Легкая акустико-мнестическая афазия
1) Спонтанная и диалогическая речь обеднена,
с редкими вербальными парафазиями и паузами
для поиска нужного слова 1
2) Повествовательная речь затруднена больше,
чем спонтанная. Отмечаются трудности в подборе
слов, вербальные замены не только слов, но и
целых предложений, число слов в пересказе обыч-
но превышает число слов в образце 2
3) Повторение гласных звуков, слогов и слов
(простых и сложных) сохранено О
4) Удерживаются и воспроизводятся все эле-
менты речевой цепи, но не сохраняется заданный
порядок их следования, отмечаются негрубые ис-
кажения отдельных элементов речевого ряда 1
5) Называние предметов и действий нарушено
легко, увеличено время припоминания слов. За-
труднения при назывании более редко употребля-
емых объектов и действий 1
6) Чтение вслух сохранено О
7) Чтение про себя сохранено, оно способствует
пониманию текста, осмышление которого со слуха
обычно затруднено О
8) Письмо под диктовку и Самостоятельное
возможно, но соответствует особенностям экспрес-
сивной речи и зависит от объема удержания речи
на слух 1
Семантическая афазия
Умеренная степень выраженности1
1) Спонтанная, диалогическая и мопологическая
речь обычно сохраняется, но может быть лекси-
чески обеднена. Редко употребляются сложные ре-
чевые обороты - причастные и деепричастные,
описательные. В речи мало прилагательных и ме-
тафор 0-1
2) Повествовательная речь затруднена. Плохо
осмышляется смысл прочитанного эксперимента-
тором текста. При пересказе отсутствуют или на-
рушаютсй связи как внутри предложения, так и
между ними. Встречаются ошибки в согласовании 1-2
3) Функция называния может быть сохранена
или легко нарушена. Наименование предмета иног-
да заменяется описанием действия 0-1
4) Отраженная речь возможна, но встречаются
редкие ошибки при воспроизведении сложных,
многосложных редко встречающихся слов, а также
развернутых и сложных предложений 1
5) Грубые нарушения понимания логико-грам-
матических конструкций, отражающих пространст-
венные и «квазипространственные» (интеллектуаль-
ные) отношения 2-3
6) Произносительные нарушения речи отсут-
ствуют О
7) Чтение вслух сохраняется О
8) Чтение про себя в той или иной степени
неполноценно - от трудностей в понимании слож-
ных письменных заданий до непонимания или
плохого понимания содержания прочитанного тек-
ста 1-3
9) Письмо под диктовку и письмешюе вы-
сказывание возможно. Ошибки, встречающиеся в
самостоятельном письме, чаще всего в виде за-
мены сходных букв, зеркальном написании букв,
забывании той или иной графемы 1
1 Симптомокомплекс легкой семантической афазий (встречается чрезвы-
чайно редко) аналогичен умеренной и отличается лишь меньшей степенью
выраженности всех перечисленных речевых характеристик Ведущий симптом-
трудности понимания логико-грамматических конструкций - оценивается «1»
и «2»
10) Апракто-агностические расстройства разной
степени выраженности: конструктивная апраксия,
пальцевая агнозия или нарушение позы пальцев,
акалькулия, нарушение схемы тела и право-левой
ориентировки, затруднения ориентировки в геогра-
фической карте; могут быть оптико-пространст-
венные нарушения. Перечисленные теменные сим-
птомы присутствуют в полном объеме или час-
тично 1-2
3.2.7. Смешанная сенсорно-эфферентная моторная
афазия (сочетание эфферентной моторной афазий
с сенсорной акустико-гностической)
Грубая и выраженная
I) Спонтанная и диалогическая речь отсутст-
вует, речевые остатки в виде эмбола или нечле-
нораздельных речевых остатков, напоминающие
«ворт-салат» 3
2) Склонность к логорее, повышение «речевой»
активности 1
3) Произносительные нарушения в виде нару-
шения мелодики речи - дезавтоматизация с за-
труднениями приступа к слову, запинаниями, пер-
северациями 2
4) Автоматизированная речь отсутствует, иногда
удается сопряженное перечисление числового ряда
до 10. 3
5) Воспроизведение изолированных гласных и
согласных звуков недоступно 3
6) Повторение слов и предложений полностью
отсутствует или грубо искажается даже при со-
пряженном произношении 3
7) Называние практически отсутствует, подсказ-
ка и контекст не помогают 3
8) Полная или почти полная невозможность
понимания ситуативной речи, простых команд, же-
стов 3
9) Чтение вслух слов и текста невозможно 3
10) Чтение про себя отсутствует 3
11) Письмо самостоятельное и под диктовку
отсутствует 3
12) Речеслуховой гнозис грубо нарушен 2
13) Теменные симптомы (нарушение конструк-
тивного праксиса, схемы тела, цепи движений,
пальцевого гнозиса) выявлялись в изолированной
виде, а не в виде всего симптомокомплекса 1