Наука в России, СССР, современной России.
План изложения:1. Институционализация науки в России: 1724 (Санкт-Петербургская Академия наук) и 1755 (МГУ)
2. Количественная и качественная характеристика науки царской России к началу 20 века: сколько ученых, университетов, структура Академии наук; первые русские Нобелевские лауреаты (Мечников, Павлов); проблемы российской науки: слабое влияние науки на социально-экономическое развитие страны в силу отсталости производственных отношений и социальных институтов – уровень грамотности в стране; являлось ли образование и наука эффективным «социальным лифтом» для масс талантливой молодежи в царской России?
3. Количественная и качественная характеристика науки советской России: уровень грамотности в стране; сколько ученых, университетов, структура Академии наук; советские Нобелевские лауреаты (Семенов; Черенков, Тамм, Франк; Ландау; Басов, Прохоров; Канторович; Капица) являлось ли образование и наука эффективным «социальным лифтом» для масс талантливой молодежи в СССР? Доля СССР на мировом рынке высокотехнологичной продукции (по разным оценкам в разные послевоенные годы 5 – 17%); проблемы советской науки: определенная оторванность от производства, высокая доля «оборонки», издержки «всепланирования»
4. Количественная и качественная характеристика науки пост-советской России: сколько ученых, университетов, структура Академии наук; российские Нобелевские лауреаты (Алферов, Абрикосов, Гинзбург; Новоселов – реализация в основном разработок советского периода) является ли образование и наука эффективным «социальным лифтом» для масс талантливой молодежи в России? Доля РФ на мировом рынке высокотехнологичной продукции (по разным оценкам 0,3 – 0,5 %).
5. О соотношении государства и рынка в реформировании науки; противоречия рынка и фундаментальной науки
1. История русской науки своеобразна. Она появляется позже, чем западная. XVII в – появляются зачатки науки – это элементы социальных взглядов, чаще религиозные концепции. В Петровскую эпоху 1724 год – открытие Академии наук в Санкт-Петербурге – День российской науки. 1955 – открытие Ломоносовым Московского Университета.
2. Ученых к началу 20 века 10-11 тысяч, Универов 10 и Академия наук. Наука не имела развитой сети, сосредоточена в столице, первые нобелевские лауреаты – Павлов, Мечников. Проблемы: слабая аграрная страна, слабое влияние науки на социально-экономическое развитие страны в силу отсталости производственных отношений и социальных институтов, низкий уровень грамотности, образование не доступно, талантливая молодежь – элитарная.
В Российскую академию наук Петр I приглашал ученых из Франции и Германии.
Наука, прежде всего, связана с работами Ломоносова. Он открыл закон сохранения веса веществ, закон сохранения материи и движения. Ломоносову принадлежит молекулярная концепция мира. Лобачевский – работы по неэвклидовой геометрии. Менделеев – основы химии, периодический закон. Бутлеров – основатель органической химии.
Русская наука (до Октяб. революции) имела большие достижения. Была эпизодична. Не было единой системы наук. В науку шли с трудом, т.к. предпочитали корпорации.
3. Уровень грамотности 90%, задействовано примерно 5 млн. человек. В этот общественный институт включаются непосредственно ученые – 1400-1600 тыс., квалифицированные рабочие и другие категории. Количество ВУЗов менялось с 1920 годов -148-832-817-856.
Развитие науки было одной из целей революции. В советское время создана единая система наук. Все отрасли мировой науки были представлены в СССр. Впереди всех Советский Союз был в исследованиях космоса, в некоторых вопросах по атомной энергии. Наука превращается в социальный лифт. Образование было недорогим.
• Организационная структура:
◦ Академия наук СССР.
◦ Республиканские Академии наук.
◦ Отраслевые Академии наук (например, Академия медицинских наук).
◦ Отраслевые институты (задачей которых являлись открытия и нововведения).
◦ Вузовская наука.
4. С 1991 г. ассигнования резко сокращены. Большое количество ученых уехало заграницу, многие занялись мелким бизнесом. Обнаруживается огромная нехватка ученых и квалифицированных специалистов.
Организация науки
- сохранилась Академия наук
- Академии медицинских, педагогических, сельскохозяйственных наук (отраслевые АН)
- система отраслевых институтов была уничтожена (система отраслевых НИИ)
- претерпела урон система ВУЗовской науки
Вузов много, много платных.
• 5. Реформы, начатые в 90е, отдали развитие науки на рыночный механизм, который ориентирован на краткосрочную перспективу. Это расходится с наукой.
• Тенденции в науке после 1991 г.:
◦ стремительное сокращение государственных расходов на науку;
◦ развитие математических, естественных и экономических наук;
◦ снижение числа занятых в науке;
◦ начало коммерциализации образования;
◦ государственный бюджет остается основным источником финансирования;
◦ упал престиж профессии ученого, резко снизился его социальный статус, сократились до минимума их участие во власти и возможности влияния на управление обществом.
• Реформы науки:
◦ В 2004 году принята «Концепция участия Российской Федерации в управлении государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере науки» с целью разгосударствления (приватизации) государственного сектора науки.
◦ РАН становится координатором фундаментальных исследований, проводимых где-либо на территории страны.
◦ Интеграция науки и образования.
◦ Оптимизация (в значении – сокращение) бюджетного финансирования сферы исследований и разработок.
◦ Начиная с 2004 года, на государственном уровне началась разработка методики бюджетирования, ориентированного на результаты:
▪ создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала;
▪ создание условий для активизации инновационной деятельности;
▪ государство поддерживает создание центров по продвижению технологий (ЦПТ) и государственно-частных партнерств (ГЧП).
• Попытки возрождения наукоградов, но не на базе существовавших (Черноголовка, Зеленоград, …) а совершенно новых, в числе одной штуки – Сколково.
• Качество образования падает в основном за счёт «оптимизаций» – сокращения аудиторных часов и отведения большой части материала на самостоятельное изучение.
• Наука в стране на сегодняшний момент объективно отстаёт от мирового мэйн-стрима. Преодоление кризиса возможно лишь посредством качественной государственной координации и толковой финансовой политики.