Я провел в ревностном служении

Моим служением

Наполнились тьмы тем сокровищниц.

В хранимой скрижали я прочел,

Что появится проклятый.

Я предполагал,

что им может быть кто угодно – кроме меня.

Адам был из глины, я – из чистого света.

Я сказал: "Я – единственный''',

Но именно он был единственный.

Ангелы сказали: "Ты не поклонился!''

Мог бы я так поступить,

Если бы не исполнял то, что Он повелел мне?

О душа, приходи,

не будь зависимой от своих молитв;

Этот стих – для просвещения мирских людей.

И, наконец, я узнал, что судьба избрала для меня;

Сотни ручьев истекли из этих глаз.

О рассудочные в любви, я – тоже без греха;

Никому не найти пути к Богу без Его воли.

Санаи

Однажды вечером Моисей шел в Синай,

Иблис приблизился к нему.

Моисей спросил проклятого:

"О ты, кто столь хвастлив,

почему ты не поклонился Адаму?"

Проклятый ответил:

"О ты, принятый Богом,

Без всякой причины Он отверг меня Своей властью.

Если б была у меня возможность поклониться,

я был бы "собеседующим с Богом"[86], как ты.

Однако Бог пожелал, чтобы я ответил неправильно,

Так и случилось.

Моисей сказал:

"О ты, поймавший в силок самого себя,

ты никогда не вспоминаешь Бога?"

Иблис ответил:

"Поскольку я люблю Его,

Я никогда не забываю о Нем, даже на миг.

Насколько Его гнев ко мне возрастает,

настолько возрастает моя любовь к Нему".

Хотя проклятый – вдали от Божьих пределов,

он, по словам Моисея, – в присутствии Божьем.

Хотя проклятие испепелило его сердце,

Оно, тем не менее, усилило его жаждание.

Если даже Сатана столь пылок на пути –

Что же говорить о твоей любви к Возлюбленному?

Аттар

Несравненный сказал:

"Странствуя в пустыне,

Я увидел два черных потока.

Я пошел вдоль них,

Думая добраться до истока,

И заметил, что течение в них очень бурное.

И вот я набрел на камень и увидел Иблиса –

Он лежал на земле.

Его глаза были как два облака, напитанные кровью,

И из каждого истекал кровавый поток.

Его слезы падали как дождь,

он выл, повторяя вновь и вновь:

"То, что произошло со мной,

Не имеет никакого отношения к Богу,

Однако цвет моей судьбы чёрен.

Никому не нужно мое послушание,

Поэтому они возложили бремя греховности

На мою спину.

Кому еще выпадало такое?

Ни с кем не случалось подобного".

Аттар ИН 104

Шибли, этот имам, возжигающий мир,

однажды поднялся на Арафат[87].

Внезапно он увидел Иблиса.

Он позвал его: "О проклятый Божьего двора!

Ты лишен правой веры и поклонения,

Что же ты бродишь среди паломников?

Тебя жжет раскаяние

По поводу твоей чернойучасти?

Или ты еще надеешься

получить временное облегчение?"

Когда Иблис, исполненный скорби,

услышал эти слова, он вскричал:

"О, шейх мира!

Сотни тысяч летя поклонялся Богу,

Между страхом и надеждой.

Я указывал ангелам путь

В Божественное присутствие.

Я вел странников к Божественным пределам.

Мое сердце было переполнено величием Божьим,

Я свидетельствовал Его исключительность.

Обретя все это, я был неожиданно, без причины,

Изгнан от Его двора.

Никто не посмел спросить,

Почему столь приближенный

Был удален так поспешно.

Если Бог допустит меня – и вновь без причины –

это не будет удивительным;

здесь – тайна превыше моего постижения.

Поскольку мое изгнание не имело оснований,

Также безосновательным будет

И Его призывание.

В действиях Бога нет "зачем" и "почему",

Так что не подобает

Утрачивать надежду на Него.

Его гнев повелел мне уйти,

И потому будет неудивительно,

если Его милость призовет меня обратно".

Аттар ИН 294-295

Некто спросил Иблиса:

"О несчастный, когда стало ясно,

Что ты проклят,

Почему ты принял это всей душой

И спрятал глубоко в сердце,

как сокровище?"

Иблис ответил:

"Проклятие – это стрела Царя;

Перед тем, как пустить ее,

Он смотрит на цель.

Если у тебя есть глаза, лови взгляд лучника,

устремленный на цель, а не его стрелу"[88].

Аттар ИН 109

Сын Имрана[89] с сердцем,

Погруженным в свет,

Пошел на гору Синай,

Чтобы общаться с Богом.

По пути он встретил главу времен,

управителя воинства отверженных[90].

Моисей сказал:

"Чем тебя не устроило поклонение Адаму?

Отвечай истинно".

Иблис молвил:

"Любящий, завершивший путь,

не преклоняется ни перед кем, кроме Бога".

Моисей сказал:

"Кто предан Другу,

искренне повинуется его повелениям".

Иблис ответил:

"Целью этого повеления было испытать любящего,

а не призвать его поклониться".

Моисей сказал:

"Если это так,

Наши рекомендации