Глава 10. Психогигиена и психопрофилактика стресса

10.1. Значение профилактических мероприятий в предупреждении стресса

10.2. Психопрофилактические мероприятия коллективного характера

10.3. Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера

10.4. Психологическая подготовка и тренировка

Заключение+

Методический инструментарий (тесты и упражнения)

1. Диагностика адаптивных возможностей человека

2. Диагностика склонности к стрессам

3. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко

4. Диагностика уровня невротизации

5. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»

6. Методика диагностики самооценки психических состояний

7. Методика измерения ригидности

8. Вариант методики психорегулирующей тренировки

9. Опросник на «выгорание» (MBI)

10. Опросник НПН (признаки нервнопсихического напряжения)

11. Определение способности человека к преодолевающему поведению

12. Методика измерения уровня тревожности Тейлора

13. Опросник Ольшанниковой-Рабинович

14. Опросник Юнга

15. Шкала самооценки

16. Методика «Эмотивная самооценка эмоций»

17. Методика САН

18. Методика «Когнитивная самооценка эмоций»

19. Упражнения на релаксацию

Глоссарий

Литература

 
 

Предисловие

Усложнение современного производства, вызванное науч­но-технической революцией, постоянно увеличивающий­ся темп и ритм нашей жизни, постоянная насыщенность её разнообразной информацией, увеличение производс­твенных и внепроизводственных контактов между людь­ми, различного рода стихийные и техногенные аварии и катастрофы, нестабильное социально-экономическое положение в стране зачастую порождают у людей психи­ческую напряженность. Крайней формой ее проявления является стресс. Ситуации и факторы, приводящие к его возникновению, называют экстремальными.

Понятие «экстремальный» (от лат. extremum - крайний) употребляется для объединения понятий максимума и минимума. При употреблении понятия «экстремальный» речь идет не о нормальных, обычных условиях деятель­ности, а о существенно отличающихся от них обстоятельс­твах. Экстремальные условия могут создаваться не только максимизацией (перегрузкой, сверхвоздействием), но и минимизацией (недогрузкой: дефицитом информации, общения, движений и т. п.) действующих факторов. По­этому эффект воздействия на деятельность и состояние человека в обоих случаях могут быть одни и те же.

В экстремальных условиях проходит деятельность ра­ботников многих профессий; летчиков, космонавтов, пожарных при тушении пожара, военнослужащих при выполнении боевых задач, работников правоохрани­тельных органов при проведении спецопераций и т.д. Эти профессии изначально предполагают работу в экстре­мальных условиях. Однако в таких условиях работают и представители многих других профессий: водители, ра­бочие «горячих» цехов, рыбаки, верхолазы, диспетчеры на различных видах транспорта, специалисты, работа которых связана с токами высокого напряжения и взрыв­чатыми веществами, представители многих операторских профессий и др. Причем число таких профессий и людей, занятых в них, неуклонно возрастает.

В экстремальных условиях зачастую нарушается привыч­ный режим труда и отдыха человека. В тяжелых экстре­мальных ситуациях психические и другие перегрузки достигают пределов, за которыми следуют переутомле­ние, нервное истощение, срыв деятельности, аффектив­ные реакции, психогении (патологические состояния). Экстремальные ситуации опасны для жизни, здоровья, благополучия людей [1].Экстремальные ситуации все чаще возникают в обычной производственной деятель­ности, следствием чего является так называемый профес­сиональный стресс [37]. Таким образом, экстремальные ситуации в нашей жизни неизбежны, поэтому психоло­ги многих стран в последнее время усиленно изучают особенности поведения человека и закономерности его деятельности в экстремальных условиях. Это позволяет сделать практические выводы, касающиеся подготовки таких людей и организации их деятельности.

Все это привело к созданию нового научного направления, которому разными авторами в зависимости от конкретных обстоятельств были даны следующие названия: психоло­гия деятельности в экстремальных условиях, психология труда в особых условиях [31], экстремальная психология [21], экстремальная психопедагогика [43].

Диапазон ЗА­ДАЧ, решаемых в рамках этого направления, весьма ши­рок и многогранен, рассмотреть их все в рамках одной, сравнительно небольшой по объему, книги практически невозможно.

Во-первых, в пособии речь идет о деятельности человека как об особой, имеющей чисто человеческую природу, форме активности, характеризующейся сознательностью и целеустремленностью. По этой причине другие формы активности, например, поведение людей в экстремальных условиях, вызванных стихийными бедствиями природного (пожар, наводнение) или техногенного характера (например, авария на Чернобыльской АЭС), ведением боевых действий и т. п., а также сопровождающие их массовые явления (паника, мародерство) здесь не рас­сматриваются. Достаточно подробную информацию по этим вопросам можно получить в специализированной литературе [44, 45].

Во-вторых, в этой книге под рассмотрение попадает не любая деятельность, а лишь профессиональная (прежде всего трудовая), т. е. выполнение которой определено соответствующими нормативными документами, рег­ламентирующими нормы заданной деятельности. По этой причине формы непрофессиональной деятельности (например, деятельность садовода-любителя) здесь не рассматриваются.

В-третьих, здесь рассмотрена деятельность, пусть даже выполняемая с пониженным качеством, но не вызываю­щая профессиональной патологии (например, нанесение психической травмы) и не требующая специального ле­чения. Эти явления должны изучаться в таких дисцип­линах, как медицинская психология, патопсихология, психология девиантного поведения и др. Здесь же рас­сматриваются лишь условия, которые могут привести к патологическим явлениям, и некоторые методы их психокоррекции.

В соответствии с вышесказанным, объектом изучения дисциплины «Основы психологии деятельности в экстре­мальных условиях» является человек, профессиональная деятельность которого протекает в особых (усложненных, непривычных) и экстремальных условиях окружающей его обстановки.

Предметом изучения дисциплины являются психологи­ческие закономерности деятельности человека, психи­ческие процессы, состояния и свойства личности в их взаимосвязи с предметами и средствами деятельности, с физической и социальной средой.

Общей задачей изучения дисциплины является обеспече­ние студентов знаниями о предмете и истории развития дисциплины, о структуре деятельности и ее специфике в особых и экстремальных условиях, о методологичес­ких, теоретических и методических основах проведения исследований в данной области знаний, о психических регуляторах профессиональной деятельности и их фор­мировании, о функциональных состояниях человека в условиях действия экстремальных факторов.

Основной целью изучения дисциплины является форми­рование у студентов понятий и положений о социальных и профессиональных функциях и действиях психолога, занимающегося изучением, диагностикой, формирова­нием и регуляцией поведения и деятельности человека, находящегося в условиях воздействия особых и экстре­мальных факторов.

Решение указанных задач и достижение поставленной цели данная дисциплина осуществляет в тесном взаимо­действии с такими дисциплинами, как «Инженерная пси­хология», «Психология труда», «Эргономика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Психодиагностика и тестология», «Авиационная и космическая психология», используя результаты, полученные в этих дисциплинах и дополняя их собственными результатами.

Наши рекомендации