Подозрительность и недоверчивость

Подозрительность и недоверчивость присущи лицемеру, который судит о тебе по себе.

Помести перед глазами желтую стекляшку – солнечный свет окрасится в желтый цвет.

Разбей это стекло – и ты отличишь прах от человека.

Пыль поднимается всадником, а ты-то воображал, что пыль – это Божественный человек.

Иблис увидел пыль и захотел узнать, чем Адам, слепленный из глины, лучше его, сотворенного из огня.

Покуда ты видишь близких к Богу как обычных людей, знай, что таким восприятием одарил тебя Иблис.

Если ты – не дитя Иблиса, о упрямец, как наследство этой шавки попало к тебе?

Я [Руми] не шавка, я лев Господа, поклоняющийся Богу; лев Господа освобождается от внешней формы.

Лев мира ищет добычу и пропитание; лев Господа взыскует свободы и смерти.

Он видит в смерти сотни жизней и сжигает свое бытие как мотылек.

ММ I 3957-3966

Иблис как низшая душа (нафс)

Некоторые суфийские мастера полагали, что Иблис – это низшая душа и ее склонности. Они усматривали сущность Иблиса в том, что он обретается в человеке и не имеет отдельного бытия. Поясним это с помощью подборки цитат.

* * *

Ежедневно страсти облекаются в триста шестьдесят различных Божественных одеяний, приглашая странника сойти с пути; однако пока страсть ко греху не проявится в человеке, Сатана не может проникнуть в сердце его и внутреннее бытие.

Когда предрасположенность к страстям возрастает, Сатана использует это и лелеет ее, проецируя на сердце. Это и есть "искушение". Таким образом, оно начинается со страсти, и это одно из наиболее подлых нападений. Поэтому на слова Иблиса "Клянусь Твоим величием, я соблазню их всех" (38:82) Господь ответил так: "Поистине, рабы Мои, – нет для тебя над ними власти, кроме тех из заблудившихся, кто последовал за тобой" (15:42).

Итак, на самом деле Иблис – не более чем чувственная душа и страсти человека. Пророк имел в виду именно это, когда говорил: "Нет никого, над кем бы не взял верх Сатана, кроме Омара, который взял верх над своим Сатаной [своими страстями]".

КМ 262

Подозрительность и недоверчивость - student2.ru

Низшая душа и Сатана

С самого начала были заодно,

Оба завидовали Адаму

И были его недругами.

ММ III 3197

Низшая душа и Сатана существуют как одно,

Хоть они и являют себя в двух обличьях.

ММ III 4053

Один человек сказал другому:

– Иблис из гордости приходит и подстерегает меня во время присутствия[118].

Поскольку у меня нет сил бороться с ним, тревога входит в мое сердце в ответ на его хитрости.

Что мне делать, чтобы спастись от него и насладиться вином духовной жизни?

– Пока шавка эго с тобой, – ответил его друг, – Иблис не отстанет от тебя.

Льстивые речи Иблиса основаны на твоем же собственном самообмане; все без исключения твои желания и есть твой Иблис.

Ты удовлетворишь одно из желаний – в тебе возникнет еще сотня Иблисов.

Эта негодная яма мира, которая служит тюрьмой, – владения Сатаны от края и до края.

Стремись держать руки подальше от его владений, тогда и он ничего не сможет поделать с тобой.

Аттар МТ

Суфийские истории об Иблисе

В своих текстах суфии приводят забавные и ироничные истории об Иблисе, две из которых мы помещаем ниже.

Однажды Соломон обратился к Богу с просьбой:

– О Господь Всемогущий! Ты отдал под мое начало джиннов и людей, птиц и животных. Возможно ли присоединить к ним также и Иблиса? – я заточу его в темницу.

– Ах Соломон, – ответил Бог, – не настаивай на этом, не будет тебе от этого никакого прибытка.

– Господи Всемогущий, – взмолился Соломон, – даруй исполнение моей просьбы хотя бы на два дня!

– Да будет так, – сказал Бог. И Соломон заключил Иблиса в темницу.

Обладая такой полнотой власти, Соломон по-прежнему трудился, чтобы заработать на хлеб. Каждый день он плел корзину и продавал ее за две хлебные лепешки, которые делил в мечети с одним бедняком, приговаривая: "Бедняк водит компанию с бедняками". В тот день, когда он заточил Иблиса в темницу, он понес корзину на базар, но никто не купил ее, поскольку в тот день никто ничего не продавал и не покупал, – все молились. В тот день Соломон так и не поел. На следующий день он, как обычно, сплел корзину – и вновь никто не купил ее. Соломон был очень голоден и со стенаниями воззвал к Богу:

– О Всемогущий Господь! Я голоден, ибо никто не покупает корзин.

– О Соломон, – пришел ответ, – разве ты не понял, что с тех пор, как ты заключил в темницу господина базарных торговцев, дверь торговли закрыта для человечества, а это нехорошо для людей!

КАМ VIII 360

Саади в Бустане рассказывает:

Как-то один человек сидел и обманывал других, рассказывая небылицы. Собираясь уходить, он выругался в адрес Иблиса.

Встретив его, Иблис сказал: "Никогда я не видел такого простофили, как ты.

Ты и я – одного поля ягода, отчего же ты затеваешь вражду со мной?"

Подозрительность и недоверчивость - student2.ru

Азизоддин Насафи об Иблисе

Наши рекомендации