Идеаторный и идеомоторный праксис
59. Действия с реальными предметами
Предлагается испытуемому:
причесаться; расстегнуть и застегнуть пуговицу;
снять и одеть куртку (халат) и др.
1 Могут быть и другие задания, аналогичные по сложности.
3-1559 65
60. Действия с воображаемыми предметами:
показать как чистят зубы, пилят дрова,
размешивают сахар в чашке и т. п.
*61. Выполнение символических действии:
попрощаться, молча позвать кого-либо,
отдать воинское приветствие и т. п.
КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРАКСИС
62. Складывание из палочек по образцу 3-х фигур (использу-
ется обычно школъный набор счетных палочек):
квадрата, ромба, сложной ломаной линии
из 10 линейных отрезков
*63. Рисование по вербальному заданию:
звезды, домика, кубика, ромашки, лица, стола.
*64. Срисовывание 3-х объемных геометрических фигур:
куба, пирамиды, усеченной пирамиды (рис. 6).
*65. Рисование 3-х фигур с переворачиванием их на 180° в гори-
зонталъной и вертикалъной плоскости (2 — в горизонталъной пло-
скости справа налево и наоборот и 1 — в вертикалъной). Рис. 7.
*66. Рисование геометрических фигур и графических стереоти-
пов (по образцу) в левом поле зрения (для праворуких). Рис. 8.
ДИНАМИЧЕСКИЙ ПРАКСИС
*67. Проба «кулак — ладонь — ребро» по зрителъному по-
казу (выполняется, если позволяет неврологический статус,
попеременно каждой рукой):
кулак — ладонь — ребро; ребро — кулак — ладонь.
Каждый из вариантов выполняется 3 раза, всего 6 проб.
*68. Усвоение заданной последовательности движений паль-
цев по проприоцептивному показу (глаза испытуемого закрыты,
каждое задание выполняется 3 раза — всего 6 проб), например:
1—3—2 пальцы; 2—1—4 пальцы; 5—3—1 пальцы.
69. Усвоение заданной последовательности движений пальцев
(постукивание по столу) по зрителъному эталону, например:
2—3—4 пальцы; 1—5—2 пальцы; 3—5—1 пальцы.
*70. Воспроизведение заданного графического стерсотипа.
Заполнить строчку сериями:
006660066600 ...
СеееСеееСеееС ...
XXOOOXXOOOOXX...
При повторных исследованиях серии можно менять, так же
как и задания в предыдущих пробах.
ОРАЛЬНЫЙ ПРАКСИС
71. Простые движения губ и языка, например:
высунуть язык; надуть щеки;
поместить язык между зубами и нижней губой и т. д.
72. Символический оральный праксис (действия без предме-
тов и объектов), например:
показать, как задувают горящую спичку,
изобразить поцелуй, сплевывание.
При оценке результатов выполнения проб по разделу «прак-
сис» уточняют, не связаны ли нарушения праксиса с речевыми
расстройствами. Так, например, при невозможности выпол-
нить пробы по вербальной инструкций, избирательность нару-
шений праксиса проверяют в пробах на подражание. Следует
также учитывать и особенности двигательных операций (коор-
динации движений, персеверации, эхопраксии и т. д.). Обра-
щают внимание на способности испытуемого правильно
самостоятельно раздеться и одсться (апраксия одевания), на
ошибки в левом или правом поле зрения в пробах на зри-
тельно-конструктивные действия, а также на элементы изло-
жения одного рисунка на другой при рисовании по инструк-
ций двух или более рисунков на одном листе бумаги1.
VII. ВОСПРИЯТИЕ ШУМОВ, РИТМОВ И МЕЛОДИИ
73. Узнавание знакомых шумов:
шелеста бумаги; хлопания в ладоши;
звона клгочей (монет) и др.
*74. Узнавание (идентификация) различных ритмов.
Экспериментатор задает ритм по схеме постукиванием по
столу —испытуемый должен найти идентичный «ритм» на той
же схеме (6 вариантов). Рис. 9.
*75. Воспроизведение предъявляемых на слух ритмических по-
следователъностей (по той же схеме — 6 вариантов).
76. Узнавание мелодии 3-х общепопулярных песен, напетых
экспериментатором или воспроизведенных на магнитофоне,
который обычно используется для записей образцов экспрес-
сивной речи испытуемых с речевыми дефектами.
1 Дополнительно могут анализироваться результаты выполнения теста
Бентона
VIII. СХЕМА ТЕЛА
*77. Право-левая ориентировка.
Испытуемого просят показать: свою левую руку; правую ру-
ку экспериментатора (сидит рядом с испытуемым); левую руку
экспериментатора (сидящего напротив испытуемого со скре-
щенными на груди руками).
ПАЛЬЦЕВОЙ ГНОЗИС
*78. Показ палъцев по подражанию.
Покажите, пожалуйста: показывают 3-й палец; 5-й палец;
2-й палец; 3-й палец; 4-й палец; 1-й палец.
*79. Показ палъцев по вербальной инструкций.
Покажите, пожалуйста: указательный палец; мизинец; сред-
ний; большой; мизинец; безымянный.
80. Называние палъцев.
Показывают для называния: указательный палец, большой,
мизинец, средний, безымянный, средний.
Экспериментатор показывает пальцы попеременно то левой,
то правой руки, изменяя каждый раз положение кисти в про-
странстве.
В оценку (№№ 80—83) правильности выполнения проб
включается и смена рук испытуемого в том случае, если ему
позволяет это сделать неврологический статус.
*81. Воспроизведение позы палъцев по зрителыюму образцу.
Показывают 6 вариантов позы пальцев, сидя напротив ис-
пытуемого (или демонстрируя рисунки —образцы). Рис. 10.
*82. Воспроизведение соотносительного положения кистей
двух рук (6 вариантов). Рис. 11.
83. Воспроизведение соотносительного положения руки по
отношению к лицу (б вариантов). Рис. 12.
Пробы 81—83 проводят также, сидя напротив испытуе-
мого.
При анализе успешности выполнения блока «схема те-
ла" следует помнить об элементах анозогнозий, например,
неосознания пареза в левых конечностях, болезни в целом
и др.
IX. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ
84. Ориентировка в реалъном пространстве.
Узнавание своей палаты, ординаторской, туалета и т. и.
(оценивается по данным клинического наблюдения и анамнеза
со слов персонала или родственников).
85. Схема пространственных отношений.
Испытуемому предлагается нарисовать план своей палаты
с указанием расположения: двери, окон, кроватей.
*86. Части света.
Экспериментатор ставит на бумаге точку и, обозначив ее
«севером», просит испытуемого схематически показать соотно-
шение частей света: юг, запад, восток, юго-запад, севсро-вос-
ток, юго-восток.
*87. Поставив в центре листа чистой бумаги точку и,
обозначив ее Москвой, испытуемому предлагается показать
примерное расположение: Петербурга, Мурманска, Владивосто-
ка, Крыма, Германии, Японии .
*88. Узнавание времени на «слепом» циферблате. Рис. 13.
89. Установка «стрелок» часов по вербальной инструкций
(схематический рис. «слепого» циферблата выполняет Экспери-
ментатор).
При анализе успешности выполнения проб раздела «ориен-
тировка в пространстве» рекомендуется учитывать данные
анамнеза о способности больного ориентироваться в своей
квартире, улицах родного города, самостоятельно находить
свой дом и т. д. Для представления о нарушений топографи-
ческой памяти следует также выяснить, как больные описыва-
ют хорошо знакомые места (дом, улицу и т. д.).
Х. СТЕРЕОГНОЗ
*90. Узнавание реальных предметов с помощью осязания
(глаза испытуемого при этом закрыты). Предлагается, напри-
мер, узнать: ручку, монету, пуговицу, ключ, расческу, ремешок
от часов.
Если больной ошибается, ему предлагается узнать те же
предметы, открыв глаза.
1 Вариантов этой пробы может быть множество при сохранении об-
щих принципов.
Сенсибилизированным вариантом этой пробы является уз-
навание материалов, из которых сделаны предметы: дерево,
пластмасса, металл и т. п.
Задание выполняется правой и левой рукой (если позво-
ляет неврологический статус), при оценке результатов следует
учитывать особенности номинативной функции речи (пробы
17-19).
XI. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС
91. Зрительное представление.
Испытуемого просят представить и описать: очки, арбуз,
велосипед, или другие 3 или 6 предметов.