристика науки советской России: уровень грамотности в стране; сколько ученых, университетов, структура Академии наук; советские Нобелевские лауреаты (Семенов; Черенков, Тамм, Франк; Ландау; Басов, Прохоров; Канторович; Капица) являлось ли образование и наука эффективным «социальным лифтом» для масс талантливой молодежи в СССР? Доля СССР на мировом рынке высокотехнологичной продукции (по разным оценкам в разные послевоенные годы 5 – 17%); проблемы советской науки: определенная оторванность от производства, высокая доля «оборонки», издержки «всепланирования»

4. Количественная и качественная характеристика науки пост-советской России: сколько ученых, университетов, структура Академии наук; российские Нобелевские лауреаты (Алферов, Абрикосов, Гинзбург; Новоселов – реализация в основном разработок советского периода) является ли образование и наука эффективным «социальным лифтом» для масс талантливой молодежи в России? Доля РФ на мировом рынке высокотехнологичной продукции (по разным оценкам 0,3 – 0,5 %).

5. О соотношении государства и рынка в реформировании науки; противоречия рынка и фундаментальной науки

1. История русской науки своеобразна. Она появляется позже, чем западная. XVII в – появляются зачатки науки – это элементы социальных взглядов, чаще религиозные концепции. В Петровскую эпоху 1724 год – открытие Академии наук в Санкт-Петербурге – День российской науки. 1955 – открытие Ломоносовым Московского Университета.

2. Ученых к началу 20 века 10-11 тысяч, Универов 10 и Академия наук. Наука не имела развитой сети, сосредоточена в столице, первые нобелевские лауреаты – Павлов, Мечников. Проблемы: слабая аграрная страна, слабое влияние науки на социально-экономическое развитие страны в силу отсталости производственных отношений и социальных институтов, низкий уровень грамотности, образование не доступно, талантливая молодежь – элитарная.

В Российскую академию наук Петр I приглашал ученых из Франции и Германии.

Наука, прежде всего, связана с работами Ломоносова. Он открыл закон сохранения веса веществ, закон сохранения материи и движения. Ломоносову принадлежит молекулярная концепция мира. Лобачевский – работы по неэвклидовой геометрии. Менделеев – основы химии, периодический закон. Бутлеров – основатель органической химии.

Русская наука (до Октяб. революции) имела большие достижения. Была эпизодична. Не было единой системы наук. В науку шли с трудом, т.к. предпочитали корпорации.

3. Уровень грамотности 90%, задействовано примерно 5 млн. человек. В этот общественный институт включаются непосредственно ученые – 1400-1600 тыс., квалифицированные рабочие и другие категории. Количество ВУЗов менялось с 1920 годов -148-832-817-856.

Развитие науки было одной из целей революции. В советское время создана единая система наук. Все отрасли мировой науки были представлены в СССр. Впереди всех Советский Союз был в исследованиях космоса, в некоторых вопросах по атомной энергии. Наука превращается в социальный лифт. Образование было недорогим.

• Организационная структура:

◦ Академия наук СССР.

◦ Республиканские Академии наук.

◦ Отраслевые Академии наук (например, Академия медицинских наук).

◦ Отраслевые институты (задачей которых являлись открытия и нововведения).

◦ Вузовская наука.

4. С 1991 г. ассигнования резко сокращены. Большое количество ученых уехало заграницу, многие занялись мелким бизнесом. Обнаруживается огромная нехватка ученых и квалифицированных специалистов.

Организация науки

- сохранилась Академия наук

- Академии медицинских, педагогических, сельскохозяйственных наук (отраслевые АН)

- система отраслевых институтов была уничтожена (система отраслевых НИИ)

- претерпела урон система ВУЗовской науки

Вузов много, много платных.

• 5. Реформы, начатые в 90е, отдали развитие науки на рыночный механизм, который ориентирован на краткосрочную перспективу. Это расходится с наукой.

• Тенденции в науке после 1991 г.:

◦ стремительное сокращение государственных расходов на науку;

◦ развитие математических, естественных и экономических наук;

◦ снижение числа занятых в науке;

◦ начало коммерциализации образования;

◦ государственный бюджет остается основным источником финансирования;

◦ упал престиж профессии ученого, резко снизился его социальный статус, сократились до минимума их участие во власти и возможности влияния на управление обществом.

• Реформы науки:

◦ В 2004 году принята «Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере науки» с целью разгосударствления (приватизации) государственного сектора науки.

◦ РАН становится координатором фундаментальных исследований, проводимых где-либо на территории страны.

◦ Интеграция науки и образования.

◦ Оптимизация (в значении – сокращение) бюджетного финансирования сферы исследований и разработок.

◦ Начиная с 2004 года, на государственном уровне началась разработка методики бюджетирования, ориентированного на результаты:

▪ создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала;

▪ создание условий для активизации инновационной деятельности;

▪ государство поддерживает создание центров по продвижению технологий (ЦПТ) и государственно-частных партнерств (ГЧП).

• Попытки возрождения наукоградов, но не на базе существовавших (Черноголовка, Зеленоград, …) а совершенно новых, в числе одной штуки – Сколково.

• Качество образования падает в основном за счёт «оптимизаций» – сокращения аудиторных часов и отведения большой части материала на самостоятельное изучение.

• Наука в стране на сегодняшний момент объективно отстаёт от мирового мэйн-стрима. Преодоление кризиса возможно лишь посредством качественной государственной координации и толковой финансовой политики.

Наши рекомендации