Я провел в ревностном служении
Моим служением
Наполнились тьмы тем сокровищниц.
В хранимой скрижали я прочел,
Что появится проклятый.
Я предполагал,
что им может быть кто угодно – кроме меня.
Адам был из глины, я – из чистого света.
Я сказал: "Я – единственный''',
Но именно он был единственный.
Ангелы сказали: "Ты не поклонился!''
Мог бы я так поступить,
Если бы не исполнял то, что Он повелел мне?
О душа, приходи,
не будь зависимой от своих молитв;
Этот стих – для просвещения мирских людей.
И, наконец, я узнал, что судьба избрала для меня;
Сотни ручьев истекли из этих глаз.
О рассудочные в любви, я – тоже без греха;
Никому не найти пути к Богу без Его воли.
Санаи
Однажды вечером Моисей шел в Синай,
Иблис приблизился к нему.
Моисей спросил проклятого:
"О ты, кто столь хвастлив,
почему ты не поклонился Адаму?"
Проклятый ответил:
"О ты, принятый Богом,
Без всякой причины Он отверг меня Своей властью.
Если б была у меня возможность поклониться,
я был бы "собеседующим с Богом"[86], как ты.
Однако Бог пожелал, чтобы я ответил неправильно,
Так и случилось.
Моисей сказал:
"О ты, поймавший в силок самого себя,
ты никогда не вспоминаешь Бога?"
Иблис ответил:
"Поскольку я люблю Его,
Я никогда не забываю о Нем, даже на миг.
Насколько Его гнев ко мне возрастает,
настолько возрастает моя любовь к Нему".
Хотя проклятый – вдали от Божьих пределов,
он, по словам Моисея, – в присутствии Божьем.
Хотя проклятие испепелило его сердце,
Оно, тем не менее, усилило его жаждание.
Если даже Сатана столь пылок на пути –
Что же говорить о твоей любви к Возлюбленному?
Аттар
Несравненный сказал:
"Странствуя в пустыне,
Я увидел два черных потока.
Я пошел вдоль них,
Думая добраться до истока,
И заметил, что течение в них очень бурное.
И вот я набрел на камень и увидел Иблиса –
Он лежал на земле.
Его глаза были как два облака, напитанные кровью,
И из каждого истекал кровавый поток.
Его слезы падали как дождь,
он выл, повторяя вновь и вновь:
"То, что произошло со мной,
Не имеет никакого отношения к Богу,
Однако цвет моей судьбы чёрен.
Никому не нужно мое послушание,
Поэтому они возложили бремя греховности
На мою спину.
Кому еще выпадало такое?
Ни с кем не случалось подобного".
Аттар ИН 104
Шибли, этот имам, возжигающий мир,
однажды поднялся на Арафат[87].
Внезапно он увидел Иблиса.
Он позвал его: "О проклятый Божьего двора!
Ты лишен правой веры и поклонения,
Что же ты бродишь среди паломников?
Тебя жжет раскаяние
По поводу твоей чернойучасти?
Или ты еще надеешься
получить временное облегчение?"
Когда Иблис, исполненный скорби,
услышал эти слова, он вскричал:
"О, шейх мира!
Сотни тысяч летя поклонялся Богу,
Между страхом и надеждой.
Я указывал ангелам путь
В Божественное присутствие.
Я вел странников к Божественным пределам.
Мое сердце было переполнено величием Божьим,
Я свидетельствовал Его исключительность.
Обретя все это, я был неожиданно, без причины,
Изгнан от Его двора.
Никто не посмел спросить,
Почему столь приближенный
Был удален так поспешно.
Если Бог допустит меня – и вновь без причины –
это не будет удивительным;
здесь – тайна превыше моего постижения.
Поскольку мое изгнание не имело оснований,
Также безосновательным будет
И Его призывание.
В действиях Бога нет "зачем" и "почему",
Так что не подобает
Утрачивать надежду на Него.
Его гнев повелел мне уйти,
И потому будет неудивительно,
если Его милость призовет меня обратно".
Аттар ИН 294-295
Некто спросил Иблиса:
"О несчастный, когда стало ясно,
Что ты проклят,
Почему ты принял это всей душой
И спрятал глубоко в сердце,
как сокровище?"
Иблис ответил:
"Проклятие – это стрела Царя;
Перед тем, как пустить ее,
Он смотрит на цель.
Если у тебя есть глаза, лови взгляд лучника,
устремленный на цель, а не его стрелу"[88].
Аттар ИН 109
Сын Имрана[89] с сердцем,
Погруженным в свет,
Пошел на гору Синай,
Чтобы общаться с Богом.
По пути он встретил главу времен,
управителя воинства отверженных[90].
Моисей сказал:
"Чем тебя не устроило поклонение Адаму?
Отвечай истинно".
Иблис молвил:
"Любящий, завершивший путь,
не преклоняется ни перед кем, кроме Бога".
Моисей сказал:
"Кто предан Другу,
искренне повинуется его повелениям".
Иблис ответил:
"Целью этого повеления было испытать любящего,
а не призвать его поклониться".
Моисей сказал:
"Если это так,