Вопрос 15. Арабоязычная средневековая наука.
(Остальной материал по вопросу в ответе на следующий вопрос)
Восток.
- Иногда утверждают, что эволюция науки пошла тремя потоками:
1) Западная Европа – наука – в основном в монастырях.
2) Византия – прямой потомок греко-римского мира. Внимание уделяется не только богословию, но и прикладным отраслям знаний (медицина, сельское хозяйство, строительство)
Лев Математик: впервые применил буквы как арифметические символы
Георгий Плифон:добился возождения во Флоренции Платоновской академии
3) арабо-исламская культура. Если на западе большая часть античных текстов утеряна, то на Востоке они прижились. Это стало основой подъема арабской науки в 8-11 веках
Аль-Бируни: определение плотности металлов с помощью «конического прибора»
Авиценна: медицина
Аль-Хорезми: решение линейных и квадратных уравнений
Аверроэс (Ибн Рушд, 12 в.): представитель арабского аристотелизма; рационалистические идеи; медик.
Концепция двойственной истины, в аверроизме, - против догматического мышления (что истина в священном тексте), некоторым людям мало такого авторитета и они думают сами (философы) и приходят к другим выводам, но это не опровергает веру, вера и разум совместимы в одном человеке. Противник – Фома Аквинский.
Вообще для средневековья важнее было сохранить единство мировоззрения, чем развивать науку → догматизм, концепция наказуема. Авиценна (Ибн Сина, кон. 10- нач. 11 в.) – арабский аристотелизм и отчасти неоплатонизм. Занимался химией, геологией, грамматикой, историей, физикой. На Востоке сохранилось греческое наследие, античные тексты. Не верили в бессмертие индивидуальной души, душа после смерти возвращается в коллективный разум.
Вопрос 16. Средневековая западно-европейская наука.
- средневековая философия охватывает 9-15 века
Европа.
(Учебник Лебедева+ семинар Шестаковой) Основные черты познания в средние века (Европа):
1) Универсализм – стремление познать и охватить весь мир в целом. В античности представление о единстве космоса и человека → знать можно только все и только тому, кто проник в суть божественного творения, иначе – ничего не знаешь. Отсюда - университет.
2) Символизм – всякая вещь воспринимается не сама по себе, а как символ, воплощение скрытой за ней фундаментальной сущности → надо познавать не вещь, а эту скрытую божественную сущность → теоретический, книжный характер познания.
3) Иерархизм – мир как иерархия символов.
4) Телеологизм – истолкование явлений действительности как существующих по «промыслу Божию» для и во имя исполнения каких-то заранее предуготовленных ролей (философия истории Августина). Антропоцентризм и теоцентризм.
5) Созерцательность познания, т.к. ищут скрытые сущности и что-то вечное; бесплодное теоретизирование, невнимание к опытному знанию (например, в медицине).
6) Нет концепции объективных законов, не зависящих от Бога → невозможно естествознание.
7) Качественное, а не количественное знание, разделение сущности и существования, нет измерения.
Наука в средневековье (5-15 вв.). Подвергалось гонению все, что противоречит христианству; все знание о природе должно соответствовать Библии. Развивались астрология, алхимия, натуральная магия – сплав умозрительности и наивного эмпиризма, но подготовили переход к опытной науке. Предпосылка науки – выделение объективных закономерных ситуаций, получающих опытную апробацию. Натуральная магия – способ воздействия на Бога с целью получения заданного результата, опирается на эмпирическую методику. Основана на идее взаимосвязи всего в мире, - поэтому и возможно воздействие. Алхимия – изобретена в Египте и принесена арабами в Европу. В 16 в. возникла ятрохимия (Парацельс), отводившая основную роль в возникновении болезнаней нарушению химических процессов в организме; искали химические средства лечения. Астрология – все подчинено светилам, знакам зодиака → устанавливали положение планет (это и эмпирические исследования – наблюдения, и теоретические – расчет дальнейших движений планет). В монастырях собирали книги на разных языках, монахи-ученые.
- тесная связь философии и религии (особенно – христианства), большая часть философских идей высказывается теологами.
- признаки: 1. креационизм, 2. Теоцентризи, 3. Провиденциализм, 4. Учение о спасении и о волощении Слова.
- впервые – анализ знака и значение – Аврелий Августин. Познание как обнаружение значения вещи
- проблема человека: идея вочеловечения Бога, человек – творец. Цель – самопознание через исповедь
- наука – возникла в средневековых университетах. 12-13 века – Болонский, Оксфордский, Кембриджский и т.д. дискуссии о проблемах. Нет пока экспериментального исследования
- периоды:
1) предсхоластический (800 - 1050)
- переходный этап между патристикой и средневековой философией
- тенденция: не столько самостоятельное философствование, сколько сохранение и адаптация к современным условиям наследия античности (глоссы). Но работы древних воспринимались через призму творчества Аврелия Августина, Северина Боэция
- сужение горизонтов философии до логики (как ее называли ранее – диалектики). Философия рассматривается как вспомогательный элемент при толковании святого Писания
- развитие кафедральных школ
- Алкуин (Альбин). Трактаты «О вере в Троицу», «О понятии души» - проблема возникновения мира, свободы человека
- Рабан Мавр. Трактат «О вселенной» - творение мира из ничто
- Иоанн Скот Эригена. Трактат «О делении природы» - создал философскую систему.
2 этапа познания: 1. до воплощение Христа – разум замутнен грехами (физика), 2. После воплощения Христа – истина в Св. Писании (религия). Истинная философия есть истинная религия.
Учение о природе и четверном делении:1. Творящая и несотворенная природа (Бог), 2. Творящая и сотворенная (божественная идея), 3. Сотворенная и нетворящая (тварный мир) 4. Несотворенная и нетворящая (Бог как цель к которой возвращаются все вещи).
2) ранняя схоластика (1050 – 1200)
- развитие монастырских и кафедральных школ - занимаются пока еще религиозными проблемами: 1) вера и разум, 2) проблема универсалий – крайний реализм (есть объекты полностью соответствующие общим понятиям и есть индивидуальные), умеренный реализм (общее существует только в индивидуальном), номинализм (общего вне разума нет)
- спор между философами и теологами: Беренгарий Турский – о тайне евхаристии с философской стороны, Ленфранк – дело теологов
- Гийом их Шампо – крайний реализм и Росцелин из Компьени – номинализм (привел его к троебожию),
- Ансельм Д Аоста логики не должны обсуждать догматы веры. Доказательства существования Бога: 1. Наличине разных по степени совершенности благ, 2. Тварь должна иметь первопричину 3. Существование наисовершеннейшего существа. Свобода воли заключается в возможности жить праведно. Крайний универсализм.
- Петр Абеляр – номинализм, верую, чтобы понять – все христианские догматы имеют рациональное объяснение.
- школы 12 века: 1) шартрская – тяготеет к плтонизму, 2) сент-викторская – спекулятивный мистицизм
3) высокая схоластика (1200 - 1350)
- школы становяться университетами
- переводы античности, арабских ученых – не все совпадает с христианскими догмами
- проблемы: 1) проблема происхождения человеческого знания (чувственное и интеллектуальное): теория божественной иллюминации – познание через интеллект, теория абстрагирования – через чувства; 2) материя и форма: теория всеобщего гилеморфизма (форма и материя и у духовных объектов), проблема множественности форм; 3) сущность и существование; 4) проблема индивидуализации; 5) творение и вечность мира (мир не вечен); 6) проблемы психологии; 7) проблема действующего и возможностного разумов.
- 2 основных направления: августинианство (божественная иллюминация, душа как самостоятельная субстанция, множественность форм, отделенность действующего разума от возможностного, сущность = существование) и аристотелизм (наоборот)
4) поздняя схоластика (1350 – 1500)
- усиливается тенденция размежевания веры и разума
-Бонавентура – августинианец, гилеморфист, комбинация теории божественного иллюминирования и теории абстрагирования.
- Фома Аквинский – католический аристотелизм. Познание – откровением, абстрагированием, умеренный реализм. Доказательство Бога: 1. движение, 2. Иерархия причин, 3. Наличие необходимого сущего, 4. Наличие совершенного сущего. Фома Аквинский (13 в.) подвел рациональные итоги схоластики – вероучение в формах здравого смысла. Задача философа – не просто отрешенное созерцание, а упорядочение множества в единство. 5 доказательств бытия Бога. Сохраняется физика Аристотеля (первоэлементы).
Материл по лекциям:
Средневековье.
Различаютраннее, среднее, и позднеесредневековье.
Раннее средневековье- вплоть до эпохи Карла Великого. Темное время. Дероманизация и Варваризация, вторжение варварских племен. Сохраняются лишь островки науки, где устоявшиеся города. В испании сохраняются остатки учености. Малая азия, Египет, иные романизированные территории. Там распространяется христианство. С императора Константина. Император Юлиан- пытался восстановить язычество (его называют отступником). Но не удаются. Христианство побеждает. При императоре Феодосии закрываются языческие школы. Далее по научению Фиофила толпа фанатиков напала на евпатию и растерзала женщину математика. Феофил получил кличку христианский Фараон. Император Зенон закрывает школу перипатетиков. Император Юстиниан запрещает преподавать еретикам, язычникам и евреем, тем самым наносит сокрушительный удар по научному миру. Но еще 3 столетия школа жила. Все эти репрессии стали спасаться бегством, и они уезжали на восток в современную Сирию. Часть Сирии на карте была на территории Турции. Памира, эдес, несибис иные сирийские города. Сирия родина Христианства, с деятельности апостола Павла. Города говорили на греческом, а в основном говорили на аравийских наречиях. В первом тысячелетии новой эры сирийский язык был распространенным и литературно общеупотребимым. С греческого переводится аравийский. На территории современного Ирана существовала Сасонинская династия, зороастризм. При дворе персидского шаха принимали беглецов доброжелательно. Ранняя история Христианства была наполнена борьбой. В 326 году Константин собрал Никейский собор и сформировал СИМВОЛ ВЕРЫ. Так же определили Арианскую Ересь. Ариане составили волну переселенцев в иран одновременно с язычниками. К концу 4 века особенно. Александрийский Патриарх Несторий и его последователи несториане. Они толковали по своему чем отличались своей ересью. Нестор считал Иисуса Христа человеком по природе, чем повлек гонение для своих последователей которые убегали на восток в Сирию и даже до Китая. В китае первые христиане- несториане. (Монголы так же были христиане. Читайте труды Гомелева). Среди тех христиан были известные личности. В 632 году происходит событие, Мухамед за 10 лет собрал людей с целью вера в Единого Бога Аллаха. Его последователи Абубакар, Омар, Осман и называют себя халифами- последователями. Арабы быстро завоевывают восток, у Византии. Захватывают Ирак, Ирн, Египет, Сирию, так же часть Азии (Маверанах- по ту сторону реки.) Экспансию Арабов остановил Казахский Каганат. После они переплыв через Гибралтарский пролив завоевывают перенейский полуостров- Испанию, Португалию. В конце 9 веке завоевывают Сицилию на 150лет, папа римский платит дань Арабам. Дамасский халифат. Сохраняется единый халифат и вера в Аллаха на долгий период. Мы видим что в арабскую культуру идет проникновение культуры, имплементация и преемственность.
Багдадский халифат ()династия Аббасидов 750-1258) в 945 году завоеван Буиндами
Аль мансур (754-776гг)
Харут аль-Рашид (786-809) Его приемник Аль Мамун (813-833) считал что человек который принял ислам… В Багдаде складываются переводческие школы, их осваивали христиане и евреи. В Багдаде начинают переводить античное наследие на арабский язык. В Богдадском Халифате появляется эффект имплементации, и вирус просвещения. Знания искусство начали высоко цениться среди высокопоставленных вельмож и купцов. Они стали поощрять поэтов, писателей, переводчиков, ученых. При Харуне Аль-рашиде был заложен дом мудрости- Байт-аль Хикма. Он похож на ликею, академию Платона или даже на мусей. Расцеветает он при АльМамуре. В нем в основном переводили с греческого. В момент захвата в качестве отступного требовали рукописи, которые привозили в дом мудрости. Вскоре Арабы узнали Пифагор-иса и Евклид-уса. Основные представители арабской наукой:
Аль Мамун- пытался ограбить пирамиду Хиопса. Но в истории науки прославился.
Мухаммад ибн Муса аль
Ахмад ибн Мухаммад ибн Касир ал Фергани? (?-861) основана на трудах Птолимея. Книга Аль Фергани в 12 веке попадает в Европу, переводится на латынь.
Арабские цифры не походят на наши арабские цифры, это скорей основа. Индейскую астрономию трактуют и благодарю им европа узнала об индийсой астрономии. Аль Джем- перевод алгебра. Брахмабута- в арабском мире он
Абу Наср Муххаммад ибн Мухаммад ибн Узлуг ибн Тархан аль- Фараби (870-950) более 200 работ, филолог политолог, юрист. Жил в Дамаске, Халаме, Багдаде. Застал Халифат Аббаситов. Главное увлечение философия, перевел Аристотеля. Аристотель попал туда уже не чистым, после перевода толкования неоплатоников. Которые сглаживали разницу между Платоном и Аристотелем. Аристотель очень сложен был для понимания, Аль Фараби перевел и комментировал Аристотеля, и получил прозвище Аристотель Востока.
Соманиды- продолжали традицию Багдадских соманидов.
Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (980-1037) Китаб аш Шифа- книга исцелений, но не вся она посвящена медицине, но и логиге, математике. После проникновения его трудов в Европу он становится Авиценой.
Абу Райхан Мухамма ибн Ахмед аль0Бируни (973-1048) построил первый глобус земли. Занимался много измерениями, наблюдение за понижением горизонта, тригонометрические таблицы. История харезмы, был знаком с индийскими учеными.
Гиясаддин Абу-ль-Фахт ибн Ибран Омар Хайям (1048-1131) поэт астроном. Он моложе, младший современник. Науруз
Ибн-Рошд (1126-1198)- (Аверроэс) величайший ученый после беруни знаток Аристотеля. Перипатетик. Очищал знания от лишних внесений. Проникновение его идей в европу. Увлекшиеся Аристотелем через Аверроэса, западноевропейские ученые, внесли свой вклад в культуру. Аристотель в оригинале, считал что мир несотворен, что шло в противоречие к обеим религиям. Мир не зависит от Бога.
Западноевропейское средневековье.
Среднее средневековье до
Позднее средневековье.
Лекция №6 от 24.12.2016
-первая половина 6 века - стремительная дероманизация Европы
-первое государство - остготское,
второе - вестготское(просуществовало дольше, до 8 века, было более стабильным) - там и сохранялись остатки античной культуры
-Боэций - перевел практически все логические сочинения Аристотеля, сочинения по музыки, возможно по алгебре(не сохранились) - задал образовательную основу средневековья
Кассиодор:
-занимается размножением рукописей(в том числе и на продажу)
Бенидикт Нурссийский:
-противоречивая фигура, относился и негативно к учености
-организует деятельность по воспроизведению рукописей(эту деятельность считает богоугодным делом - "Из школ все наше спасение"
-т.е. тоже сохранял античное знание
Исидор Севильский (570-636)
-стал епископом
-написал работы, самая знаменитая "Начала"(тогда они назывались "Этимологии", считал, что происхождение слова указывает на сущность того, что оно обозначает
-эта книга была очень популярной, использовалась как энциклопедия
!!! Все эти 4 фигуры способствовали выживанию античной учености
Подъем же образованности стал происходить в западной Европе только тогда, когда создаются крупные государства
-такое государство возникает в конце 8 века - держава Карла Великого
-покровительствует образованию
-крупная фигура
-образуются школы при церквях и монастырях, в основном для развития религии
-начинается также хозяйственный подъем, развивается ремесло, возникают города,
-заказчики образования: церковь, общество, государство
-возникают образовательные учреждения общего типа - университеты (совокупность преподавателей и студентов) - так обозначались так как
-во Франции - объединение преподавателей
-в Италии - объединение студентов
Потом и там и там эти две корпорации объединились
-есть споры где раньше, но первый (вроде как) Болонский
-Парижский университет, а по его образцу Оксфордский и Кембриджский
-образование начиналось в низшем факультете искусств(или в философском) факультете
-6 искусств: грамматика, риторика, диалектика(тогда практически равна логике),
арифметика(умели только слагать и вычитать)
-по завершению этого факультета искусств обучение можно было закончить получив ученую степень-по результатам квалификационных требований - диспута(в этом отличие от античных школ). Магистр или мастер или доктор, такая степень давала право преподавать, но можно было учиться дальше- 3 факультета: медицинский(им славился Парижский), юридический, телеологический(им славился Болонский)
-университеты были центрами научного знания
-однако содержание этой науки было похоже на преднауку древних цивилизаций, не было цели искать новое знание
-однако шло накопление научного знания
-13 век - поворотный-активная переводческая деятельность(была и раньше, но:
-активизируется
-формируется переводческая традиция
-главный центр - в Испании, другой - на Сицилии(в Палерме)
-Александр Койер указал на важность арабоязычных переводов, комментарии разжовывали, позволяли усвоить этот материал
-усвоение происходило в 13 веке(в первую очередь Аристотелевизма),
отношение к Аристотелю было противоречиво
-Магистр Сигер Пробанский и единомышленники проповедовали авверовизм (тот же аристотелевизм в его достаточно аутентичном виде)
-главную роль в соединении Аристотеля и религии сыграл Фома Аквинский, противоречивые моменты в труда Аристотеля мог в нужном ключе перетолковать
-13 век - расцвет средневекового энциклопедиста
Альберт Великий:
-преподавал в Париже, Келне
-?ученик Аквинского
-основатель естественной философии(натуральной)
-создает много сочинений в области естествознания
-особенность - наряду с разумными мыслями содержатся и фантастичные(обладают ли растения душой, спят ли они? Ответ "да")
Его современник - Роджер Бэкон, также прославленный энциклопедист,
-особо высоко ценил математику, называя ее вратами во многие науки
-один из немногих кто начал склонятся к эмпирическому(опытному) методу познания(ремесленники не в счет)
-не был чужд и астрологии
Альберт Великий и Роджер Бэкон - главные представители средневекового энциклопедического схоластизма
МАТЕМАТИКА
Фибоначчи - Леонардо из Пизы - 1200 г.
много путешествовал, был сыном купца
главное его сочинение -
заносит в Италию десятиричную позиционную систему, в его книге говорится также о степенях, о корнях, об уравнениях
благодаря ему в Европе распространяются арабские цифры
цифры отличались, но важна была именно позиционная система
Георг Пеурбах -Иоганн Мюллер из Кенигсберга (Региомонтанус) 1436-1476
цель астрономических наблюдений:
1Гороскоп
2Календарь
в 16 веке астрология считается такой же наукой как и математика(вырос статус астрологии)
главный его труд - о треугольниках всех видов (5 книг)
открывает новую тригонометрическую функцию - тангенс
был знаком с переводом
создает таблицы синусов и тангенсов, которые активно будут использоваться мореплавателями
написал ряд работ об астрономических инструментах
16 век
математика еще более активно развивается
распространение алгебры
появляются специалисты, которые решают уравнения 2-ой и даже 3-ей степени(хранили свои произведения в секрете)
2 математика: ?? Тарталья и Канталья, соревновались между собой
Тарталья каким то чудом решил уравнение, а Канталья разузнал и опубликовал и скандал
АСТРОНОМИЯ
//переводы начавшись в 12 веке, уже не останавливались
античные астрономические знания (Альмагест Птолемея..)
! создание геоцентрической системы
Главный представитель - Николаем Коперником
результат его долгой деятельности - революционная схема - в центре находится солнце и нет никаких эпициклов
навела его на эту схему пифагорейская схема(у них в центе был центральный огонь
его главный труд - Об обращении небесных тел", его расчеты были очень точны
почти полвека труд Коперника был неизвестен
24.12.16. 2-я часть
Джордано Бруно
не астроном, но
никто таких мыслей не высказывал, все думали, что земля одна и все
Тихо де Бради(датчанин)
был крупнейшим астрономом(более крупным чем Коперник)
ему покровительствовал датский корольи его дочь, для него был построен на острове целый научно-исследовательский центр(там была обсервотория, типография..)
среди многих приборов, не было главного - телескопа(тогда еще не изобрели), но изобрел другие приборы благодаря которым открыл много звезд
новая звезда поколебала его веру
в центре у него находилась земля
ФИЗИКА
аристотелевская физика - это физика движения: естественное(источник - Бог) и вынужденное (источник-окружающая среда)
6 век. византийский ученый Иоан Филапон - придумал теорию impetus (запечатленная сила-придаем ее, затем в процессе она расходуется), эти идеи приближают движение Аристотеля к ньютоновскому движению
ЭПОХА НОВОГО ВРЕМЕНИ
средние века заканчиваются в 16 веке - но это спорный вопрос, временные рамки не являются четкими
академий в Италии, Франции, Германии насчитывались тысячами(в основном занимались изучением природы!
например, в Италии существовала академия зорких(существует и сейчас), к ней примкнул Галилей
произошла рецепция больших пластов античной культуры(не только научных знаний)
к магии относятся уважительно, как к искусству
новая европейская наука зарождалась в объединениях(?или академиях), а не в университетах. Поскольку в университетах господствовала схоластика, которая была чуждой гуманизму
на академии обращают внимание монархи
первое - лондонское королевское общество (покровительство монарх оказал, а денег не дал), поэтому ученый зарабатывал преподаванием
во Франции - король берет под покровительство научную Парижскую академию, //например, Руссо выиграл конкурс этой академии написав сочинение//, причем фр. король был щедрее английского и давал денег, которые позволяли существовать ученым как профессионалам
парижская академия финансировала исследования
в 1725 г. академия возникает в России, благодаря Петру в России создается целый куст науки: создает университет и гимназию(университет жил с трудом, так как был чужд тогдашнему обществу), русская академия была одна из самых(если не самая) богатая
академии могли обеспечить исследование и обмен информацией, но не могла воспроизводить новые знания
сначала происходит размежевание науки и образования, а потом они объединяются(наука проникла в содержание образования
наука в область астрономии, медицины.. не проникала, барьеры отпали после буржуазных революций
иеархия, ученые звания(академии теперь это тоже могут)
17-18 век - в конце этого периода образование и наука слились, образование стало готовить ученых
в 17 столетии - наука сильно окрепла, монархи соревнуются между собой у кого наука лучше
Результаты научной революции:
3 области затронула в наибольшей степени:
1.математика
2.астрономия
3.физика
МАТЕМАТИКА
Колмогоров поделил всю ее историю на 4 периода
возникновение - до др. Греции
до 17 века
..период величин
современная математика (с 19 столетия)
первые пионеры элементарной математики - любители(из которых немало было юристов)
Франсуа Виет, Рене Декарт, Пьер Ферма(1601-1655)
Виет вводит буквенное обозначение переменных
Декарт ввел обозначение искомых переменных - "x", "y", + и -, скобки, и, конечно, система координат
Ферма закладывает основы теории вероятности
Джозеф Непер - исчисление логарифмов, конец 17 века, создает первые таблицы логарифмов
исчисление бесконечно малых: .., Лейбниц
Таким образом в 17 веке заканчивается элементарная математика, образуется математика переменных величин
АСТРОНОМИЯ
Галилей создает телескопную астрономию
позже революция - радиоволны(радиотелескопы), позже революция(выведение телескопов за пределы земли)
Галилео, его гениальность составляла в том, что уже существовавшие зрительные трубы направил на небо, казалось бы так просто, но это скачок в мышлении, так как тогда считалось, что это все равно, что литературное произведение изучать осцилогрофом
телескоп Галилея увеличивал в 600 крат(изготовил его сам, линзы - сам, шлифовал стекла), позднее изготовил телескоп в 1000 крат, первые телескопы имели небольшие линзы, так как сложно шлифовать
Галилей с помощью телескопа:
открыл млечный путь(туманность и звезды)
увидел разную удаленность звезд друг от друга
наблюдал луну
солнце(увидел на нем пятно)
увидел, что Венера ?вращается
открывает 4 спутника Юпитера - это был предмет его особой гордости
Галилей:
соединил астрономию и физику
астрономические наблюдения в 2-х работах: астрономический вестник, диалог о двух картинах мира
! аргумент Птолемея - иначе центробежная сила смела бы все с земли, аргумент Галилея это корабль с людьми(они же с него не слетают, так как двигаются с той же скоростью, что и корабль, а земля это тот же корабль)
его обязали отречься от своих открытий
Ученики Галилея основали во Флоренцию академию
Галилей дал толчок развитию астрономии, телескопы стали менятся и вширь и внутрь
по новому принципу телескоп создается Ньютоном
Иоган Кеплер
немец из бедной семьи
зарабатывал преподаванием, составлением гороскопов(поэтому и астрономией)
Тихо де Браги передал Кеплеру свои измерения, Кеплер пришел к тому, что планеты вращаясь вокруг солнца вращаются вокруг своей оси
вывел 3 закон Келера:
1.Планеты двигаются вокруг солнца по элиптическим орбитам
2.скорость движения планет по орбите не равномерна, но почему это объяснить не мог, только описал
-в своих работах он не отказывался от идеи небесных сфер и о небесной гармонии(в этом противоречие)
-Галилей скептически относился к идеям Кеплера
!это лишь начало революции в астрономии
! Следующая лекция 14 января
Лекция №7 от 14.01.2017
-математика оказала огромный эффект в новое время,
-экспансия геометрического метода началась сразу же
Бенедикт Спиноза:
-хотел этику упорядочить как и геометрию(?или математику)
///Гобс сравнивая политические науки с естественными, говорил что в этих науках все шатко, все неточно//
Астрономия в новое время:
-изобретение телескопа
-Кеплер
-Ньютон
Физика
-в ней происходили революционные изменения - в том что госпотствующая аристотелевская физики(движение делил на вынужденные и естественные) - революция - в создании новой теории движения(в первую очередь это Галилей)
-ранее мы знакомились с Галилеем как с астрономом, но большую заслугу он имеет как физик(поскольку его открытия в астрономии было следствием его открытий в физике)
-Галилео Галилей(1564-1642), до него господствовали схоласты(основывались на аристотеле)
-начинает систематического исследование ...
-доказывает, что свободное падение тел не зависит от их массы
-открывает ускоренное движение
-открытие законов движения маятника(предвосхитил появление маятников часов)
-открывает законы движения брошенного тела, скорость брошенного тела состоит из горизонтальной и вертикальной скорости(поэтому двигается по параболе) !но Галилео тогда еще не знал о земном притяжении
-Галилей опроверг птолемеевскую теорию(центробежная сила снесла бы все что есть на земле) примером, корабля который движется и люди на котором двигаются с такой же скоростью (и не слетают)
-фактически создает новое учение о движении(но это лишь первые кирпичики)
Рене Декарт
-один из философов-новаторов
-первоначально был далек от науки, случайно увлекся математикой
-получил схоластическое образование(что оказало на него влияние)
-его идея - в основе Бог(единственная не сотворенная субстанция), но революционность его в том, что Бог у него рациональный, он не творит мир как по библии. Он только создает субстанции(материальные и духовные). Все что телесно имеет тот же атрибут что и дистанция - оно протяженно. А духовная сфера - мыслящая. Но живут эти две сферы уже сами по себе, а не по воле Бога
-дал начало психофизиологическому параллелизму(что эти две сферы живут независимо друг от друга)
Декарт - как методолог
-формирует замысел всеобщей математики - формализация всего знания, сведение всего с помощью дедукции. Так нужно строить систему знаний обо всем
Декарт(1590-16
-был рационалистом, к опыту относился скептически
-его телесная субстанция протяженна - это не нечто целое, она разделена на карпускулы(но это не атомы, любая карпускула может делиться до бесконечности, карпускулы могут быть любого размера)
-все эти карпускулярные частицы плотно прилегают друг к другу(материя в этом случае напоминает(кисель), !пустот нет. Здесь влияние перепотетической физики - аристотелевская идея непрерывности. Карпускулы могут двигаться друг относительно друга
-получив первотолчок карпускулы завихряются(начинают толкать друг друга). Они завихряются потому что вселенная замкнута(еслибы была бесконечна то тела двигались бы прямолинейно). Тела вращаются. Так возникает множество космических вихрей и образуются сгустки
-эта теория объясняет земное притяжение - давление сгустков на други карпускулы
-свет-мгновенная передача толчка от одной корпускулы к другой
-понятие места(у аристотеля под местом некоторый невидимый сосуд, который облегает тело)
-карпускулы могут двигатся друг относительно друг друга - это истинное движение
-отвергал покой
-отвергал пустоту
-формулирует первые законы движения
-если Галилей революционер как пионер, то Декарт выводит естественное знание
1-ый закон -
2-ой
3-ий
Они очень похожи на 3 закона, которые позднее откроет Галилей
-учение Декарта получает широкое распространение
-картезианство распространяется на континенте и в проникает в Англию
-однако, несмотря на такое влияние Декарта было немного(но крупные) критики картезианства
-Спиноза - 2 атрибута(мышление и природа - 2 проявления Бога)
Пьер Гассенди(1592-1655), (современник Декарта), издает работу "Философия эпикура"
-этическая доктрина Эпикура(объявлял удовольствие главным)
!!! Разница между атомами и карпускулами - атомы не делятся
!от Бога никто тогда не отказывался, по Гассенди(вместе с Эпикуром возвращается атомизм), все состоит из атомов(обладают тяжестью, тверды, непроницаемы, неделимЫ, !между ними находится пространство!)
-могут быть как сами по себе, так и соединятся друг с другом - введено понятие молекулы(из латыни - маленькая масса)
-не создает такой целостной физики как Декарт, но пытается объяснить теплоту...
-оказал влияние на Ньютона
Исаак Ньютон(1643-1727)
-завершил научную революцию, начатую Галилеем
-сын крестьянина
-был замкнутым, необщительным
-первоначально занимался оптикой, впервые применил призму(делает более компактными и позволяет избежать оптических дефектов)
-открывает дисперсию белого света(белый свет - сложное явление, разлагает белый свет - это дисперсия)
-из дверного проема луч свет попадает на линзу, которая разлагает его на несколько лучей разного цвета
-но не только разложил свет, но и собрал его(также с помощью линз)
-самую большую славу снискал открытием закона всемирного тяготения(обязан этому вынужденному отъезду изза чумы из Лондона, и два года проведенные в деревне - самые плодотворные)
-!!!!!!!встает на позицию феноменологического подхода - описание феномена(явления), но не объясняются причины этого явления
-сила притяжения прямо пропорционально массе и обратно пропорциональна квадрату расстояния
-из закона всемирного тяготения получают объяснения различные теории(например законы Кеплера)
Законы Ньютона:
-очень похожи на формулировки декана
-законы движения больше приложимы к земным явлениям
-на основе закона тяготения объяснил приливы(до этого госпосдствовало декартовское объяснение - давление карпускул)
-фундаментальная работа - "Математические начала естественной философиии"
-не состоял в браке, не имел детей. Занимался только наукой, ничем другим больше не интересовался. Фраза Ньютона:"Я не знаю каким я кажусь другим, но себе я кажусь ребенком, который бегает у берега моря и найдя новый камешек или ракушку - радуется, в то время как перед ним колышется бескрайнее море истины
-был набожным, коллекционировал евангелии
-пришел к выводу что вселенная бесконечна, если бы это было не так, то всемирное тяготение слипло бы все в единый комок
-тела в мире разделены пустым пространством(соглашается с горсеенско-эпикуровском учением), все состоит из атомов
-! Отличие от Декарта - ! Бог содействует миру!
-мир неустойчив в силу всемирного тяготения, планеты влияют друг на друга.
Неустойчивость контролируется Богом. Откуда Бог знает кого ускорить, кого затормозить - через пространство
-убежден в необходимости Бога, поскольку невозможно представить как образовалось такое сложное многообразие по случайности(пример с подкидыванием букв и случайным образованием войны и мира)
Лаплас:
-математик, в 70-80 годы на основе мат. анализа движения сатурна и юпитера, пришел к тому, что суммарные ускорения равны нулю. Пришел к тому что вселенная устойчива - миру ничего не угрожает
-в 1896 опубликовал набросок своей крупной работы
-Лаплас своими уточнениями завершает классическую механику. В его мире все функционирует четко
-считал, что можно просчитать будущее путем уравнения, в котором только одна неизвестная - время. Где тело будет через 3 секунды.. Поскольку все состоит из атомов
-!! принципиальное отличие - от предыдущих представителей классической физики - отрицание Бога
!!! - оказывается, невозможно (и это будет установленно физикой позже) просчитать будущее. Поскольку существует неопределенность. Неопределенность для механистической физики неприемлема. У такой физики - нет ничего неопределенного, все подчиняется законам , все детерминировано!!! Лапласовский детерменизм!!!
Физиология
-не происходило революции, но были открыты новые знания
-механистическая физиология
Среди пионеров физиологии был
Уильям Гарвей(1578-1657)
-главное открытие - большой круг кровообращения
-человек для него это машина, сердце всего лишь мышца качающая кровь
-несколько десятилетий раньше был открыт малый круг кровообращений
-завершает исследование системы кровообращения
-эта концепция способствовала распространению механистической картины мира Редукция - объяснение сложного путем свидение его к простому
-тело человека это карпускулы различной плотности(по Декарту), организм человека - сложная машина, с рычагами, маятниками..
-из-за того тело человека замкнуто, то движение в нем круговое. Все есть машины
-отличие человека от животного - человек обладает душой
-позже будет написана работа Ламетри "Человек - машина", опровергал точку зрения, что душа существует вне зависимости от человеческого тела. Эта позиция стала называться спиритизмом(душевная жизнь человека - душевная функция его тела)
-Ньютона выхолостили убрав из него божественную составляющую - как источник всего
Микрография:
-это астрономия наоборот
-главным орудием микрографии стал своего рода телескоп наоборот - микроскоп
-пионеры